Потребительская идеология в провинции может стать нашим проклятием

Потребительская идеология в провинции может стать нашим проклятием 09.08.2014

Потребительская идеология в провинции может стать нашим проклятием

Потребительская идеология в провинции может стать нашим проклятием.

Промышленность и кооперация Вятской губернии на Нижегородской ярмарке в 1916 году.

Сравните с тем, что происходит в экономике сегодня…

Сегодня, когда производство в Кировской области неуклонно падает, почтенной публике, вероятно, будет интересна информация о Нижегородской ярмарке 1916 года:

«На Нижегородскую ярмарку приехало более 280 коммерсантов из Вятской губернии. Из Вятки – 110 человек. Из Сарапула – 42 человека. Из Елабуги – 25 человек. Из Слободского – 21 человек.

Вятские валенщики, совершенно не вывозившие на Нижегородскую ярмарку своего товара ввиду воспрещения вывоза обуви из губернии, тем не менее, приехали сюда в полном числе для закупок шерсти.

Поступление льна и кудели с Вятки:

  1. 1916 год – 11.369 пудов (182 тонны).
  2. 1915 год – 42.668 пудов (683 тонны).
  3. 1914 год – 39.727 пудов (636 тонн).

Стоимость волокна 1 и 2 сортов пополам с Вятки:

  1. 1916 год – 20 рублей за пуд.
  2. 1915 год – 9,5 рублей за пуд.

Крестьянского холста прибыло с Вятки:

  1. 1916 год – 8.721.000 аршин (6.192 километра).
  2. 1915 год – 2.538.000 аршин (1.802 километра).
  3. 1914 год – 3.666.000 аршин (2.603 километра).

Высокие цены на вятский крестьянский холст, установившиеся с конца лета 1915 года, вызвали в Вятском крае в зимний период 1915-1916 годов усиленную выработку этого товара, не встречавшего себе препятствий в недостатке пряжи, так как вятский холст работается из ручной пряжи.

Общая сборка крестьянского холста на Вятке в зиму 1915-1916 годов достигла давно небывалой цифры в 14-15 миллионов аршин (9.940 – 10.650 километров, то есть 27,4 километра в сутки), вместо обычных в последние годы 6 – 7 миллионов аршин.

Из этого количества около 2 миллионов аршин холста низких сортов прошли до ярмарки в Сибирь и Казань. Мешочного холста было продано в эти два района около 1 миллиона аршин и около 8 миллионов аршин прошло нижегородским мукомолам.

На продажу в Нижегородскую ярмарку был привезен холст всевозможных сортов от волоконного до мешочного.

В начале ярмарки цены на вятский товар установились весьма высокие.

Отборка тонкая (цена за кипу в 1.000 аршин тугой меры):

  1. 1916 год – 250-280 рублей.
  2. 1915 год – 150 рублей.
  3. 1914 год – 105-115 рублей.

Вятская шерсть ввиду увеличения ее выхода с заводов доставлена на Нижегородскую ярмарку 1916 года в количестве около 100.000 пудов (1.600 тонн). Благодаря сплоченности вятских заводчиков, им удалось продать свою шерсть по весьма высокой цене. Причем белая вятская коровья шерсть продавалась в отдельных партиях по цене 30-35 рублей за пуд, ввиду огромного требования ее в Арзамас для выделки войлока на армию.

Из четырех фирм, торгующих церковными колоколами, в 1916 году выехало на ярмарку три фирмы: из города Слободского Вятской губернии, из Балахны Нижегородской губернии и одна местная из города Нижнего Новгорода. Отсутствовала на ярмарке фирма из Ярославля.

Всего тремя фирмами на ярмарку привезено 4.000 пудов (64 тонны) колоколов.

Привоз выделанной белки из Слободского уезда Вятской губернии в 1916 году был очень небольшой. Малый выход товара на ярмарку, главным образом, объясняется уменьшением выработки за уходом рабочих на военную службу и, отчасти, хорошим сбытом товара в доярмарочное время».

Отчет о ходе торговли в Нижегородской ярмарке 1916 года // Составлен под редакцией С.В. Сперанского. М., 1917, с.XXV, XLIV, 10, 11, 14, 31, 60, 91, 116.

Журналы 1915-1916 годов отмечали, что сельское население России стало богатеть. Крестьянки, которые всегда покупали на платья только ситец, стали шить платья из шелка. Оборот торговли в провинции стал существенно возрастать.

И в конце сообщения приведу цитату из журнала 1917 года на злобу дня:

«Только производство, усиление производительности, переход к усовершенствованной технике, кооперирование сельскохозяйственных промыслов – даст нашей кооперации жизненную силу для развития.

Кооперация должна вести за собою сельское население, организовывать пионеров сельскохозяйственного прогресса, а не плестись в хвосте с отсталыми и размагниченными потребителями.

Потребительская идеология в провинции может стать нашим проклятием, нашей национальной болезнью, которая превратит нас в нищих, в материал для иноземной колонизации».

«Вестник кооперативных союзов», 1917, №12, с.1.

Александр Рашковский, краевед, 06 августа 2014 года.


Возврат к списку


#WORK_AREA#