Великая суббота: последний день перед Пасхой

15.04.2017

Великая суббота: последний день перед Пасхой


АВАТАР Снятие с Креста.jpgВеликая Суббота — это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В день Великой субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

В день Великой субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению.

Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа

Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница.

После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз говорится, что эта суббота — самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира.

Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход в Евангелием, Великий вход – совершаются в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес православной церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.

По окончании Литургии поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошли мучительные дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые.

А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное – то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..

Бывает, стоим мы у постели только что умершего человека, и в комнате чувствуется, будто воцарился уже не земной мир – мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал, что Он оставляет Свой мир, такой мир, какого земля не дает…

И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый – ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…

И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа…

Вот почему так тиха литургия этой Великой Субботы и почему, еще до того как мы воспоем, в свою очередь, “Христос воскресе”, мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом. Он одержал Свою победу, все сделано: остается только нам лицезреть чудо и вместе со всей тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира… Слава Богу!

Слава Богу за Крест; слава Богу за смерть Христа, за Богооставленность Его; слава Богу за то, что смерть уже не конец, а только сон, успение… Слава Богу за то, что нет больше преград ни между людьми, ни между нами и Богом! Его Крестом, Его любовью, Его смертью, сошествием во ад и Воскресением и Вознесением, которого мы будем ждать с такой надеждой и радостью, и даром Святого Духа, Который живет и дышит в Церкви, все совершено – остается нам только принять то, что дано, и жить тем, что нам от Бога даровано! Аминь.

Великая суббота

По христианской вере, в этот день ученики Иисуса скорбели о великой утрате своего Учителя. Окончив земную жизнь Иисус Христос, по преданию, сошел в ад. В аду Христос Словом Божьим рассеял тьму ада и освободил души праведников из преисподней. В Великую Субботу Господь вывел души праведников из ада в рай, где до этого уже пребывали души пророков Илии и Еноха, взятых на небо живыми.

Одной из заметных традиций в Великую Субботу издавно стало освящение куличей и крашенных пасхальных яиц для трапезы Светлого праздника Воскресения Христа.

К православной Пасхе в России готовились заранее. На Страстной неделе Великого поста в народе было принято тщательно убирать возле жилья, делать генеральную уборку помещений, чистить домашнюю утварь, начищать до блеска металлическую посуду, заготавливать дрова и корм для скота на всю пасхальную неделю. Особенно много работы приходилось на Чистый четверг. В день Чистого четверга Седмицы, верующие мылись до восхода солнца, принимали причастие, окуривали дома и хозяйственные постройки дымом веток можжевельника.

В Чистый четверг резали скот и освящали соль для праздничных трапез. В день Чистого четверга делали творожные пасхи, пекли куличи и разные фигурки из теста - жаворонков, голубков, курочек. Пасхи и куличи верующие несли в Храм для освящения.

Каждый в семье получал кусочек, освященной в церкви пасхи, поэтому саму пасху готовили больших размеров, чтобы каждому домочадцу хватило на всю пасхальную неделю. Кроме главной Пасхи, для освящения, готовили другие пасхи и куличи для гостей, родственников, домашних слуг, хозяйственных работников и бедняков. В народе верили, что правильно приготовленный кулич долго не черствеет и не портится.

Высушенный кулич служил оберегом верующему человеку. Считали, что пасхальный кулич защищает дом и всех домочадцев от болезней и бед в течение целого года. По народным поверьям, яйца, снесенные в Чистый четверг, обладали свойством предохранять человека от хвори и несчастий. Крашение яиц к Пасхе происходило также в Чистый четверг.

Обычай красить яйца в Пасху был понятен и принят в народе, так как пришел в христианство еще из языческой веры. Яйца у многих народов издревне олицетворяли собой новую жизнь, непрерывность жизненного цикла, связанного с Солнцем. В те времена окрашивали яйца в красный цвет , который считался самым красивым.

С приходом христианского учения, окрашивание яиц в красный цвет связывают также с событием , описанном в одной из притч о Марии Магдалине, где она предстала перед римском императором Тиберием.

Мария Магдалина подала Тиберию белое яйцо и произнесла: «Христос Воскрес». Император скептически ухмыльнулся и ответил: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю разным небылицам.» И в ту же минуту яйцо на глазах у всех присутствующих приобрело красный цвет. С тех пор в христианской традиции красное яйцо стало символом Воскресения Христа и праздника Пасхи.

Позже стали применять и другие краски, которыми стали окрашивать скорлупу яиц в желтый, синий, зеленый и другие цвета, используя при этом луковую шелуху, свеклу, обрезки шелка, пищевые красители. Возникла даже традиция расписывать узорами пасхальные яйца. Расписанные яйца стали называть «писанки», например на Украине. Просто окрашенные в Пасху яйца называют «крашенки».

Пасхальное Яйцо

Пасхальное Яйцо стало символом Воскресения Христа, искупления грехов человечества и дарования Богом вечной жизни.

Праздничную еду на Руси, по традиции, готовили, по возможности, в изобилии. В дни Пасхи в обычае было угощать каждого зашедшего в дом. Считалось, что на Пасху Христос с Апостолами в нищенской одежде идет по земле и заходит в дома под видом бедняка или странника, чтобы испытать хозяев на христианское милосердие и терпимость. Пасхи, куличи, яйца и пироги на Пасху раздавались нищим, беднякам в приютах, больным в лечебницах, заключенным в тюрьмах.


Возврат к списку


#WORK_AREA#