Социально - психологичесое экспертное заключение. Ицкович Марк Матусович

10.07.2007

Социально - психологичесое экспертное заключение. Ицкович Марк Матусович

Заключение специалиста дается по запросу Некоммерческое партнёрства Духовно-просветительский центр «Родительский комитет».

Передо мной, Ицковичем Марком Матусовичем, руководителем психологической службы «Общества социально-направленных медицинских работников и психологов «Правомед»», преподавателем психологии Уральской Государственной Юридической Академии, действительным членом Профессиональной Психотерпевтической Лиги, ассоциированного члена Европейского психотерапевтического реестра были поставлены следующие вопросы:

  • 1. Являются ли образы, содержащиеся в указанной ниже рекламной продукции непристойными (бесстыдными, пропогандирующими распущенность в половом отношении, проникнутыми развратом).
  • 2. Содержит ли указанная реклама информацию, наносящую вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей, пропагандирует ли антиобщественное поведение (исходя из того, что реклама размещена в общедоступных местах).
  • 3. Оскорбляют ли религиозные чувства граждан тексты и изображения, содержащиеся в следующей рекламе:

  • - в рекламе viр-салона «ХАРИЗМА», размещенной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Репина, 3, напротив, через дорогу от Храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», расположенного на территории следственного изолятора, и вблизи Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви (ул. Репина, 6 «а»),
  • - в рекламе с надписью «fashion-стриптиз JF», размещённой на здании по адресу: ул. Клары Цеткин, 13 «а», вблизи Храма Вознесения Господня (ул. Клары Цеткин, 11),

- а также в рекламе viр-салона «ХАРИЗМА», размещённой напротив здания,
расположенного по адресу: ул. Мамина-Сибиряка, 52, вблизи Храма Вознесения
Господня (ул. Клары Цеткин, 11).

По существу поставленных вопросов могу пояснить следующее:

1. Многие исследования подтверждают, что для рекламной и коммерческой информации характерно стереотипное изображение женщины и гендерных ролей. [1]Очень часто товар рекламируется с использованием привлекательных сексуальных символов или сексуально завлекательных ситуаций, причем в 90% случаев сексуальной "приманкой" выступает женское тело. Это крайне характерно не только для рекламы товаров женского потребления, но и когда производится реклама стройматериалов, компьютеров, автомобилей, мебели и прочих промышленных товаров. Такая реклама идет на фоне красоток в бикини или вовсе без ничего в соблазнительных позах.

Психофизиологический механизм влияния сексуальных образов в рекламе основан на том, что за эмоциональный аспект человеческой психики отвечает одна из наиболее примитивных корковых структур мозга, обладающая весьма тесными связями со зрительными системами центральной нервной системы. Неудивительно поэтому, что женская красота является столь притягательной, если не вожделенной, для многих мужчин. Таким образом, в ситуации сексуализированной рекламы действует очень простая схема: с одной стороны, привлекательное женское тело делает привлекательным и товар, который таким образом рекламируется. С другой стороны, покупая вследствие такого воздействия определенный товар или услугу, потребитель психологически



1 Воронина О. А. Тендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации / МЦГИ.

Проект тендерная экспертиза. М., 1998.


подсознательно как бы покупает (присваивает) и красивую женщину с рекламной

картинки.

Рассматривая сексуализацию рекламы с точки зрения причинения психологического вреда

личности ее воспринимающего можно отметить несколько моментов:

1. Опредмечивание женского тела является для личности женщин оскорбительным и
ущемляющим их человеческое достоинство. Любое стереотипное изображение женщин,
основанное на признаке пола, определяется в ООНовской "Конвенции о ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин" как дискриминация по признаку пола.
Представление женского тела как предмет торговли снижает социально -
психологический статус женщины, провоцируя мужчин на более высокую агрессивность
и доминантность по отношению к ним, а также повышают вероятность психологического
и сексуального насилия со стороны мужчин [2,3]. Таким образом, мы можем в данном
случае говорить о нарушении прав, чести и достоинства женщин.

  • 2. Поскольку все женщины, изображенные на представленной рекламе, обнажены в значительной степени или принимают вызывающе сексуальные позы, то мы можем говорить о побудительно-эротическом воздействии на психику данного вида наружной рекламы. В соответствии с описанным выше психофизиологическим механизмом, данные рекламные сообщения провоцируют сексуальное возбуждение, в том числе и у подростков [4]. Согласно экспертным исследованиям проведенным Комиссией Московской городской Думы по здравоохранению и охране общественного здоровья [5] пропаганда секса и сексуальной доступности в рекламных зрительных обращениях способствует культивации «деструктивных тендерных стереотипов уничтожающих наполнение понятий «брак», «семья», «любовь», «счастье».... С демографической точки зрения .... работает на развал ценностей семьи, детей, родительства, брака и родства».
  • 3. Согласно принятому 3 июля 1998 года Федеральному закону РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в специальной норме ч. 1 ст. 14 предусматривается "защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе... от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение". В случае данной рекламы детям и подросткам наносится безусловный нравственный вред, поскольку представление сексуального образа женщины в качестве объекта продажи снижает психологический авторитет матери и дискредитирует психологическую ценность семейно-сексуальных отношений. Тем самым подрываются морально-нравственные основы института брака в ценностно-смысловых установках подрастающего поколения.
  • 4. Согласно толковому словарю русского языка СИ. Ожегова и Н.Ю.Шведовой (4-е издание, дополненное, Москва 2001 г.), непристойный - неприличный, бесстыдный; оскорбительный - содержащий оскорбление, оскорбляющий; оскорбить - тяжело обидеть, унизить.

2 Келли Г.Ф. Основы современной сексологии. СПБ: Питер, 2000;

3 Состояние насильственной преступности и эффективность противодействия ей в Северо-Западном
регионе. ВНИИ МВД России. С-3 филиал МВД России.СПб.2003.

4 Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна: Феникс+, 2001

5 "Экспертиза действующего законодательства на предмет эффективности защиты прав граждан от
негативного воздействия деструктивных телевизионных проектов (на примере телепроекта "Дом-2"),
осуществляемое в соответствии с Договором №45 с МГД от 16 июля 2007 г. ЭКСПЕРТЫ: Член-
корреспондент РАН, советник РАН, почетный директор ИСЭПН РАН Н.М. Римашевская; Д.м.н., профессор,
заслуженный врач РФ, руководитель экспертного отделения ГНЦ социальной и судебной психиатрии им.
В.П. Сербского. Ф.В. Кондратьев; Д.ф.н., заслуженный профессор МГУ, заведующий кафедрой социологии
семьи и демографии МГУ, эксперт Комитета по социальной политике Совета Федерации РФ А.И. Антонов;
Старший научный сотрудник ИСЭПН РАН, Директор научно-практического центра комуникативных
исследований «Проект Барьер» Н.Е. Маркова


Согласно Большому толковому словарю русского языка под ред. С.А.Кузнецова -СПб, 1998, оскорбить - крайне унизить, кого - либо, уязвить, задеть какие либо чувства; унизить - задеть, оскорбить чье либо самолюбие, достоинство, поставить в унизительное положение.

Оскорбительный образ - субъективное восприятие конкретного изображения чего -либо в качестве заведомо принижающего либо абсолютно несовместимого с мировоззрением, убеждениями, культурой, традициями и т.п. отдельной личности, либо определенной общности людей в отдельно взятом регионе.

Образ полуобнаженных женщин в данном контексте выставленной на всеобщее обозрение в местах общественного пользования, которые посещаются людьми строгих морально -этических установок (Храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», расположенного на территории следственного изолятора, вблизи Храма Вознесения Господня (ул. Клары Цеткин, 11) является стрессовым воздействием для их психики вследствие диссонанса между их нравственными установками и агрессивным навязыванием сексуальных переживаний путем сексуальной рекламы. Для традиционно ориентированных людей (35-85 лет), особенно людей верующих, данный рекламный образ ассоциируется с социально осуждаемым для девушки (женщины) поведением, оскорбляет общественную мораль, нарушает для них нормы общественного приличия, а также религиозные убеждения.

Особенный психологический вред может причинять реклама viр-салона «ХАРИЗМА», размещенной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Репина, 3. Данная реклама находится прямо напротив Уральской Медицинской Академии провоцируя сексуальные переживания, как было показано выше, у студентов - медиков, призванных своей профессией к сохранению института брака и приумножению репродуктивности общества. Также данная реклама находится в поле зрения водителей, проезжающих перекресток Репина - Малышева. Агентство «РОМИР Мониторинг» по заказу Ассоциации коммуникационных агентств России и по поручению технического комитета по стандартизации №467 Ростехрегулирования «Наружная реклама и информационные знаки для общественных мест» провело исследование влияния наружной рекламы на водителей. Перед исследованием была поставлена цель - оценить актуальность проблемы наружной рекламы в качестве фактора создания аварийных ситуаций. По итогам в рейтинге факторов, которые, по мнению опрошенных водителей, теоретически способны привести к возникновению аварийных ситуаций, динамическая и традиционная наружная реклама делят 12 место (по 7%). Однако, согласно психофизиологическим исследованиям сексуальные стимулы значительно повышают физиологический тонус у мужчин и тем способствовать снижении концентрации внимания. Следовательно, существует значимая вероятность, что указанная реклама может способствовать повышенной аварийности на указанном перекрестке. Выводы:


Возврат к списку


#WORK_AREA#