День памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и свт. Иакова, брата Господня

10.01.2016

День памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и свт. Иакова, брата Господня

ТРИ ДОБРОДЕТЕЛИ В ДАР ХРИСТУ

Завершаются дни празднования Рождества Христова.

аватар.jpgМир, отходя далее и далее от Церкви Христовой, хочет совершать этот праздник без Самого Христа – виновника этого торжества. Утомительные и пустые хлопоты, которыми наполнены предпраздничные дни, иссушают душу, тяжким грузом давят сердце. Проходят эти «праздники» и оставляют в душе пустоту и усталость.

Но праздники, Церковью рожденные, освящают нас – наши помыслы, чувства, дела. Торжество духовное продолжается и после завершения самого дня празднуемого события – через светлые и святые плоды покаяния и добрых дел, которые возрастают в наших душах. Они отрывают нас от земли и ведут на Небо духовное.

Таков и праздник Рождества Христова.

Предшествовавшие дни недельные символизировали ожидание святых Божиих людей, праведников рода человеческого, провозвестников вочеловечения Христа Спасителя: их пророческим предсказаниям о Нем – грядущем Мессии. Все творение готовилось послужить этому событию, и Церковь вот как говорит об этом: «Родившемуся от Девы вся тварь трепетом послужи: Небеса убо – звездою, земля же – ясльми, гора – вертепом, волхвы – дарами, пастыри – чудесем, Ангелы же – слава в вышних Богу» (Канон недели по Рождестве Христовом. 9-я песнь, 1-й тропарь).

Ныне же настало время и нам, современным христианам, продолжить эти труды служения Господу, чтобы и святых праотцев и отцев Спасителя не устами, но и сердцем почитать своими отцами и праотцами в вере и благочестии. Ибо и они не все были сродниками по плоти Спасителя, но все были Его верными и благими рабами, сродниками по Духу.

Боговоплощение принесло нам слова спасительной истины, которая постепенно изменила мир. Бог открыл и навсегда доказал, что человек велик и глубок, что он может постичь Божественное совершенство, Божественное присутствие, познать умом, озаренным благодатью, что мир утверждается на трех святых добродетелях: вере, надежде и любви.

И в подтверждение этой истины Церковь Святая дает нам сегодняшний день памяти трех святых.

Кого же зрим мы в этот день в святцах церковных? Трех святых мужей видим мы как бы склоняющихся у колыбели Новорожденного Спаса мира.

Это святой Иосиф Обручник, святой пророк Давид и святой апостол Иаков. В первые века христианства они были призваны Церковью для утверждения правого – православного – учения о природе человеческой и Божеской в Божественной Личности Спасителя. Ныне же они, по молитвам Церкви, приходят нам на помощь вначале служения воплотившемуся Владыке мира – от дней рождения в Вифлееме до завершения их страданиями на Голгофе.

Первый из них принес особо дар любви, ибо Иосиф, обрученный Деве Марии, хранитель Ее девства, нареченный отец Христа, и берег Его, и заботился о беспомощном Младенце, как заботится отец о своем чаде – всей силой отеческой любви, тревоги и забот. За благочестие и праведность он стал свидетелем и служителем великого таинства Боговоплощения, получил великую честь, полагавшуюся отцу, – дал новорожденному имя Иисус. Послушный воле Божией, он, уже немощной старец 80 лет, поднялся от домашней жизни и, спасая Младенца и Пречистую Его Матерь, бежал, как повелел ему Ангел, от гнева Ирода царя через каменистую пустыню в далекий Египет; для семьи там он добывал пропитание трудом своих рук. Годы детства нашего Спасителя проходили под опекой Иосифа, молчаливого хранителя великой тайны.

Такой дар любви и мы можем и должны приносить Богу.

Но надо знать, что и любовь к людям, и любовь к Богу достигается только теми, кто всю жизнь свою посвятил на служение Богу и ближним; любви достигают как вершины святости (святитель Лука Крымский).

Второй святой – Давид – «во пророцех царь и во царех пророк», как именуется он Церковью, – принес дар веры Богу.

Это молитвы покаяния 50-го псалма: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Наши сердца живо откликаются на эти слова, как будто это наши собственные слова. Это слова хвалы Господу: «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес» (Пс. 8: 2).

Слова благодарения и за творение человека: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его» (Пс. 8: 5–7).

Знакомые слова Шестопсалмия: «Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою… Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой» (Пс. 3: 4, 6–8).

И еще великое множество других дорогих и сокровенных слов святого псалмопевца знает каждый для себя и еще откроет при чтении, потому что книга эта – Псалтирь – неисчерпаема в мудрости, как неисчерпаема Премудрость Божия.

Это наследие нашей веры.

И вот третий святой муж предстоит пред нами – святой апостол Иаков, «Богобрат», как величает его творец церковных канонов Косма Маиумский.

Он принес дар святой христианской надежды, почитаем его как прообраз духовных чад Божиих, ибо святой Иаков стал впоследствии первым епископом Иерусалима – матери всех Церквей.

Как Церковь Иерусалимская особенно обязана умножением и утверждением верующих святому апостолу Иакову, так и нам да будет он примером святой надежды и упования веры нашей.

«Приблизьтесь к Богу, – зовет он собратьев по вере, – и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные».

Не надо бояться искушений, испытаний. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1: 2–3), «от терпения опытность, от опытности надежда» (Рим. 5: 4) – продолжает святой Павел апостол.

Иеродиакон Никон (Париманчук)

(память 11 - января)

Правв. Ио́сифа Обру́чника, Дави́да царя и Иа́кова, брата Господня. «Господь не ищет от нас безгрешия, а ищет от нас покаяния с сознанием своей греховности и с самоукорением»

Святой Иосиф был царского рода, из дома Давидова и Соломона, внук Матфатов, правнук Елиезеров, сын Иакова по природе, а Илиин по закону ужичества. Ибо его дед Матфат, по рождении отца его Иакова, умер. Жену же Матфатову, мать Иакова, взял за себя в замужество Мелхий, от колена Нафана, сына Давидова, и родил Илия. А Илий женился и умер бездетным, а после него Иаков, который был его братом от одной матери, но не от одного отца, взял за себя жену его, потому что закон предписывал, что, если кто умрет, не имея детей, то пусть брат его возьмет за себя жену его и воскресит потомство своего брата. По этому-то закону Иаков взял за себя жену братнюю и родил сего святого Иосифа обручника, и был Иосиф, как уже сказано, сыном обоих: по природе – Иакова, а по закону – Илия. Вот почему св. Евангелист Лука, излагая родословие Христа, назвал отцом Иосифовым Илия, говоря о Христе так: «сын, тот и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов» (Лк. 3:23-24), называя Илия вместо Иакова. – Об этом святом Иосифе существуют различные мнения у западных и у восточных христиан. Западные говорят, что он до самой кончины своей был девственником, совершенно не вступая в брак, а восточные утверждают, что он имел жену и родил детей. Так, Никифор, древний греческий историк, следуя св. Ипполиту, передает, что он женился на Саломии, но не думай (прибавляет он), что это та Саломия, которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа, это была иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой Богородицы, а это была дочь Аггея, брата Захария, отца Предтечи, Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, Иуду, Иосию, и двух дочерей Есфирь и Фамар, или, как говорят другие, – Марфу; а синаксарь недели святых мироносиц присовокупляет еще и третью дочь именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. А Георгий Кедрин, упомянув о двух дочерях Иосифа, говорит, что одна из них, Мария, была выдана замуж за Клеопу, брата Иосифа, уже после возвращения Иосифа из Египта, но та Мария, как кажется то же лицо, что и Марфа или Фамарь. Какая бы она ни была дочь, и сколько бы у Иосифа ни было дочерей, – во всяком случае несомненно то, что Иосиф был женат и имел сыновей и дочерей. По кончине же своей жены Саломии, святой Иосиф жил в вдовстве довольно время, проводя дни свои в чистоте. Во святом Евангелии его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен» (Мф. 1:19). И что может быть больше такого свидетельства? Он был столь праведен, что своею святостью превзошел прочих праведных праотцов и патриархов. Ибо кто был достоин стать обручником и мнимым мужем Пречистой Девы, Матери Божией? И кому дана была таковая честь, – сделаться нареченным отцом Христовым? Поистине Господь обрел сего мужа по сердцу Своему, которому Он открыл «безвестные и тайные премудрости» (Пс. 50:8) Свои, соделав его служителем таинства нашего спасения. Поистине он был достоин таковой чести и такого служения, ради совершенной по добродетелям жизни своей.

Господь восхотел родиться в нищете, заимствовав от царского рода только плоть, но не царскую славу, богатство и владычество. Посему Он благоизволил иметь нищею и Свою Пречистую Матерь, нищим и мнимого отца Своего, подавая образ смирения. Прожив всего сто десять лет, св. Иосиф мирно скончался и отошел к отцам своим, находившимся в шеоле, неся туда радостную и верную весть о том, что пришел желанный Мессия, имеющий освободить и спасти род человеческий, Христос Господь, Которому слава вовеки. Аминь.

В первом браке у праведного Иосифа было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. Восьмидесятилетним старцем он был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия. Как отметил настоятель псковского храма Успения Божией Матери священник Виталий Скнар: "Святой Иосиф после смерти жены Саломии вел чистую и праведную жизнь, что и привело к тому, что он сподобился послужить тайне спасения человечества, стать приемным отцом Господа нашего Иисуса Христа.

Когда он узнал о беременности Марии, то встал перед неразрешимым противоречием с точки зрения иудейского закона: он знал, что Мария целомудренна, что он к ней не прикасался, но видит ее беременность. По иудейскому закону муж должен был обличить жену, что было бы позором и для Марии, и для него, Мария должна быть побита камнями.

Праведный Иосиф не смог выступить в роли мучителя, предать человека на смерть. Он не был холодным законником, имея любовь в своем сердце к Марии, и решил отпустить Марию, или уйти самому. Но Иосифу явился Ангел Господень и сказал: "Иосиф, сыне Давидов, не убойся принять Марии, жены твоей, ибо родившеевся в Ней, есть от Духа Свята". Праведный Иосиф не участвовал в зачатии Спасителя, но ему принадлежало право отцовства, право наречения имени своему сыну. Он не был природным отцом Иисуса Христа, а был ему отцом по закону.

Родословие у евреев идет по отцовской линии: отец не участвует в рождении ребенка, но получает власть называть ребенка, нести за него ответственность, главенство закреплено за мужчинами. Святой Иосиф присутствовал при поклонении пастырей Новорожденному Богомладенцу и при поклонении Ему волхвов. На протяжении всей своей жизни он заботился о Святом семействе, разделяя все тяготы и невзгоды Семейства при бегстве в Египет, жили от трудов его рук, от ремесла плотницкого, которым владел Иосиф. Он раньше Господа отошел в мир иной, скончался в возрасте более ста лет, и там, в шеоле, куда попадали все праведники, в мире духов он сообщил радостную весть, что скоро грядет освобождение, избавление от смерти".

С первых страниц Библии, с обещания в раю согрешившему Адаму, начинается обетование, обещание Спасителя мира, Мессии. Обетование исполняется через допотопного патриарха Сима, праведного Ноя, отца всех верующих Авраама, и из колена Иудина произойдет Спаситель.

Святой царь и пророк Давид, из колена Иудина, был предком по плоти Господа нашего Иисуса Христа.

Он, младший сын Иессея, жил тысячу лет до Рождества Христова. В юности Давид пас стада овец, принадлежавшие отцу, и отличался глубокой верой, ревностно исполнял волю Божию. Поэтому во время нашествия филистимлян он Божией помощью одолел в единоборстве великана Голиафа, что решило исход войны в пользу израильского народа. Претерпев много обид от царя Саула, который видел в нем любимца народа и своего соперника, Давид явил свое незлобие и великодушие.

Дважды имея возможность убить Саула, он не сделал этого. Скрываясь от несправедливого гнева Саула, Давид говорил, что не смеет поднять руку на Помазанника Божия, он трепетно относился к царской власти. "Мы же, – сказал отец Виталий Скнар, – оказались в 1918 году лишены того благочестия и той правды, которые были у Давида, за что он почитается святым. Мы презрели власть царя, Помазанника Божьего, и дерзнули поднять руку на него. Это истребление нашего народа, которое происходит и сейчас, когда по миллиону в год численность населения России сокращается, и это в мирное время, говорит о расплате за то преступление, которое совершили наши предки в 1918 году, и за которое мы не принесли покаяния.

Грех убиения Помазанника Божия тяготеет над нашим народом до сих пор". После гибели Саула и его сына, Давид был провозглашен царем южной части израильского государства, а после убийства второго сына Саула – царем всего Израиля. Он устроил новую столицу – Иерусалим – Город мира, а в нем – новую скинию; его великое желание построить вместо скинии храм не сбылось. Ему было предсказано, что храм построит его сын, так как Давид пролил много крови, пусть очистительной, справедливой, но она была пролита. У Давида уже были чертежи будущего храма, были собраны средства на постройку Иерусалимского храма – все это он передал своему сыну Соломону и мирно отошел ко Господу.

Он имел блестящий талант военноначальника, сумел очистить свою землю и расширить границы Царства до Ефрата, Средиземного моря, Аравийской пустыни, укрепил закон и делал все, чтобы его народ жил в процветании. Но жизнь царя Давида была омрачена тяжелым падением: он взял себе жену своего военноначальника Урии Вирсавию, а самого Урию послал в сражение на смерть, приложив к прелюбодеянию грех убийства, что было тяжким грехом в очах Бога. Плодом покаяния Давида стал 50 Псалом, написанный им Господу: "Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое", который является образцом покаянной молитвы для любого кающегося грешника доныне и до скончания века.

Господь простил Давиду, но расплачивался за этот грех царь Давид всю свою жизнь – распря началась в его детях, которые были рождены от жен Давида, а один из его сыновей Авессалом восстал на Давида, своего отца, пытаясь лишить его царства. За грех Давида пришлось расплачиваться и его народу: был большой голод в стране, случилась и язва моровая, унесшая тысячи жизней. За грехи одного могут платить очень многие.

Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя – Мессии, Господа нашего Иисуса Христа. В Богослужении и личной молитве верующими, особенно православными, широко употребляется его Богодухновенная "Псалтирь". Как сказал отец Виталий Скнар, "Псалмы надо читать, они питают душу и помогают обратиться к Господу. Псалмы – все словеса Духа Святаго, сведенные в единую книгу. Кроме молитв, обращенных к Богу, там много пророчеств о самом Давиде, о его потомках, о Христе Спасителе мира и последних судьбах мира, и те пророчества, которые должны еще осуществиться. Псалмы написаны в разных обстоятельствах жизни царя Давида: в покаянии, в тревоге и опасности, при нашествии врагов".

Апостол Иаков, брат Господень – сын праведного Обручника Иосифа от его жены Саломонии.

С детских лет Иаков был назореем, то есть человеком, особо посвященным Богу. Обет назорейства означал жизнь чистую и святую, заповеданную некогда Господом всему Израилю. Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал Его апостолом. За Богоугодную жизнь он был избран первым епископом Иерусалимской Церкви. Святой Иаков председательствовал на Апостольском Соборе, в Иерусалиме, на котором рассматривался очень важный канонический вопрос: нужно ли христианам из язычников соблюдать обрядовые ветхозаветные предписания. Апостолом Иаковом было выражено Духом Святым, что христианам, приходящим из язычества, не надо соблюдать ветхозаветные предписания, которые потеряли свою силу. За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Его очень любили и христиане, и иудеи и назвали при жизни праведным.

После Воскресения Господь особым образом явился Иакову и уведомил его о Своем Воскресении. Когда встал вопрос об Иисусе перед праздником Пасхи, то иудеи просили Иакова сказать с крыши храма Иерусалимского всему народу о распятом Иисусе, что Он – не Мессия, надеясь, что Иаков образумит народ и удержит от новой ереси – так называли христианство иудеи. Но Иаков сказал, что Иисус Сын человеческий ныне восседает одесную великой Силы и Славы. Разгневанные иудеи, сбросили апостола Иакова сверху, но святой Иаков не умер, продолжая молиться о своих мучителях. Тогда его, полуживого, стали побивать камнями, пока один из кожевенников не убил Святого ударом валька по голове. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года.

Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание Литургии, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета. В 1853 году Александрийский Патриарх Иерофей прислал в Москву часть мощей святого апостола Иакова.

По материалам открытых интернет-источников.


Возврат к списку


#WORK_AREA#