С Крещением Господнем, дорогое воинство Христово!

С Крещением Господнем, дорогое воинство Христово! 19.01.2018

С Крещением Господнем, дорогое воинство Христово!


image1.jpg

Сердечно поздравляем всех Православных христиан с праздником Святого Богоявления и Крещения Господня!

Крещение - светлый праздник нашего просвещения, отречения от злых и темных сил, сочетания и присяги в верности Господу нашему Иисусу Христу.

Принимая Святое Крещение мы нарекаемся воинами Христовыми и клянемся служить Господу не щадя своих сил и самой жизни, вести брань с миродержителями тьмы века сего, духами злобы.

А для сего приимем Всеоружие Божие, дабы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Станем, препоясавшись истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмем щит веры, которым возможем угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмем, и меч духовный, который есть Слово Божие.

С праздником Святого Богоявления и Крещения Господня, дорогое воинство Христово!


Крещение Господне - один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 17 января. Праздник начинается вечером 18 января, когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.

Начало празднования Крещения Господня восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

Праздник Крещения называется еще Богоявлением потому, что при Крещении Господа миру явилась Пресвятая Троица - Бог Отец глаголом с небес о Сыне; Сын крещением от Предтечи Иоанна, и Дух Святой сошествием на Сына в виде голубя.

С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. (Гал. 3:27)

 

Аще кто не родится свыше — водою и Духом, не может внити в царствие Божие. (Ин. 3:3, 5)

 

Спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго. (Тит. 3:5)

Настал новый, пресветлый праздник, день Светов, день преславнаго, таинственнаго Крещения Господня, Которому мы все обязаны своим пакибытием или возрождением, просвещением, обновлением и усыновлением Отцу небесному, от Котораго отчуждено было скверною греха человечество несколько тысяч лет.

Снова порадуемся, дорогие братия и сестры, безмерной благости и премудрости Божией, чудно устроившей возрождение наше в водах Иордана, чрез погружение в них плотию Самого Господа славы, освятившаго воды, установившаго и подавшаго нам образ и способ таинственнаго обновления нашего. Глубоко и чудесно это таинство! Сколь чудесно и животворно таинство святого Причащения Тела и Крови Христовых, в коих Он весь почивает, чрез которыя и совершает державно очищение грехов наших, освящение и обожение, — столь же чудно и действенно ко спасению оскверненнаго и погибающаго грехом человеческаго рода таинство Божественнаго Крещения; и одно другому помогают, и то и другое необходимо ко спасению. О, несказанная премудрость и тайна Божия, которую только верою можно принимать и уразумевать, но не пытливым, близоруким и омраченным страстями умом человеческим.

 

Как сотворение наше Богом есть величайшая тайна благости, премудрости и всемогущества Божия, — так и тайна возрождения нашего в крещении есть таинство, пред которым должен в благоговении поникнуть разум человеческий. Только безконечный Разум Божий мог умыслить и предложить верное средство к очищению и возрождению растлевшаго грехом, до костей и мозгов, до самой глубины сердца рода человеческаго, и присвоению Богу совершенно отчужденнаго и погибавшаго человека. Никакой ум не только человеческий, но и ангельский не мог найти к тому средства.

 

image3.jpgСвятая Церковь, богословствуя Духом Святым, о тайне Крещения Господа нашего, говорит, что Господь, крестившись в водах Иордана, потопил человеческий грех Своею безмерною праведностию, освятил воды и на все века дал им силу освящения, чтобы даровать нам баню пакибытия и обновления Духом Святым; отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама и низвести на землю Духа Святаго, Который не имел на земле места, где голову приклонить, по причине крайняго развращения рода человеческаго; чтобы Адама очистить от скверны и возвести на небо оправданным после пятитысячелетняго наказания во аде.

 

«Да Твоея славы всяческая исполниши, Тебе Самаго истощил еси даже и до рабия образа. Ныне же длани раба (Предтечи) подклоняеши главу рабски, мое наздание благоутробно очищая», — возглашает Церковь в службе на этот праздник. «Явльшуся Тебе телом, освятися земля, воды благословишася, Небо просветися, род же человеков горькаго мучительства вражия избавися. Нов Адам быв Содетель, огнем, и Духом, и водою странное совершая возрождение и обновление чудное, кроме сокрушения и горнил Крещением Богодетельным новотворя. Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело сложеное, животна назидая человека».


Слава Господу Иисусу, крестившемуся во Иордане нашего ради спасения и даровавшему нам возрождение, пакибытие (вторичное бытие), усыновление Богу и живот вечный, разорившему прежнее средостение вражды и проклятия, и праведнаго отвержения нашего от Бога.

 

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», то есть крестившиеся во имя Христа и Святыя Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, — словом в Христово совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову — в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (Ефес. 4:24).

 

Облеклись ли мы во Христа? Спросим себя и размыслим о сем искренно. А если не облеклись, то мы и не Христовы. Ибо Апостол говорит, что кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9).

 

Если кто не родится водою и духом, тот не может видеть царствия Божия. Аминь.

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Крещение Господне.jpgЕсли Рождество Христово положило начало новой эре человечества, то Крещение Господне – то событие, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами. Маленькая речка Иордан словно поделила историю планеты на время до Христа и христианскую эпоху, в которой, хочется надеяться, мы живём и сейчас…

 

Приход Мессии был обещан Ветхим Заветом, евреи ждали Его. Поэтому многие приняли за Спасителя мира странного человека, жившего в пустыне, носившего простую одежду из верблюжьей шерсти и питавшегося тем, что найдёт среди камней. Он призывал евреев покаяться, очиститься от грехов, совершив ритуальный обряд омовения в реке Иордан. Этого человека звали Иоанн Креститель.

 

Но он, конечно, не был Спасителем – он был последним ветхозаветным пророком, которого Бог послал на землю, чтобы предупредить человечество, что Спаситель вот-вот придёт, что Он уже рождён и ходит по этой грешной земле. Естественно, знал об этом и сам Иоанн, которого ещё называют Предтечей, – потому что он пришёл с проповедью прежде («пред») Христа. Предтеча со старославянского – «предшественник, предвестник».

 

Поэтому, когда к нему пришёл Христос и попросил крестить Его в водах Иордана, Иоанн удивился: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» На что Иисус ответил: «Надлежит нам исполнить всякую правду» (Лк. 3:21). В том смысле, что Бог через пророков Ветхого Завета предусмотрел именно такой порядок явления людям Своего Сына.

 

Иоанн крестил Иисуса. И тут же, как дальше рассказывает евангелист Лука, «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» Таким образом Бог ясно и недвусмысленно сообщил людям – а их на реке Иордан рядом с Иоанном собиралось довольно много – что Спаситель уже пришёл, более того, Он рядом с ними.

Крещение – это первое событие в публичной деятельности Христа. О том, как Он жил и что делал до крещения в Иордане, нам почти ничего неизвестно. (По преданию, Иисус был плотником – но это всего лишь предание, основанное на том, что Его приёмный отец, святой Иосиф, был плотником). Однако именно крещение в Иордане стало (не для Христа – Он-то прекрасно знал, что с Ним произойдёт дальше – а для всех нас) отправной точкой, с которой, по большому счёту, началась евангельская история, наша Церковь и наша вера.

 

Ведь после этого, буквально на следующий день, к Христу присоединились самые первые Его ученики. «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом», – рассказывает евангелист Иоанн. «Оба ученика» – это апостол Андрей, названный Первозванным именно потому, что первым пошёл за Христом, и его брат Симон, которого Иисус назвал Петром. По Палестине тут же разнеслась весть о Христе. «…Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности», – пишет евангелист Лука. И учеников у Христа с каждым днём становилось всё больше.

 

А Сам Иисус ушёл в пустыню – Он должен был уединиться, чтобы подготовиться к исполнению той Миссии, для которой Он и пришёл на землю… В пустыне Христос сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» (Лк.4:2). Дьявол и его подручные борются за душу каждого из нас, но сложно себе представить – как ожесточённо они боролись за Его душу… «И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом  Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. И повёл Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив всё искушение, диавол отошёл от Него до времени» (Лк.4-13).

 

Крещение Господне..jpgДля простоты то, что произошло на реке Иордан, мы называем крещением. Хотя, конечно, какое же крещение без Христа, Его Распятия и Вознесения на Небо? Это прекрасно понимал и сам Иоанн Креститель. Он говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф.3,11). То есть крещение от Иоанна – это крещение покаяния, иначе говоря – крещение предварительное. Ведь без искреннего покаяния людям закрыт путь в Царствие небесное. Но без Духа Святого нет и настоящего христианского крещения.

 

Таинство Крещения в Православной Церкви почти в точности повторяет то, что произошло два тысячелетия назад на реке Иордан, во всяком случае – внешне. Человека погружают в купель, он отрекается от дьявола и «сочетается» Христу. Это «сочетание», то есть, по сути, присяга в верности Христу и Его учению, и есть главное отличие нашего крещения от того, что принял Христос.

 

Православие.Ru



«В Крещении Господа начинается искупительная Жертва Христова»

23-5.jpg

Проповедь священника Александра Шумского на патриаршем Богослужении в Богоявленском кафедральном соборе в праздник святого Богоявления…

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Нередко можно услышать вопросы: зачем крестился Господь наш Иисус Христос, в чем смысл праздника Богоявления Господня? Ведь Он – Бог. Зачем Богу понадобилось принимать крещение от человека по имени Иоанн Предтеча? Сам Иоанн тоже пришел в растерянность, увидев Богочеловека, пожелавшего принять крещение от обычного человека. Он вопрошает Христа: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). «Страшно ввести в воду Чистейшего воды! Страшно-престрашно творению опустить руку свою на главу Творца. Как дерзнет человек из праха и пепла возложить руку на того, для Кого Херувимы – подножие ног Его!», - восклицает святитель Николай Сербский (Велимирович). Господь отвечает Иоанну Предтече на его вопрос такими словами: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам (с тобой) исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14, 15). Вот такой сокровенный ответ. И опять возникает вопрос: Что это за правда? 

Мы никогда не поймем до конца своим умом тайну Божиего домостроительства. Любое действие Бога никогда не может быть постигнуто нами в полной мере. Всегда останется тайна. Но, тем не менее, на вопрос, о какой правде говорит Спаситель, мы можем отчасти ответить, обратясь к богослужебным текстам, святоотеческим толкованиям и церковным обычаям. И тогда мы увидим, что Крещение Господне – это свет, рассеявший диавольскую тьму, сгустевшую за многие века до прихода в мiр Спасителя. С одной стороны, языческую тьму идолопоклонства, безбожия, животнопоклонения, небывалой срамоты, гордыни. С другой стороны, законническую иудейскую тьму лицемерного обрядоверия, закрывшую полностью для ветхозаветных евреев и Лик Божий, и лицо человеческое. Потеряв связь с Богом, иудеи перестали отличать добро от зла, правду от лжи. Они духовно деградировали и превратились в бунтовщиков. Недаром же в Священном Писании израильский народ именуется народом «с медным лбом и железным затылком», что означает страшную ослепляющую железобетонную гордыню.Это иудейское бунтарство против Бога очень точно характеризует известный подвижник благочестия митрополит Вениамин (Федченков): «Постоянные восстания, политическая борьба, революции – вот картина жизни перед Христом. И, наконец, Иудея подпала под власть Рима». 

Мы видим, что и язычники, и иудеи перед приходом Христа полностью оказались во власти диавольской державы. И Господь пришел в мiр, чтобы сокрушить эту державу. 

Только что мы с вами праздновали Воплощение Сына Божиего – Рождество Христово. Но мы, христиане, радуемся этому только теперь, а непосредственно в исторический момент Воплощения и Рождества Христа Спасителя об этом знали немногие. И вот, когда Иисусу Христу исполнилось уже тридцать лет, наступило время начала избавления людей от власти диавола, время сокрушения диавольской державы. Для этого пришел Господь на реку Иордан и принял крещение от Иоанна Предтечи. И с Крещения Господня начинается воссоздание благодатного Царства на земле, воссоздание Божией Державы и сокрушение державы диавольской. Начинается великое державное дело Господа нашего Иисуса Христа. Крещение Иисуса Христа нужно было для явления Господа Израилю, а потом и всему мiру. Вот об этом Царстве пришел Господь проповедовать ныне, начав с Крещения Своего. 

В Крещении Господа начинается искупительная Жертва Христова за весь мiр, за всех людей. Крестясь в Иордане, Господь омывается не от Своих грехов, ибо Он Безгрешен, а от взятых на Себя наших грехов. Он спасает первозданного Адама. Митрополит Вениамин (Федченков) говорит об этом так: «Какое смирение! Какая жертвенность любви! Какое послушание! И это было необходимо: Адам нарушает заповедь Божию по гордости – Христос смиряется до крещения; Адам самооправдывается – Христос очищается даже от чужих грехов, вмененных Себе». 

После крещения Господь, выходя из воды, молится. Он молится Богу от имени всего человеческого рода. Но это человеческая сторона общения. Необходима была и другая, ответная. И она не замедлила себя обнаружить. «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк. 3, 21, 22). Благодать Духа, отнятая Богом от падшего человечества, возвращается теперь роду человеческому – пока во едином Христе. Для этого совершилось Крещение Господне. Он крестился за наши грехи, и получил на Себя сошедшего Духа Святого. 

Но это еще не все. После сошествия Духа раздался Глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Преславный Глас Отца! Теперь, в Крещении Господнем, сошел на Богочеловека Христа Дух Святой. И только после этого человечество стало способно воспринимать Глас Отца. Апостол Павел говорит: «Чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2, 18). 

И сейчас Гласом Отчим проявляется в мiре Пресвятая Троица – Бог: Отец провозглашает, Сын крестится, Дух Святой снисходит на Него. 

Пресвятою Троицею существует и живет все в мире небесном, в мiре земном и во вселенной. И к Ней должно стремиться все! Она – и источник всего, и последняя цель! Крещеный Господь, получив Святого Духа и услышав Глас Отца, возвращает падшее человечество в Царство Отца и Сына и Святого Духа, в Царство Троицы. Ее Имя было забыто в Ветхом Завете и потребовалось послать Сына Божия, чтобы Он снова научил всех людей веровать в Нее. 

Так крещается Христос в Иордане и омывается не от Своих грехов, как Безгрешный, а от взятых на Себя, вмененных Себе, грехов наших. 

С чем можно сравнить такую жертвенную любовь к нам Иисуса Христа? И как мы должны отвечать на такую непостижимую любовь к нам? 

Если бы в мире кто-нибудь взял на себя наши денежные долги и заплатил бы за нас, как бы благодарны мы ему были! Как бы мы были рады за себя, что освободились от неоплатных долгов! Как бы мы были потом верны этому человеку, желая хоть этим отплатить ему за спасительный дар! Какою любовью мы хотели бы заслужить его доброе отношение к нам! Как бы мы боялись чем-нибудь огорчить его! И зададимся вопросом, братья и сестры, как мы зачастую поступаем по отношению ко Господу нашему Иисусу Христу, давшему нам несоизмеримо больше, чем любой земнородный, заплативший за нас денежные или иные материальные долги?! 

На богослужении в день праздника мы слышим такие слова: «Христос явися, всю тварь хотя обновити»; «Днесь тварь просвещается». Происходит новое творение, ибо теперь все существующее умирает. Следовательно, и человечество, и весь мiр обновляются Крещением Христовым. Как говорит cвятитель Василий Великий: «Прежде чем начнется другая жизнь, нужно покончить с первой». В Крещении мы очищаемся от грехов, освобождаемся от власти диавола и усыновляемся Богу. В открытии благодатного Царства и заключается главный смысл праздника. Праздник Богоявления и Крещения еще называют Просвещением, потому что Христос просвещает человечество Своим спасительным светом, рассеивающим диавольскую тьму, озаряет дух человеческий познанием глубочайшей Божественной тайны. 

Все, что произошло при Крещении Христовом, происходит и при крещении каждого из нас. Как говорит cвятитель Василий Великий: «Господь, управляющий жизнь нашу, установил для нас завет крещения, имеющего в себе образ смерти и жизни. Вода имеет образ смерти, принимающей тело для погребения, а Дух вливает животворящую силу, обновляющую жизнь души нашей от смерти греховной в первозданную жизнь». Погружением в воду мы умираем со Христом, восстанием из воды мы соединяемся с Живым Христом. Кроткий Дух Божий, как голубь, парит над нами, вдохновляя нас Своею всемогущею благодатию. А Отец усыновляет нас через любовь Иисуса Христа и свидетельствует об этом усыновлении Своим Гласом. 

Крещение Господне – один из любимейших праздников нашего православного народа. Даже люди малоцерковные и зачастую совсем нецерковные в этот праздничный день приходят в храм Божий, чтобы набрать крещенской воды. Поразительно, но ведь даже и в жестокое советское время, когда господствовала атеистическая идеология, само слово «крещение» часто употреблялось, особенно в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Когда советские – русские солдаты возвращались из своего первого боя, командиры поздравляли их «с боевым крещением». И многие неверующие и даже некрещеные встретили Бога на дорогах войны и крестились своей кровью, как древние мученики. Происходит это и сегодня – в многострадальной Сирии и на Украинской братской земле, где люди отдают жизнь за веру Христову. 

Образ крещенских вод Иордана вдохновляет нас. Иордан впадает в Мёртвое море, являющееся метафорой черствого и омертвевшего человеческого сердца. Животворящие воды Иордана, пролегая через минные поля человеческого греха, злобы, невиданной жестокости, льются, не переставая, в омертвевшее человеческое сердце, воскрешая его и возвращая к спасительной жизни во Христе. 

И каждому из нас после крещения необходимо ревновать о спасении своем и с полным смирением и послушанием выполнять то, чему нас учит Святая Церковь, чтобы не очерствело и не омертвело наше сердце. Поэтому, братья и сестры, потрудимся и мы твердою верой, добрыми делами и братским соучастием в радостях и скорбях наших ближних, и притом в неизменном смирении и послушании Живому Богу, возвратить безгрешную чистоту, в которую мы облеклись крещением; тогда и мы сподобимся славы, радости и вечной лепоты Божиих угодников и мучеников. Так и мы просветимся, отверзнутся нам небеса, и явится Бог – Отец, Сын и Дух Святый – Троица Единосущная и Нераздельная, Коей подобает слава, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь. 

Священник Александр Шумский, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Хамовниках


Возврат к списку


#WORK_AREA#