Лазарева суббота

30.03.2018

Лазарева суббота

Что такое Лазарева суббота

аватар Лазарева суббота.jpgЛазарева суббота, или Вербная суббота,— это суббота шестой недели Великого поста. Эта неделя еще называется Неделей Ваий («Ваия» — пальмовая ветвь (церк. устар.)), или Вербной неделей. В этот день мы вспоминаем чудо воскрешения праведного Лазаря

В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются в соседние дни: субботу и воскресенье. Интересно, что богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим.

Сейчас эти два праздника неразрывно связаны. Они предшествуют событиям Страстной седмицы: предательству Христа Иудой, страданиям, распятию и Воскресению Спасителя.

 

События Лазаревой субботы

О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов — Апостол Иоанн Богослов.

Перед тем, как отправиться в столицу — Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорого гостя. Христа привела сюда печальная весть — его друг Лазарь умер.

Еще по пути в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

 

Воскрешение Лазаря

 

Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили.

Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон».

После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос — Сын Божий.

И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейское священноначание испугалось и задумало страшное: «c этого дня положили убить Его».

Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самый важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно все — и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение. Это чудо — свидетельство того, что Господь любит каждого из нас.

 

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке на Кипре

После чуда воскрешения праведный Лазарь прожил еще 30 лет. Он стал епископом в городе Китион (сейчас Ларнака) на острове Кипр. После смерти мощи святого положили в мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (Ларнака) построили храм в честь праведного Лазаря. Его возвели на самой гробнице святого. Сейчас в паломничество к храму приезжают христиане со всего мира.

Церковь праведного Лазаря построили примерно в 890 г. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 г., восторженно писал о здании: «Никогда я не видел ничего подобного!».

Иконостас храма выполнен из дерева, это образец искуснейшей резьбы. В церкви хранится несколько древних византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковь, в нее ведут ступеньки с правой части иконостаса. Внутри — два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

Мраморный ковчерг с мощами Лазаря обнаружили 1972 году именно в этом храме, ученые подробно исследовали их и подтвердили их подлинность. Видимо, мощи святого в IX веке вывезли в Константинополь не полностью.

Сейчас вокруг храма еще можно увидеть некоторые из построек монастыря, который существовал здесь много лет назад. В одной из них сейчас расположен музей. На территории церкви сохранилось также небольшое кладбище.

 

О смерти и воскресении

Важный момент: воскрешение Лазаря по вполне понятным причинам сразу стало «скандалом». Именно этим объясняется торжественая встреча Христа в Иерусалиме, в котором у Него почти не было учеников.

Воскрешение было доказательством мессианского достоинтсва Иисуса, поэтому Его встречают как Царя. Казалось бы, на этом — всё. Но как мы знаем, это было только началом. А концом и целью стал Крест.

Интересно, что Господь воскресил «всего лишь» трех людей: сына вдовы, дочь Иаира и Лазаря. Двух детей и друга...

 

Иисус — человек

 

Православие по Феодору Студиту сводится к формуле: «три в Боге и два во Христе». Один из Троицы стал человеком. Но верим ли мы на самом деле, что Иисус был человеком?  Иисус плачет, узнав что Его друг, Лазарь, умер. Всезнающее и Всеблаженное Божество плачет, когда умер близкий. «Смотри, как Он любил его»...

 

Смысл страдания

 

«Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Это первый шаг к вопросам теодицеи: «Почему Бог допускает зло?», «в чем смысл страданий»?  Ответ Христа: «это болезнь не к смерти, но к славе Божьей».

Также и со слепорожденным: Господи, какой смысл в его слепоте? У грешных людей возникает ложная идея справедливого наказания. Но Господь отвергает этот морок: не согрешил ни он (слепой), ни родители его. Зачем же? «Чтобы явились дела Божьи».

Аналогичным образом решена проблема в книге Иова. «Слава Божья» и «дела Божьи» — вот конечная цель всего.

Второй вопрос, на который мы находим ответ в истории воскрешения Лазаря: как Господь «реагирует» на нашу боль? Как Космический Палач? Нет: как сочувствующий друг — слезами. Теодицея не утешает (если только это не вера святых в Промысел) — утешают слёзы Господа.

 

Вера и догмат

 

В рассказе о воскрешении Лазаря есть интересное противопоставление факта воскрешения и догмы воскресения.

Первое. Марфа на слова Иисуса: «воскреснет брат твой», отвечает — «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Марфа исповедует догмат о воскресении мертвых в последний день вне связи с «реальной жизнью». Но Христос — это про реальную жизнь, и Лазарь воскреснет сейчас и здесь.

Второе. Фарисеи были той религиозной группой, которая верила в воскресение мертвых (в Торе в явном виде это учение не содержится, и воскресение было предметом религиозных споров). Как отреагировали фарисеи, увидев воплощение своей веры? Они решили убить Христа. В этом есть какая-то жестокая правда о религии: верящие в воскресение убили Воскресившего.

 

Чудо в XXI веке

 

Благочестие и правоверие — одно. Реальность и чудо — другое. Не обязательно как у фарисеев — может быть как у Марфы...

В XXI веке более значим другой конфликт: вера и чудо. Наша эпоха не верит в чудеса. Но даже если из Писания и Предания можно вычеркнуть отдельные сверхъестественные вещи как легендарные, с чудом как таковым так не получится. «Если не воскрес Христос, вера наша тщетна, мы самые несчастные из людей» — говорит апостол Павел. Если Бог есть, то чудо существует — не как фокус и магия, но как реальное присутствие Реального здесь. Быть христианином — значит верить, что Ииусус воскрес. На самом ли деле мы верим в это?

 

Победа над смертью

 

«Лазарем тя Христос уже разрушает, Смерте, и где твоя, аде, победа» — поет Церковь в эти дни. Лазарева суббота — это предвосхищение Пасхи, а триумф Входа Господа в Иерусалим — это предвосхищение подлинного триумфа — триумфа Креста.

Победа над смертью и адом — вот что совершил Христос. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» — вот наша надежда и цель. (Совсем не «боюсь в ужасе пришествия антихриста», как это часто сейчас бывает. Тот факт, что ликование и надежда сменились страхом, сигнализирует о чем-то очень плохом в истории христианства).

Не явным образом страх антихриста коррелирует с фантазмом живых мертвецов — одним из главных символических фигур современности. Наша эпоха (если судить по медия, во всяком случае) в принципе не воспринимает христианскую надежу на воскресение мертвых. На что она способна так это на возрождение архаического страха перед мертвецами.

Победа над смертью, надежда на воскресение мертвых — вот центральное в христианстве.


Возврат к списку


#WORK_AREA#