Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? (часть 1)

Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? (часть 1) 17.11.2011

Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? (часть 1)

Цель правил ВТО состоит в том, чтобы отнять у государствправо самостоятельно регулировать их экономики и даже теоретическую возможностьпроводить реформы в интересах своего населения.

История создания

Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и,соответственно, законы ВТО стоят для Транснациональных компаний и стран-членовВТО выше законов ООН! (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.).

Почему же ВТО не является частью ООН?

В 1948 году ООН приняла Устав ITO (International TradeOrganization, Международная торговая организация), который учитывал соглашенияпо обеспечению занятостью, законы против монополий концер­нов, а также меры позащите вну­тренних рынков. Однако Конгресс США отклонил ITO, ссылаясь нанедостаточную защиту инвестиций американских банков и концернов. И в том же1948 году была создана другая организация и принято другое соглашение - GATT(General agreement on tariffs and trade, Генеральное соглашение по тарифам иторговле, ГАТТ). Созданная как временная организация, ГАТТ просуществовала с1948 по 1995 год, пока не была преобразована в ВТО.

В ВТО входятследующие Соглашения:

GATT (ГАТТ, Генеральное соглашение по тарифам и торговле);

GATS (ГАТС, Генеральное соглашение по торговле и услугам);

TRIPS (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальнойсобственности);

TRIMS (Соглашение по инвестициям);

соглашение по сельскому хозяйству;

текстильные соглашения;

соглашения по субсидиям;

антидеминговые меры;

соглашения по финансовому рынку;

SPS (Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах);

ТВТ (Соглашение о технических препятствиях торговле).

Теория «свободной торговли» как идеология

Рассмотрим аксиомыВТО

Аксиома 1.Либерализация торговли была рычагом развития промышленности для ставших сегодняразвитыми стран и для послевоенного развития в новых индустриальных странах.

Развить свою экономику и промышленность можно, только  «открыв себя» мировому рынку, заявляют ВТО,Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ).

«Все успешные страны основывали свою стратегию роста натрадиционном рецепте реформ макроэкономической стабилизации, либерализацииторговли и использовании рыночных механизмов»1, - утверждают они. «Быстрый и постоянный рост был только в странах,которые прогрессивно либерализовали защиту от импорта»2. «В Чили, Сингапуре, Гонконге и Тай­ване были использованыпринципы свободного рынка»3.

У идеологии, которую используют ВТО, ВБ и МВФ, нет научнойосновы. Корейский экономист Чхан Ха Джун опубликовал в 2003 году книгу «KickingAway the Ladder. Development strategy in historical perspective»4, где исследует этот вопрос и приходитк выводу, что богатые страны в тот период, когда их экономика толькоразвивалась, сами использовали меры протекционизма - например, Великобритания иСША. Новые индустриальные страны (НИС) в период развития промышленности такжеподдерживали и защищали свою экономику. Следовательно, утверждение, что богатыестраны и НИС смогли раз­вить свои промышленность и экономику, используя рецептысвободной торговли, - просто миф. Этот миф используется богатыми странами(«странами центра» в соответствии с терминологией И. Валлерстайна и С. Амина),чтобы предотвратить индустриализацию в бедных странах. Ведь появление в бедныхстранах собственного производства автоматически сократило бы рынки сбыта транснациональныхкомпаний. И потому в рамках ВТО корпорации богатых стран убеждают бедные страныпод предлогом развития экономики действовать в направлении, противоположномтому, которым двигались сами. Использовавшие протекционизм на ранних этапах своегоразвития, развитые страны теперь запрещают использовать его другим: Чханназывает это «kicking away the ladder», то есть развитые страны «отбрасываютлестницу», по которой сами забрались наверх - и таким образом блокируютразвитие других стран!

Идеология «свободных рынков» МВФ и ВБ скрывает тот факт, чтоиндустриализация в странах, считающихся сегодня богатыми, проводилась попротекционистской модели, а государство при этом играло большую роль вторговле, инвестициях и субсидиях. Успехи индустриализации в азиатскихгосударствах (например, в Малайзии, Сингапуре, Китае) также обязаны не моделисвободного рынка, а сильной роли государства 5. Использованная ими модель включала в себя земельную реформу,строгое регулирование торговли, государственные предприятия, финансируемыегосударством исследования и инфраструктуру, высокие таможенные барьеры длязащиты новых секторов промышленности этих стран от иностранной конкуренции,строгий контроль за денежной политикой и движением капитала, а также субсидии иуправляемые государством инвестиции в определенные секторы экономики 6.

Напротив, неолиберальные реформы в азиатских странахпри­вели к экономическому кризису 7.В странах, которые открыли свои рынки иностранному капиталу, упали зарплаты: «Впочти всех развивающихся странах, которые предприняли быструю либерализациюторговли, увеличилась пропасть между зарплатами,  особенно часто в связи с падающей занятостьюнеквалифицированных рабочих в промышленности и большого абсолютного падения ихзарплат, в раз­мере 20-30 % в странах Латинской Америки» 8. Либерализация торгов­ли ведет к росту безработицы 9. Иностранные фирмы часто вытесняютнациональных конкурентов 10.

Аксиома 2. Мироваяторговля свободна, либеральна.

Рассмотрим само понятие «свободная торговля» и утверждение«мировая торговля либеральна, свободна». Каки в XIX веке, сегодня европейские и американские капиталисты добиваются отменыи снижения ограничений международной торговли в Азии, Латинской Америке иАфрике, в то время как сами закрывают свои рынки, например, отсельскохозяйственных продуктов из стран «третьего мира», и поддерживают свои транснациональныекомпании, в частности, снижением налогов или освобождением от налогообложения 11.В нынешних наиболее развитых странах таможенные налоги раньше были важнымисточником финансирования промышленности. Теперь же развитые страны используютМВФ и ВБ, чтобы не допустить этого в других странах, чтобы в них не былособственных промышленных производств и им приходилось бы покупать промышленныетовары у западных концернов 12. Цельпредшественницы ВТО ГАТТ и вы­росшей из договора ГАТТ самой Всемирной торговойорганизации - понизить пошлины во всем мире 13. Либерализация торговли (снижение таможенных пошлин, отменаимпортных квот) стала во многих странах одной из причин кризиса государственныхдоходов и упадка в этих странах промышленности, ориентированной на внутреннийрынок 14,  обострения кризиса платежного баланса исокращения рабочих мест в стране.

О какой «свободе» идет речь? О свободе транснациональных компаний открывать для себя новые рынкисбыта, использовать дешевую рабочую силу и дешевое сырье, понижать налоги исделать менее жестким экологическое законодательство 15. Свободны ли крестьяне в Латинской Америке или Азии, которыеразоряются из-за субсидируемого импорта из США? Или, может, свободны работницыв «свободных экономических зонах», которые производят продукцию для транснациональныхкомпаний, напрямую или через посредников, - не имеющие никаких прав иполучающие мизерную зарплату? Или, может, «свободно» население, котороеограничивают в доступе к приватизированным общественным благам -здравоохранению, образованию, воде, транспорту, электричеству и т.д.? Можетбыть, речь идет о свободе населения защищать свою природу? Или о свободеприроды быть не разрушенной?

Первый заместитель директора-распорядителя МВФ иодновременно посол США в Петербурге Энн Крюгер открыто заявила в 2003 году наМеждународном Экономическом Форуме в Петербурге, что «требование платить этим работникам "достойную заработную плату" по стандартампромышленных стран полностью уничтожит все сравнительные преимущества намеждународном рынке для компаний, использующих неквалифицированный труд» 16. Очевидно, что речь идет не огармонизации (повышении) зарплат и прав работников (что было бы хорошо дляработников), а как раз об использовании дешевого труда, - то есть международныеорганизации защищают интересы транснациональных компаний.

Аксиома 3.Либерализация торговли и сегодня ведет к эконо­мическому росту. Это бесспорнодоказывает теорема Рикардо о сравнительных преимуществах. Поэтому торговлядолжна быть либерализована.

В условиях, когда капитал свободно перемещается междустранами, диктуя им свои условия, МВФ и ВБ требуют от государств «третьегомира» специализации на сельскохозяйственных продуктах и ископаемых - ведь транснациональныекомпании богатых стран выгодны низкие цены на то­вары из этих стран иотсутствие в них собственной промышленности: «Мировая торговля структурированатак, что Север (страны центра, развитые, богатые страны - ЕС, США, Япония)преимущественно продает на мировом рынке готовые промышленные изделия и услугис более высокой стоимостью, в то время как Юг (Латинская Америка, Африка,Восточная Европа, Цен­тральная Азия, Южная Азия) продает главным образомрастительные продукты, минералы и изделия с низкой степенью переработки истоимостью. Кроме того, с 1970-х годов цены на продаваемые странами Юга товарыупали» 17. После вступления в силусоглашения ВТО цены на не переработанные товары упали еще сильнее: «Примерночерез девять лет после того, как ВТО вступило в силу, цены на все первичноесырье, кроме нефти, упали больше чем на четверть. Уругвайский раунд ВТО отменилсоглашения, регулировавшие цены на сырье, которые стабилизировали мировые ценына эти продукты» 18. Теперь цены находятся в свободном полетеиз-за специализации, навязанной МВФ и ВБ всем странам. Это выгодно западнымконцернам. Попав в долговую зависимость от западных банков, государств имеждународных финансовых организаций, страны «третьего мира» вынуждены увеличиватьобъемы экспорта для погашения кредитов. Однако так как страны «третьегомира» специализируются на производстве лишь нескольких видов то­варов, причеммногие из них были ориентированы на производство од­них и тех же товаров, ростэкспорта однотипных товаров из многих стран снижает на них цену. Это привело кдальнейшему падению цен на продукты стран «третьего мира».

Более подробный анализ дает Кристиан Фельбер в статье«Критика теории свободной торговли» (см. Приложение).

Что такое ВТО -анализ интересов

Вопреки слогану «ВТОуничтожает бедность» («WTO eliminate the poverty») бедность в странах, которыевошли в ВТО, выросла 19. Доля развивающихся стран в мировой торговле- несмотря на обещания перед вхождением в ВТО - не только не выросла, но внекоторых случаях и упала. Например, после вступления в ВТО упала доля вмировой торговле экономически самых слаборазвитых стран (по данным докладаорганизации ООН, UNCTAD Report 2002) 20.

Права и обязанности членов

Право ВТО стоит над законодательством национальныхгосударств и предусматривает единственный возможный путь развития эконо­микистраны. Члены ВТО обязаны либерализовать, приватизировать, дерегулировать(открывать для доступа транснациональных компаний и банков) сферы своейэкономики одну за другой 21.

Государство,вступившее в ВТО, уже не сможет, как суверен­ное государство, просто изменитьсвою политику.

Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации илиизменить условия можно только через три года после вступления в силу этихдоговоров. И только после выплаты компенсаций торговым партнерам, понесшимубытки. Если, например, какое-то государство захочет снова национализироватьприватизированную систему здравоохранения, то оно столкнется с судебнымпроцессом в ВТО и огромными штрафными санкциями 22: «В отличие от реформ,проводимых страной в одностороннем порядке, обязательства, на которые идетстрана в ВТО, новое правительство не сможет просто отменить, если оно незахочет в такой мере открывать свой рынок для иностранной торговли ииностранных прямых инвестиций»23.

Если государствозаключило соглашение об облегчении торговли с одной страной, то это соглашениедолжно действовать и по отношению к инвесторам других стран.

Государство не можетввести количественных и качественных ограничений для доступа на свои рынкииностранных концернов и банков (как то: квоты, эмбарго, запрет,контингентирование и введение минимальной цены за экспорт и импорт).

Так как общественныеблага, по правилам ВТО - тоже товар, подлежащий приватизации, то все эти мерыкасаются и доступа иностранных инвесторов на «рынки» образования,здравоохранения и т.д.

Соглашение ГАТТзапрещает запрет импорта товара из экологических соображений.

Государство не вправерегулировать уровень валютных рас­ходов и не вправе предписать инвесторам,какую часть прибыли они должны инвестировать в этой стране, какую вывести, атакже какую часть продукции они могут вывести из страны. С этим связаныпроблемы платежных и торговых балансов.

Государствамзапрещено обязывать инвесторов использовать продукты, произведенные в стра­не,в процессе производства или обязывать их принимать на рабо­ту население этойстраны.

Каждая страна можетбыть обвинена перед судом ВТО. Если страна хочет, например, ввести ограниченияна экспорт своих ресурсов, то она этим уже «нарушает закон ВТО» и «правиласвободной торговли»!

Страна не имеет такжеправа принимать законы и договоры, предписывающие, чтобы при переработкересурсов этой страны использовалось население этой страны. Наказаны, по законуВТО, могут быть также те страны, которые предпочтут местных инвесторовиностранным инвесторам.

В рамках ВТО принятие законов не привязано к государству,которого они касаются. Теперь на уровнеправа интересы международного торгового капитала, интересы международныхконцернов и банков стоят выше интересов населения - членов ВТО.

Правительствастран-членов и администрации регионов обязаны подчиняться праву ВТО.

При нарушении прав ВТО стране-«виновнику» грозят судебныепроцессы, законы против этой страны, изъятие вложенных средств.

Хотя ВТО - договор между государствами и формально стребованиями к ВТО изменить законодательство другой страны, (жалобы перед судомВТО) выступают государства, как правило, за такими заявлениями стояттранснациональные корпорации, которым «мешает» тот или иной закон вгосударстве, где они собираются заниматься бизнесом 24.

В рамках ВТО группаиз торговых представителей стран - членов ВТО (не выбранных народом, аназначенных правительствами своих стран) принимает решения о правилах ВТО. Этилюди становятся самым влиятельным в мире судом и законодательным органом, чьирешения обязаны выполнять суды и парламенты стран ВТО. Как именнокорпорации лоббируют в ВТО свои интересы, можно прочитать, например, в работахСьюзан Джордж и на сайте организации WEED (www.weed-online.org). Так, в США укорпораций есть доступ (через консультационные советы по торговле) к торговымпредставителям США в ВТО 25. В интересах прибыли корпораций понижаются,например, стандарты здравоохранения и безопасности питания 26. ВТО заставляетстраны-члены ввозить генетически модифицированную продукцию. В ВТО нет антимонопольногозаконодательства.

ВТО может запретитьпринятое в странах регулирование движения капитала и отменить запрет спекулятивныхдериватов. Например, ЕС через ВТОпотребовал от Таиланда отменить закон, запрещающий деятельность в Таиландебанков, расположенных в оффшорных зонах, где отмываются налоги 27.

Государства, вошедшиев ВТО, не имеют права регулировать размер прибыли, который долженинвестироваться в их стране, размер прибыли, которую можно вывозить.

Запрещаетсяпредъявлять к товарам требования, связанные с условиями их производства. Этолишает страны теоретической возможности запретить, например, ввоз товаров, при производствекоторых был нанесен значительный вред окружающей среде или использовалсядетский труд.

У частных и государственных компаний и у национальных ииностранных компаний должны быть равные права. Это, в частности, означает, что,если государственная больница, или университет, или почта получаетфинансирование от государства, то частные инвесторы могут тоже потребовать отгосударства финансирование под предлогом нарушения конкуренции и нарушения ихправ как инвесторов.

Цель правил ВТОсостоит в том, чтобы отнять у государств право самостоятельно регулировать ихэкономики и даже теоретическую возможность проводить реформы в интересах своегонаселения. В то же время результаты либерализации торговли предоставилиогромные права транснациональных компаний 28.

Производство иторговля в глобальной перспективе

Египетский экономист и критик неоколониализма Самир Аминпишет, что переход GATT в WTO было центральным для новой формы экономическогоуправления мира коллективным империализмом:

«ВТО была, безусловносоздана для того, чтобы закрепить и легализовать "сравнительные преимущества"транснационального капитала. Производственные права и авторские права в ВТОбыли сформулированы так, чтобы закрепить монополии транснациональных компаний,гарантировать им сверхприбыль и поставить на пути каждой попытки независимойиндустриализации в странах периферии практически непреодолимые препятствия. ВТО- это не только организация по регулированию мировой торговли, что заставляетподумать ее название, функции ВТО намного шире. Она должна ввести единыеправила управления национальных и мирового рынков. И по радикальному концепту"свободной торговли", которого в таком масштабе еще не было в истории, отменитьвсю разницу между ними. Результатом этого будет реорганизация систем производствав интересах сильнейшего, то есть транснационального капитала.

То есть ВТО хочеторганизовать производство в мировом масштабе, причем не в смысле развития (длябедных хотя бы частично "догоняющего"), а для максимизации прибыли транснациональныхкомпаний при цементировании асимметрии производственных структур и ихнеравенства. ... Проект "управление мировой экономики ВТО" в полном смысле крайнереакционен: он нацелен на возвращение к прежним формам международногоразделения труда.

Поэтому ВТО для меня истинноновое колониальное министерство стран "восьмерки". ВТО играет по отношению ковсем странам периферии одну и ту же роль не допустить, чтобы колонии стали вбудущем конкурентами, и для этого отнять у государств периферии право насамостоятельное законодательство и регулирование, касающееся деятельностикапитала метрополий в этих странах 29. Реально существующий капитализм следуетлогике систематической защиты сильнейших монополий 30.

Теории вульгарной экономики (теории воображаемогокапитализма) о "добродетелях" свободной торговли только пропаганда в простейшемсмысле слова, то есть ложь. Я принадлежу к тем, кто определяют капитализм нечерез "рынок", а вм­сте с Броделем через стоящую над рынком власть»31.

ВТО не позволяетстранам периферии защищать свою промышленность таможенными пошлинами исубсидиями, но страны центра («се­мерка») продолжают выплачивать субсидии,например, в сельском хозяйстве. США также ввели квоты на сталь, чтобы защититьот иностранной конкуренции американские сталеплавильные концерны.

Теория «национальныхцен на ресурсы»

МВФ, ВБ и ВТОпропагандируют ориентацию на экспорт и добиваются специализации экономик странпериферии в те секторах, которые выгодны стоящим за ними корпорациям. Приэтом ВТО, МВФ и ВБ используют теорию «национальных цен на ресурсы» (domesticresource costs, DRC), чтобы сохранить систему «центр»-«периферия» DRC выдаютсяза надежный индикатор для разделения экономических секторов на те, в которыхстрана может ожидать добиться успеха, в которых она не должна производить, и нате, которые она даже не должна пробовать развивать.

DRC - это единица измерения расходов на сырье, котороеиспользуется для производства одного товара в самой стране, чтобы купить однувалютную единицу или сэкономить ее. Таким образом, мировой рынок становитсямерилом оценки рентабельности и конкурентоспособности национальногопроизводства, масштабом для структурирования экономики страны. Это никак несоотносится с положением дел, спросом и ценами на внутреннем рынке. Масштаб ишкала оценки привносятся извне, поэтому расходы на использование ресурсовстраны никак не соотносятся с такими целями, как справедливость илидолговременное благополучие населения. Теория DRC рассматривает условия,сложившиеся на мировом рынке, чтобы определить, как должна себя вести страна,что­бы купить, или сэкономить один доллар. Этозначит, что производство ориентировано на экспорт и исходит из мировых цен натовары. Воплощение этой теории в политике должно гарантировать, что странапериферии и дальше останется в том же положении 32.

Посмотрим, как именно в рамках режима ВТО проводятсяинтересы транснациональных компаний. Требования при вступлении в ВТО совпадаютс условиями предоставления кредитов МВФ и ВБ - с реформами структурногоприспособления: либерализация, приватизация, стабилизация. ВТО работает втесном сотрудничестве с МВФ и Всемирным банком.

Списки секторов,которые планируется открыть для «мирового рынка»

Страны - члены ВТО составляют списки секторов рынка в другихстранах, куда хотят получить доступ их концерны и которые поэтому должны бытьоткрыты для международной торговли, и списки областей экономики, которые этистраны сами хотят открыть. Эти списки держатся в тайне и не подлежат публичномуобсуждению 33.

Суд ВТО

У ВТО есть свой суд (Dispute Settlement Body). Посредством этого органа ВТО можетзаставить национальные правительства отменить федеральные и региональныеправила и законы, касающиеся, в частности, защиты окружающей среды и социальныхстандартов, что ВТО уже и делает. Некоторые правительства и концерныцеленаправленно используют угрозу подать на страну в суд ВТО как оружие, чтобыблокировать регулирование в сфере охраны окружающей среды и здравоохранения 34.

При этом необвиняющий обязан доказывать вину обвиняемого, а обвиняемый - свою невиновность.Что имеется в виду? Например, ЕС запрещал одно время ввоз на свою территориюГМО, после чего США (в интересах концернов США) подали на ЕС в суд ВТО. ЕС былаобязана доказать, что ГМО вредны, а не США - что ГМО не вредны. Суд ВТО присудил ЕС к крупным штрафам.Вскоре Евросоюз сдался, разрешив ввоз ГМО, но предписав их маркировку. ТеперьСША борются против отмены маркировки товаров, содержащих ГМО.

Кстати, ВТО непризнает международно-признанное экологическое право превентивно запрещатьчто-то потенциально опасное (товар, вещество, продукт).

В 1989 году ЕС запретила обработку мяса гормонами роста иввоз такого мяса на свою территорию, опасаясь за здоровье потребителей. В 1996году США и Канада подали на ЕС в суд ВТО, аргументируя свой шаг тем, что вредгормонов еще не доказан. ВТО присудилаЕС к уплате штрафа за все годы запрета: по 117 миллионов американских долларовв год Соединенным Штатам и по 11 миллионов канадских долларов - Канаде.

Компания Gerber ввозила в Гватемалу детское питание, котороенужно было разводить водой. Однако из-за плохого качества воды, по даннымЮНИСЕФ, ежегодно умирает около 1,5 миллионов детей. Поэтому уже в 1981 году ВОЗиздала «Международный кодекс по продаже продуктов, заменяющих материнскоемолоко», который включал в себя запрет на идеализирование искусственногодетского питания и предписывал наклеивать на детское питание информационныесообщения о преимуществах материнского молока. В 1988 году в Гватемале былпринят соответствующий закон, смертность младенцев значительно снизилась, ООНодобрила путь Гватемалы как образцовый. ОднакоGerber оказала через США в ВТО давление на Гватемалу, после чего верховный судГватемалы решил, что этот закон распространяется только на детское питание,произведенное в стране. А так как Gerber импортировала свои товары, продукциюэтой фирмы закон не затронул.

Кроме известных случаев с судом ВТО известны также случаи ссудом Всемирного банка и судом NAFTA.

В Боливии после приватизации водоснабжения в департаментеКочабамба концерном Bechtel цены взлетели настолько, что люди были вынужденыплатить за воду около четверти своего дохода. Население взбунтовалось, и после полугодовой «войны за воду» прогналоконцерн. В результате суд Всемирного банка (International Center for theSettlement of investment disputes, ICSID) присудил Боливию к выплате Bechtel 25миллионов долларов, что в три раза больше инвестиций концерна.

Суд NAFTA принял решение о том, что Мексика должна выплатитьамериканскому концерну Metalcald 17 миллионов долларов компенсации за то, чтотот хотел построить рядом с заповедником свалку ядовитого мусора, а Мексика этозапретила.

Концерн Ethyl обвинилКанаду в суде NAFTA в том, что она запретила на своей территории ядовитуюдобавку в бензин ММТ. Канада испугалась штрафов и отозвала запрет.

В 2001 году американская фирма экспресс-доставки UnitedParcel Service подала в суд NAFTA на Почту Канады. Она обвинила ее в «нелояльной конкуренции» и потребовала 160 миллионовкомпенсаций, поскольку Почта Канады получает субсидии от государства.

Стандарты по безопасности продуктов питания не должны бытьстроже, чем правила Codex alimentarius организации ФАО - при этом на ФАОоказывают большое влияние представители аграрных концернов и концернов,производящих продукты питания.

Права потребителей

В соответствии с главой XX ГАТТ, «ограничивающие торговлю меры по защите жизни и здоровья или невозобновляемых источников энергии можно принимать только тогда, когда они неявляются дискриминацией и завуалированным ограничением международной торговли».Чьи интересы представляют судьи ВТО, можно было уже догадаться. Исходя изэтого, ясно, в чьих интересах можно интерпретировать это расплывчатоерегулирование.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

 

Источник: commons.com.ua

 


Возврат к списку


#WORK_AREA#