Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 06.11.2016

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»


Царица неба и земли,

Скорбящих утешенье,

Молитве грешников внемли:

В Тебе — надежда и спасенье.

Погрязли мы во зле страстей,

Блуждаем в тьме порока,

Но… наша Родина… О, к ней

Склони всевидящее око.

Святая Русь — твой светлый дом

Почти что погибает,

К Тебе, Заступница, зовем:

Иной никто о нас не знает.

О, не оставь Своих детей,

Скорбящих Упованье,

Не отврати Своих очей

От наших скорби и страданья.

Одно из стихотворений, переписанных царственными страстотерпцами в Тобольске

Празднование 24 октября/6 ноября

"Всех скорбящих Радосте" — наименование иконы Богородицы, почитаемой в Церкви чудотворной. Впервые прославилась в 1688 году...

«Всех Скорбящих Радость», «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…» — наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной церкви чудотворной. Известна в различных списках.

На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы (Мандо́рла (от итал. mandorla — миндалина), особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых)), окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени.

Согласно преданию, образ впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения) на Большой Ордынке, где, как считается, и хранится ныне (в честь иконы освящён северный придел храма).

Прославление иконы совершилось следующим образом.

Икона «Всех Скорбящих Радость» впервые прославилась как чудотворная в 1688 году, в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. Скорее всего, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена из камня на пожертвования Евдокии Васильевой Акинфовой. К 1688 году икона была уже настолько ветхой, что после прославления её укрепили вставками кипарисового дерева.

Чудо, прославившее икону, по преданию, заключалось в исцелении по молитве к иконе родной сестры Патриарха Московского Иоакима (1674-1690 гг.) Евфимии Петровой Папиной.

Церковная запись Преображенской церкви сообщает: «В Лето 7196 месяца Октовриа в 24-й день… в царствующем граде Москве… Бе некая вдова именем Евфимия, Петрова дщерь, по реклу Папина, Святейшего же кир Иоакима патриарха единоутробная сестра… лежашеона на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яковидетися уже ей к смерти, но и внутреннимъ являтися из боку ея».

По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Ефимия Папина однажды утром во время молитвы услышала голос:

— Евфимия, отчего в страдании твоём не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?

— Где же найти мне такую Целительницу? — отвечала Евфимия, изумлённая голосом.

И был ответ:

— Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины.Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.

Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения наОрдныке есть икона «Всех скорбящих Радость», попросила принести её к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из «Сказания об иконе», написанного практически сразу после совершения чуда.

Служба иконе «Всех скорбящих Радость» по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

Дальнейшая история

Событие получило широкий отклик (так как Ефимия была родной сестрой покойного патриарха), помимо Сказания были составлены служба и молитвы иконе, а изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с неё списки.

Церковь Преображения на Ордынке стала известной в народе не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская — по приделу, посвящённому чудотворному образу.

Согласно одной из версий, в 1711 году икону увезла из Москвы царевна Наталья, оставив вместо неё список. По другим версиям, царевна, напротив, увезла список, оставив оригинал в Москве.

При советской власти церковь была закрыта и превращена в фондохранилищеГосударственной Третьяковской галереи. По некоторым сведениям, хранившаяся там икона бесследно исчезла. Та икона, которая хранится сейчас на Ордынке, по одной из версий, является вкладом патриарха Алексия I, подарившего её храму, когда в годы Великой Отечественной войны были возобновлены службы. Это точный список с первоначальной иконы, созданный, по-видимому, во второй половине XVIII века. По другой версии, это именно та икона, которая находилась там до закрытия храма.

Помимо храма на Большой Ордынке, в первопрестольной ныне действуют еще четыре приходских храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость» (на 3-й Мещанской при Старо-Екатерининской больнице, на Калитниковском кладбище (с местночтимымсписком), на Зацепе (более известный по приделу как храм Фрола и Лавра) и при психиатрической больнице на Канатчиковой даче); такое же посвящение имеет и престолбольничного храма Николо-Угрешского монастыря. Прежде в Москве имелись такжеСкорбященский женский монастырь на Новослободской улице и почти десятокСкорбященских церквей, в том числе при нескольких больницах, приютах и тюрьме «Матросская тишина».

В отличие от москвичей, православные города на Неве были уверены, что первоявленныйобраз чудотворной был в 1711 году перевезен в новую столицу сестрой Петра I царевной Наталией Алексеевной и со временем оказался в Скорбященской церкви на Шпалерной улице. Чуду именно от этого образа приписывалось прекращение свирепствовавшей во времена Екатерины II эпидемии оспы.

Церковные историки уже к началу ХХ столетия затруднялись ответить, какая из икон — на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге — являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской.

Однако со временем и Санкт-Петербург обрел свою икону «Всех скорбящих Радость» в особом ее изводе — так называемой «Богородицы с грошиками». В давние временажившие в пригородной деревне Клочки (ныне это район Стеклянного завода, давно вошедший в черту Петербурга) купцы Куракины нашли прибитый волнами Невы к берегу образ Богородицы; через несколько поколений их наследники пожертвовали семейную святыню в часовню при Стеклянном заводе.

23 июля 1888 года над невскими берегами разразилась страшная гроза. Ударом молнии выжгло внутренние стены часовни вместе со всеми иконами и разбросало монеты из кружки для подаяний. Уцелела лишь одна икона, причем с лика Пречистой спали позднейшие записи, а двенадцать медных монет из кружки были с нечеловеческой силой вбиты в доску иконы. С тех пор новая чудотворная и получила народное наименование «Богоматери (с грошиками)». На следующий день к часовне потекли потоки богомольцев, начались и уже не прекращались чудесные исцеления. В 1898 году здесь был освящен новый храм, причем чудотворная оставалась в часовне и переносилась в храм лишь на время богослужений. Именно это место упоминается в строках А. А. Ахматовой «Пароходик идет до Скорбящей…» — так обычно добирались сюда богомольцы. В советское время храм был разрушен, часовня Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, сам же чудотворный образ (с грошиками) находится неподалеку, в Троицкой церкви «Кулич и пасха».

Особенности иконографии

На петербургском изводе Пречистая пишется с распростертыми руками, со склоненным влево ликом, нижние Ее одежды багряные, верхние — темно-синие, глава облечена в белое покрывало, без царского венца. Выше в облаках — благословляющий Спаситель, вокруг — Ангелы, страждущие, зеленые ветви и непременные двенадцать монет.

Празднование иконе «Всех скорбящих Радость» совершается 24 октября по старому стилю (некоторые из списков с нее имеют и свои особые дни празднования). И в нынешних границах России, и в ее исторических пределах, и по всему миру, где только ни ступала нога русского человека, звучали, звучат и до конца мира сего будут звучать слова песнопений в честь этой святой иконы.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, надкоторыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей.

Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и ВарлаамаХутынского. Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился приделпреподобного Варлаама Хутынского (до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь).

«Всех скорбящих Радость» — начальная строка одной из богородичных стихир. По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым, работавшим в европейской стилистике.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке. Сходные с ним — «Живоносныйисточник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью».

Исследователи отмечают, что иконография Всех скорбящих Радости» не получила «единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов. Ранние изводы XVII века первоначально не имели изображений страждущих. Они появляются только после прославления иконы в 1688 году.

Помимо изображения Богородицы, традиционно включает в себя изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери. Богоматерь изображается в рост, стоящей в мандорле (сиянии) и в окружении ангелов, (с Младенцем на левой руке, но чаще без него). Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная. Дева Мария стоит на полумесяце (образ из иконографии апокалиптической Жены, облечённой в солнце — Откр.12:1) или на облаках.

Некоторые списки с неё имеют свои дни празднования.

По материалам открытых интернет источников


Возврат к списку


#WORK_AREA#