Икона Богородицы «Воспитание»

18.03.2018

Икона Богородицы «Воспитание»

Празднование иконы Богородицы «Воспитание», 18 марта

АВАТАР Икона Б.М.Воспитание.jpegДревний византийский образ, который в России получил название «Воспитание», так как молящиеся перед нею получали помощь от Божией Матери в воспитании детей. Икона Богородицы прославилась по всей России своими чудотворениями. Оригинал иконы Богородицы до революции находился в Казанском соборе на Красной площади, но после разрушения храма бесследно исчез. В нас настоящее время в возрождённом Казанском соборе находится точный список чудотворной иконы Богородицы.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Воспитание» молятся о воспитании чад в вере и благочестии.

Икона «Воспитание». Опыт созерцания

Отрок Христос, одетый в золотой гиматий, спадающий с Его плеч – без хитона. Плоть Воплощения, Плоть Сына Божия – и есть риза Его, хитон нешвенный. Хитон обнажает и плечи, и ноги – Сын Божий над бездной, образованной складкой в темном мафории, словно над бездной смерти. Он готов к погружению в бездну, к шагу, к прыжку вниз, к «крайнему истощанию Своему», к кенозису…

Он – Слово Отчее, Он – великий Проповедник. И проповедь Его – вся жизнь, и смерть, и Воскресение Его.

Прекрасна Матерь Христова – фигура Ее стройна, как древо, вырастающее из земли к небу. Так прорастает земля в Небо…

Об этом мечтали люди с глубочайшей древности – возводя гигантские менгиры или колонны храмов, украшенные листвой деревьев.

Дерево, древо земное прорастает в божественную, небесную высь – и земля, темная почва, смиренная и молчаливо принимающая в себя «от века мертвецов» сама становится небом.

Так мечтали люди, и порой отчаивались в своих мечтаниях, почитая их недостижимыми, и обращались к богам иным — суетным, понятным и практичным. Они совершали жертвы и культовые игрища под священными деревьями, в священных рощах, «между идолами своими вокруг жертвенников их, на всяком высоком холме, на всех вершинах гор и под всяким зеленеющим деревом, и под всяким ветвистым дубом, на том месте, … они приносили благовонные курения всем идолам своим» (Иез.6:13).

Но все их попытки окончились тоской, пленом и полным крахом.

«И узнаете, что Я – Господь».

Вот Он – Отрок, полностью уязвимый, едва покрытый золотым спадающим гиматием… Он отдаст плечи на раны, руки и ноги Свои даст пригвоздить к сухому дереву – дереву проклятому, крестному. Ибо проклят всякий, кто висит на древе (Втор.21:23 и Гал. 3:13).

«Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел». (Втор. 21:22-23)

Не было лжи во устах Его, никто не мог обличить Его в неправде – но человеческая злоба превозмогла человеческую чистоту и красоту Отрока Господня. Обнаженный, был Он повешен на древо, и тело Его, растянутое крестообразно на орудии пытки и позора, само образовало крест…

Крест, древо, прорастающее из смерти в жизнь. Крест, который, по слову Честертона, подобен фигуре человека. Крест, который древние люди порой использовали как символ человека…

На одном из изводов иконы риза Богоматери, соединяясь на груди Ее, образует букву Y, как в древнем слове-символе веры ранних христиан IXTYΣ. Сын Божий, закланный Агнец, стоящий пред престолом Отчим всегда, с язвами крестными.

И теперь Настоящий Человек и Крест соединились навсегда.

«Он…предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих» (Ис.53:12)

Древо проросло в Небо. Золотой гиматий Божества опал с плеч Сына, и застыл золотым кристаллом драгоценным в сердце земли. И прозелень иконы, Дух Божий, носящийся над бездной, в которую ступил Сын, одевает Церковь Его.

Подобно тому, как ударяет молния в землю, оставляя жилу чистого золота – ибо так думали люди в античности – ударил Сын Бога Небесного в землю, стремящуюся тысячелетиями в Небо.

«Не бойтесь!» – поднимает Он руку в риторском жесте, а на обнаженном плече его – царский клавий. – «Не бойтесь за Меня, жены Иерусалимские, не бойся за Меня, Петр, не бойтесь, все любящие Меня – Я живу, и вы живы будете! Но прежде Я иду — Я исполню всякую правду».

Он ударился о землю, Он умер, Он оживил сухое дерево, Он стал камнем и золотом в сердце земли, при корнях Церкви, Он не остался в земле с мертвецами, но извел Он источник воды живой, бьющий из скалы Церкви, из подножия Креста-Древа…

И ныне – вовек! –

небывало-иное –

слова, расколовшие горы надвое –

— Идем!

Дождем

обновится пустыня сухая,

и мертвая кожа,

и память глухая –

— Идем!

Зрачок – ко зрачку,

и дыханье – к дыханью,

за руку – рука разорвет расставанье –

— Восстань! Отсюда идем!

Источник: http://www.pravmir.ru/


Возврат к списку


#WORK_AREA#