Уроки ЕГЭ, за которые заплачено дорогой ценой

Уроки ЕГЭ, за которые заплачено дорогой ценой 12.07.2011

Уроки ЕГЭ, за которые заплачено дорогой ценой

Пора перелистнуть страницу ЕГЭ в истории российского школьногообразования. Но что дальше? Обратимся к опыту ЕГЭ: он, при всем его негативе,поучителен. Пойдем по цепи уроков ЕГЭ.

Урок первый. Механицизм концепции

Концепция ЕГЭ сформулирована в виде двух целей: 1) единые возможности припоступлении в вуз для школьников всех территорий страны и 2) преодолениекоррупции на этапе поступления в вуз. Таким образом, цели определенно благие.Отсюда идея теста как средства, ставящего всех школьников в одинаковые условияна выходе из школы и на входе в вуз.

Но формула, внешне правильная, ужасает оторванностью от российских реалий.Вечная болезнь штабистов - путают местность с картой. Школа российская давно исерьезно больна - и ясно почему. Если, например, вооружения могут доказать своюнужность - монетарная логика управления (разорив много научных школ и оборонныхпроизводств) необходимость вооружений все же признает, ибо военная угроза длястраны налицо, - то чем средней школе обосновать свою нужность? Не докричатьсядо тех, кто считает триллионы по контуру и так управляет. Соответственно,учительский корпус повергли в нищету, он за двадцать лет поредел и переродился,сегодня очень не хватает хороших учителей, хорошей системы их переподготовки,хороших учебников. Мотивация многих учителей и учеников изменилась,познавательный процесс в классе опустился в атмосферу, которая сама требуетлечения.

Почему же решить эти проблемы призван фильтр в виде тестов? Где бузина, агде дядька. Если сопоставить природу двадцатилетних негативных процессов вшколе и природу предложенного фильтра - не увидим ничего общего, ничегоразумного. Видно лишь детское желание решить накопившиеся тяжелейшие проблемывзмахом волшебной палочки: фильтр (тестирование) и призван стать той волшебнойпалочкой.

Линейный, механистический подход! Нашелся, однако, тот, кто его предложил, итот, кто его одобрил. Будто были в неведении, что за последние век-дванакоплено немало умных, научных подходов к решению тяжелыхсоциально-экономических проблем. В том числе, и у нас в стране.

Урок второй. Сражаться с коррупцией и противоправными действиямикартонным мечом - без толку

В Москве "пятерка" за ЕГЭ "стоит" 60 тысяч рублей, а вкрупных городах провинции - 30 тысяч рублей (данные из интервью GZT.RUзампредседателя комитета по образованию Госдумы О.Н. Смолина). Денежные потокииз абитуриентской стадии просто переместились в школу - на стадию перед ЕГЭ и всам ЕГЭ. Это огромные теневые деньги в целом по стране. Ведь, по некоторымоценкам, каждого второго ребенка к ЕГЭ теперь готовят репетиторы.

Сфера противоправных действий вокруг ЕГЭ выросла мгновенно и до поканеосознанных нами размеров. ЕГЭ стал национальной игрой: предложено выигратьлюбыми средствами. Авторы ЕГЭ утверждали: компьютерные базы данных срезультатами ЕГЭ находятся под надежной защитой. Наивные! Интернет уже помогсписать ответы на тестовые задания сотням тысяч выпускников. В ход пошлимикровидеокамеры, невидимые наушники и другие беспроводные средства. Выпускникиделятся живыми впечатлениями с экзамена: на ЕГЭ списывают очень многие.

Если диск с голливудским фильмом поступает в продажу на российские развалы,когда сам фильм еще в монтажной Голливуда, то понимают ли инициаторы ЕГЭ, с кемрешили тягаться?! Шпионская техника способна на фантастические вещи. Если экранкомпьютера еле-еле дает отсвет на противоположной стене комнаты, то эти отсветыможно заснять с помощью телескопа из окна дома, что стоит за 300 метров, исоответствующая компьютерная программа по этим бликам полностью восстановитизображение на экране. Такое умели делать еще лет 15 назад, а что возможносегодня?

Организаторы ЕГЭ отодвинули на второй план прежнюю мотивацию к получениюзнаний, выдвинув на первый план техническую сторону прохождения теста. Тогдаучастники ЕГЭ словно получили санкцию: на организационно-технические мерыорганизаторов ЕГЭ находить технический ответ, позволяющий их обходить, -действительно, похоже на игру. Но тут уж творчество молодежи не имеет равных, иорганизаторам ЕГЭ в борьбе с этим творчеством бесполезно обращаться за помощьюк ФСБ (чем только что всех насмешили).

В реальных же российских условиях, помимо виртуозного владения частьюмолодежи современными техническими средствами, работают и простые"домашние" методы. За учеников тесты заполняют учителя, или другиеученики, или студенты. Или родители переводят ребенка в сельскую школу, гдеконтроль слабее. Или строгое соблюдение требований ЕГЭ имитируется этническимкланом (тейпом), которому на его территории принадлежит все, включая учеников,учителей, директоров школ и инспекторов из района. А потом такие выпускники сблестящими результатами ЕГЭ штурмуют столичные вузы. Работают и болеепримитивнее приемы: скажем, ученик, вообще не знающий предмета, заполняет тестметодом тыка, включив интуицию высокого полета, словно в карточной игре - иполучает оценку лучшую, чем те, кто серьезно учился предмету.

Есть выражение - получение результата "с точностью до наоборот".Именно такой результат получили авторы ЕГЭ, вознамерившись в российскихусловиях наивными средствами бороться с коррупцией и противоправным поведением.Вместо борьбы они лишь сами способствовали взрыву негатива. Простота хужеворовства - эта пословица родилась здесь, на этой земле.

Урок третий. Цель и средства меняются местами

Это довольно часто встречающаяся в жизни диалектика.

Тесты были придуманы как средство улучшения учебного процесса. Но врезультате идет натаскивание на успешную сдачу ЕГЭ, т.е. учителя не учат,ученики не учатся, полученных знаний по предмету - ноль. ЕГЭ заглушил всеостальные задачи старшей школы. Вузы же, чтобы учить студентов, в первыйсеместр вынуждены переучивать и доучивать прибывших из школы.

Что теряем? Становление ребенка, его личностное время пронизанопознавательным интересом, импульсами роста. Именно это сжирает натаскивание наЕГЭ, т.е. идет изъятие драгоценного времени растущих подростков, невосполнимоеобкрадывание будущих граждан нашей страны. Страна теряет таланты, и они самисебя теряют. Несовместимыми оказываются ЕГЭ и все цели педагогики!

Судя по всему, хорошее среднее образование в России, раз уж его отторгаетгосударственная система, станет полуподпольным, оно, словно сектантство, будетразвиваться в семейном кругу по программам, задаваемым родителями, которыепонимают, насколько это важно.

Урок четвертый. Из школы в вуз: откуда эта непременность?

Положительная сторона ЕГЭ, заявляли его авторы, состоит в том, чтоодновременно он может быть и вступительным экзаменом в вуз.

Потом это "может быть" почему-то исчезло, авторы заведомо решилиза всех, что эта цель приоритетна. Но если конкретный ученик хотел бы получитьзнания за курс средней школы, а не убивать время в решении кроссвордовнавстречу ЕГЭ, он этого сделать не сможет, поскольку включен в общую учебнуюпроцедуру класса - готовиться к вузу. Это - явное нарушение его прав.

Интересно, что система Гарварда, Сорбонны и ряда других университетовгораздо остроумнее решает ту же задачу, что и ЕГЭ, но без нарушения правстаршеклассников. Эта система известна, о ней говорили многие: на первый курспринимают всех желающих без экзаменов и бесплатно, но сильный отсев организуютна экзаменационной сессии по итогам первого семестра. Возможен и другой подход,когда те же тестовые испытания, что и на ЕГЭ, проводятся территориальнымикомиссиями, но добровольно для школьников и полностью вне системы школьногообразования.

Авторы ЕГЭ, декларировав в качестве цели равные возможности поступления ввуз для выпускников школ, похоже, сами не смогли выпутаться из схемы"школа-вуз" и, мысля линейно, механистично, подчинили этой связкевообще всех - и учителей, и учеников, и вузы. Что, между прочим, изпервоначальной декларации логически не следовало.

Урок пятый. Вслед за Достоевским - про слезу ребенка

Не все любят и не все понимают цитату классика: "Никакие богатства миране стоят слезы ребенка". Но здесь цитата уместна: слеза ребенка (и не однаслеза, и не одного ребенка) вследствие ЕГЭ - пролилась, с детьми произошли игораздо более горькие драмы. Достоевский же этими словами пытался сделатьважное предупреждение перед тем, как начались российские эксперименты ХХ века.Достоевского тогда не послушали, потом же, увидев содеянное, охнули, оценилизерно истины в словах Федора Михайловича, но - поздно.

Авторы ЕГЭ, видимо, посчитали, что вся эта гуманитария и книжная мораль - недля них. И легко пожертвовали таким-то процентом юных жизней ради успехареформы образования (на самом деле - ради успеха их проекта). Кем жепожертвовали? Отнюдь не только разгильдяями, которые не учились, но также теми,кто по природе столь волнуется, что не может продемонстрировать свои знания.Теми, кто по рассеянности делает много ошибок, хотя предмет знает. Теми, кто,не сдав ЕГЭ, хотел бы, как и положено, пересдать его через год - но жизненныеобстоятельства так закручиваются, что вне школы молодой человек не можеторганизовать себе учебный процесс. Известно: и тех, и тех, и тех в сумме 30тысяч. Теперь они не просто вне социума, не просто вне жизненной перспективы (вПТУ их также не возьмут), над ними будто "сломана шпага" -осуществлена гражданская казнь, которую трудно сравнить с иными наказаниями,предусмотренными законом. Со справкой вместо аттестата дорога закрыта всюду,жизнь поломана, теперь они - "неграждане".

В афганской войне наша страна потеряла убитыми и умершими от ран 26 тысяччеловек - и травма эта для общества по сей день не зажила, мы все носим этотшрам.

С ЕГЭ будет также: пройдут годы, а шрам от потери социумом 30 тысяч нашихсоотечественников со справкой останется на всем обществе, на душе каждого изнас. Нет, то не книжная мораль! Надо было как-то по-другому!

Какой бы фикцией ни был школьный аттестат старого образца, он был лучше ужетем, что не становился для десятков тысяч выпускников волчьим билетом, то естьбыл гуманнее.

Философы говорят: человек - это проект человека, его устремленность вбудущее. Назови человека тем, что он есть сейчас в реальности - и ты егообидишь, порой даже оскорбишь. Безошибочный вариант - обращаться к человеку,как к тому лучшему, что в его будущем может осуществиться. И он такое обращениевоспримет не как искусственное возвышение, а вполне естественно. Потому чтоназвана его суть.

Все это - азбучная истина! Но именно она попрана авторами ЕГЭ. Если человекне сдал ЕГЭ, они посчитали возможным дать ему название "не сдавшийЕГЭ", причем, не только в этот момент, но и на всю его будущую жизнь.Чудовищно! К формированию концепции реформы, похоже, допустили людей вообще безгуманитарного образования!

Урок шестой. Работать надо качественно

Жалоб много: тесты не соответствуют требованиям программ, которые у нассегодня есть; вопросы ставятся некорректно; на вопрос существует несколькоправильных ответов или вообще нет ни одного верного; вопросник отвратительный спрофессиональной точки зрения и т. д. Прямо-таки, жестокий романс: "...тыне любил, ты погубил, но погубил так неумело".

Спрашивается: разве нельзя было в стране с огромным контингентом ученых смировым именем найти тех, кто способен сформулировать адекватные вопросы?

Видимо, нельзя: всем стадиям подготовки ЕГЭ почему-то сопутствовалаобстановка особой секретности. Почему? Может быть, потому, что на эксперимент сЕГЭ затрачено несколько миллиардов?

Урок седьмой. Нельзя жертвовать ценностями гражданского общества

Опросы фиксируют - большинство населения против ЕГЭ, но Минобрнауки РФ изаконодатели упорно игнорируют настроения общественности. Как-то не похоже награжданское общество.

И ученики, и взрослые - их родители - испытывают от ЕГЭ нешуточный стресс, ион, этот стресс, сам по себе уже есть своеобразный запрос от общественности вадрес властей. Увы, запрос остается без ответа, что явно не способствуетконсолидации общества. Всеми замечено: правительство обещало общественнуюэкспертизу результатов эксперимента с ЕГЭ - и где она? Неизвестно откуда вдругвзялось заявление о том, что эксперимент прошел удачно. И где здесь гражданскоеобщество?

ЕГЭ своим провалом в общественном признании неизбежно ставит под сомнение идругие громкие инициативы того же "авторского коллектива". Ужеочевидно, что присоединение к Болонскому конвенции - ложный ход: 1) не сработалглавный ее пункт - бакалавры не востребованы на рынке труда, 2) напрасно радиорганизации бакалавриата сломали десятилетиями вырабатывавшуюся концепциюучебного плана старых заслуженных университетов и вузов, 3) напрасно протащилив магистратуру кратно увеличенную долю платных мест, и т. д. Увы - чиновники неслышат доводов общественности. Где же гражданское общество?

Что же касается еще одной инициативы того же "авторскогоколлектива" - проекта новых стандартов школьного образования, то, еслисвоевременно не будет сделан шаг назад, эта бомба еще взорвется! Мало непокажется.

Думается, объяснение - в той же обстановке секретности: мало кто знает, чтоРоссии лет десять назад заплатили за реформу образования, она те денежки взялаи... Куда они делись? Словом, теперь их надо отрабатывать. Может быть, поэтомуне до гражданского общества?

Урок восьмой. Нельзя вульгаризировать смысл образования

Древняя Греция: в школу Пифагора принимали, если претендент мог молчать год- здесь нужны были люди только сосредоточенного мышления. Как видим, на ЕГЭочень не похоже.

Упанишады - учение древней Индии, пришедшее из глубины тысячелетий.Упанишады дословно означает - сидеть рядом. В названии схвачен узловой моментобразовательного процесса: от учителя к ученику. Опять же - никаких кроссвордовЕГЭ.

Но, может быть, все это устарело? Может быть, смысл образования сегоднясовсем другой? Не углубляясь в философию образования (это огромная область),посмотрим на сегодняшнее энциклопедическое толкование термина.

Читаем: образование - процесс взаимодействия учителя и ученика, некая ихчеловеческая со-бытийность (ср. Упанишады!), соединение поколений. Соединение -для чего? Для ОБРАЗования, то есть, дословно - формирования в юном существеОБРАЗА, культурного самоопределения молодого человека. Формирование образа идетчерез приобщение учащегося к ценностям - ценностям науки, искусства,нравственности, права, хозяйства и т. д.

В энциклопедическом определении отмечается, однако, и вульгарное понимание,примитивизация: образование подменяется подготовкой (написано будто специальнопро ЕГЭ).

Образование строится на основе базовых образовательных процессов и заведомоизбыточно по отношению к потребностям общества на данный момент. Почемуизбыточно? Чтобы стать ресурсом развития этого общества. Образованиеопределяется современным уровнем знания и мышления (мышления, а ненатаскивания!) и организуется через освоение учащимся способов познавательнойдеятельности.

Считается, что понять систему образования данного общества - значит понятьсамо это общество (верно: ЕГЭ очень многое говорит о состоянии современногороссийского общества).

Обосновывать педагогические идеи, во-первых, во всех случаях непременнонужно, и, во-вторых, уже три столетия это не может проводиться на примитивномуровне, поскольку подобное обоснование давно стало предметом серьезнойфилософии.

Таково энциклопедическое понимание образования. Как видим, уже эти простые иочевидные строки восстают против ЕГЭ!

Взгляд в будущее

Чему быть завтра?

Надо признать: во-первых, прогресс в образовательных технологиях должен бытьи, во-вторых, ЕГЭ - отнюдь не единственный негативный фактор нашего среднегообразования, нельзя все его беды списывать на ЕГЭ. Школа и без ЕГЭ находится вглубочайшем кризисе.

Другое дело, что ЕГЭ быстро превращается в катализатор дальнейшегоразрушения школы и теперь, в связи с его действием, выход из кризиса искатьнамного труднее. А если же за дело примутся люди с той же"умелостью", что и авторы ЕГЭ, то, говоря по-русски, вообще"кирдык".

В поисках будущего школы обратимся к наследию гения педагогики всех времен инародов - Антона Семеновича Макаренко. Правда, его творчество не может бытьполностью понято без понимания его эпохи. Тогда, на заре советского периода,огромное количество лучших людей страны было воодушевлено идеей строительствакоммунизма прямо на своем рабочем месте. Так Маяковский писал стихи, так биологВавилов собирал знаменитую всемирную коллекцию злаков, так Чкалов и Громовперелетели через Северный полюс, так конструкторы создавали машины и станки,строители строили домны и ГЭС. И педагог Макаренко был движим именно тем же:искал педагогическую модель коммунистического будущего. И именно с этой цельюпроводил уникальные эксперименты - последовательно увеличивал размер класса наодного учащегося и смотрел, как это влияет на педагогический процесс. И сделална таком простом опыте мировое открытие.

Оказывается: при численности класса до 10-12 учеников, в любом случае,независимо от характеров и индивидуальных особенностей детей, класспредставляет собой единое целое. Это - коллектив, со своими регуляторамиповедения целого и каждой его части, со своими ценностями, требовательностью,обязательностью, неписаными законами. Но, как только класс переваливает за эту пороговуючисленность, он распадается на два коллектива, т.е. на два самоценных и внекотором роде замкнутых человеческих пространства.

Выводы для организации педагогического процесса - самые радикальные. Есликласс - единое целое, тогда взрослый - т.е. учитель - обязан на время урокавписаться в это целостное единство, принять все его регуляторы. В этом случаеучителю не нужны специальные меры дисциплинарного принуждения учеников, они вполноте своей есть в этом коллективе - достаточно апеллировать к ним, класс самкого надо принудит, ограничит, мобилизует. В этом случае от учителя нетребуется, чтобы он был руководителем в полном смысле этого слова, нужнотолько, чтобы он был специалистом и вел класс в свой предмет - в математику,литературу, астрономию и т. д.

Если же класс по численности больше и распался на два (и более) единства, враспоряжении у учителя больше нет единой для всего класса системы регуляторов,на которую он бы опирался в учебном процессе. Следовательно, для организацииучебного процесса учитель сам вынужден продуцировать весь комплектдисциплинарных мер, а вопросы предмета образования (математики, литературы,астрономии и т.д.) либо делят с дисциплиной время и внимание педагога, либодаже отходят на второй план и остается лишь дисциплина как главная цель урока.

Отсюда вывод для страны, строящей коммунизм: в стране должно быть столькошкольных учителей, чтобы численность классов не превышала 10-12 учеников -только тогда школьное образование будет качественным, только тогда будетобеспечено необходимое развитие личности, только тогда у страны будуткоммунистические перспективы.

Как мы знаем из истории, сталинское государство ликвидировало техкоммунистических романтиков, хотя плодами импульса, который они придалиразвитию всех сторон жизни страны, мы пользуемся до сих пор.

Но наследие Макаренко существует - оно предназначено, в том числе, и длянас. С каким проникновением в суть смысла образования он расширил границы тойсамой "со-бытийности учителя и ученика"! Гений!

Сумеем ли (и захотим ли) мы воспользоваться этим наследием?

Пока же, не обращая внимания на ценности какого бы то ни было наследия,чиновники от образования продолжают реформы.

Вот, например, один из всерьез обсуждаемых планов реформированияобразования: на каждого ученика выделить сумму, которая на него затрачиваетсяна протяжении всей учебы. Он с этой суммой идет в ту школу, которая емунравится, т.е. голосует рублем. Так, по замыслу рыночников, более хорошие школыбудут получать больше денег: они будут лучше подбирать учителей, а те будутболее заинтересованно относиться к ученикам.

Вот еще из реформенных затей. Читаем в новостях: в ходе визита министрапросвещения Израиля Гидеона Саара в Москву достигнута договоренность сминистром А. Фурсенко о включении в курс истории для средних школ РФспециальной программы по изучению Холокоста с возможностью включения вопросовпо теме Холокоста в Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Надо полагать, этатема будет изучаться глубже, чем тема "Великая Отечественная война",которой, как мы знаем, в программе истории для школы отводится четыре учебныхчаса.

Кстати, насчет ЕГЭ и темы войны - с этим, как многие помнят, произошелкурьез. Министра вызвал президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев и показалвопросы по истории Второй мировой войны из сборника тренировочных тестов дляЕГЭ. На вопрос: "Какие изменения произошли в Красной армии в годывойны?" там предусмотрены варианты ответов: "Введение погон; Введениедолжности полевого священника; Формирование специальной службы для выкупапленных у противника". На вопрос: "Что является следствием коренногоперелома в годы войны?" предлагались варианты ответа: "Выход Япониииз войны; Распад антигитлеровской коалиции; Расстрел всех немецкихвоеннопленных, находившихся в советском плену".

Это неуважении к истории, - упрекнул министра президент. Этот сборникМинистерством образования не одобрен, - нашелся Андрей Александрович.

Источник: msk.spravedlivo.ru

 


Возврат к списку


#WORK_AREA#