Данное заключение дается по просьбе некоммерческого партнерства Духовно-просветительского центра «Родительский комитет».

10.07.2007

Данное заключение дается по просьбе некоммерческого партнерства Духовно-просветительского центра «Родительский комитет».

Автор заключение: Остапенко Надежда Николаевна доцент кафедры философии Российского государственного профессионально-педагогического университета, кандидат философских наук.

Некоммерческое партнерство сформулировало три вопроса, на которые попросили меня ответить.

Вопрос первый: являются ли образы содержащиеся в рекламе услуг VIP салона «Харизма» непристойными (бесстыдными, пропагандирующими распущенность в половом отношении, проникнутыми развратом)?

Вопрос второй: содержит ли указанная реклама информацию, наносящую вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей, пропагандирует ли антиобщественное поведение (исходя из того, что реклама размещена в общедоступных местах)?

Вопрос третий: оскорбляет ли религиозные чувства граждан тексты и изображения в следующих рекламах: в рекламе VIP салона «Харизма», размещенных по адресу Екатеринбург, Репина 3 (вблизи епархии РПЦ), Мамина-Сибиряка 52 (вблизи храма Вознесения Господня); в рекламе fashion-стриптиз-JE Клары Цеткин 13-а (вблизи храма Вознесения Господня)?

Для составления заключения мне были предоставлены перечень услуг VIP салона «Харизма», а так же фотографии рекламных щитов и вывесок с указанных адресов их размещения в соответствии с надписями, которыми сопровождаются фотографии.

На основе предоставленных мне материалов я как доцент вуза с 36-летним стажем преподавания философии, этики, профессиональной этики, могу


дать только утвердительные ответы на все три вопроса. Считаю необходимым

привести конкретную аргументацию по каждому вопросу.

1. Великий немецкий философ И. Кант, обосновывая принципы гуманистической этики в категорическом императиве, призывал: не превращай другое разумное существо только в средство для реализации своих частных целей, ибо в отличие от всего сущего, «только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе». Таким образом, философия Канта продолжила провозглашенную еще в античности знаменитую идею гуманизма «человек для человека вещь священная». Предоставленные для обозрения рекламные щиты, по сути дела, есть иллюстрация иного, диаметрально противоположного отношения к человеку, а точнее к прекрасной половине - к женщине. Глядя на рекламу, невольно слышишь циничное: «деньги не пахнут», «кто платит, тот заказывает музыку». Перед нами образ, эксплуатирующий признаки пола, выставленные в похотливой, оскорбительной для женского достоинства форме. Сущность рекламного образа женщины четко выражена, по нашему мнению, в термине «сексизм», отражающем функциональное отношение к женщине, когда ее многообразный лик сводится к так называемому сексуальному началу, лишенному всякой духовности, призванному вызвать у противоположного пола низменные, циничные чувства. По сути реклама отрицает гуманистический идеал женщины как целостной личности, обладающей нравственным достоинством, возводя на пьедестал образ развратной особи. Данные рекламные щиты - вызов общественной морали, пропагандирующий похоть и разврат, имеющий целью перестать их стыдиться. И более того, реклама призывает рассматривать эти пороки, на которое нравственно здоровое общество

1 Кант И. Сочинения: В 6 т. - Т. 4., часть 1. - М., 1965. - С. 414. всегда накладывало множество культурных табу, как проявление современной моды, успешности2.

2. При ответе на второй вопрос у автора заключения возникает множество негативных эмоций не только как у специалиста, но и как у матери троих взрослых уже детей. Опасное воздействие на неокрепшую психику «почемучек», на нравственный мир становящейся личности не вызывает сомнения. Столь категоричная оценка обусловлена, во-первых, агрессивным характером рекламных щитов: не увидеть их невозможно. И по размерам, и по местам размещения они сразу бросаются в глаза наших любопытных чад, у которых мгновенно возникает множество вопросов, требующих объяснения. Как родители должны отвечать на это вопросы? Ведь дети не должны получать информацию подобного рода, общество должно ограждать их от нее. Агрессивность уличной рекламы на порядок выше всеми ругаемой телевизионной рекламы, так как первую нельзя выключить, ребенок, столкнувшись с ней, обречен ее видеть. Во-вторых, визуальный образ и содержание рекламных щитов представляют опасность для нравственного здоровья детей постольку, поскольку в отличие от взрослых у детей не сформирован нравственный иммунитет к пошлости, пороку, разврату. Некритичность детского восприятия приводит к тому, что они рассматривают содержание рекламы как нравственную норму. «Нравственная норма (правило, образец) является началом, основанием морального сознания, своеобразной «клеточкой» морали. Она задает общезначимый и общепризнанный эталон поведения людей, который служит непосредственным регулятором их образа действий»3. Регулятором каких отношений и поведения наших будущих мужчин и женщин выступают данные рекламные щиты? Как ни горько признавать, но не высокие нравственные образцы русской

2 См. Дондурей Д. Деньги побеждают мораль // Аргументы и факты. - 2008. - № 15. - С. 33


культуры - культуры совести, а убогая реклама современных нуворишей в купе с другими желтеющими СМИ пытаются регулировать индивидуально-массовое поведение подрастающего поколения, формировать их систему ценностей.

3. Безусловно, тексты и изображения данных рекламных щитов не могут не оскорблять религиозных чувств граждан, ибо христианская мораль (а подавляющее большинство граждан нашего общества отождествляют себя именно с христианством) зиждется на идеях целомудрия, скромности, благочестия. У человека с христианской моралью распущенность, бесстыдство, порочность вызывают отвращение. Всякое возведение в ранг нормы того, что вызывает отвращение воспринимается людьми любой культуры как оскорбление. Поводя итог, следует отметить, что никакие грандиозные планы, никакие успешные национальные проекты и самый высокий ВВП не способны возродить наше Отечество, если будет уничтожаться система традиционных нравственных ценностей нашего народа. «Требовательные господа и капризные дамы» - потребители услуг VIP салона «Харизма» составляют мизерную толику наших граждан. И как бы туго не были набиты их кошельки, они, «стыда не имущие» не должны определять моральный климат нашего города. Добропорядочные горожане имеют полное право поставить культурный заслон растлевающим ценностям «требовательных господ и капризных дам», как это и делается во всем цивилизованном мире.


Возврат к списку


#WORK_AREA#