«Родительский патруль» Приамурья в действии: цели, методы, перспективы

«Родительский патруль» Приамурья в действии: цели, методы, перспективы 28.06.2011

«Родительский патруль» Приамурья в действии: цели, методы, перспективы

Зам. председателя АООО

«Родительский комитет»,

к.и.н., руководитель

экспертной группы

и проекта «Университет

родительской культуры»

Рудакова Е.М.

Аннотация.

Статья о создании в Амурской области специализированной службы по профилактике деструктивных зависимостей и асоциального поведения среди подростков

Ключевая идея: ребенок, оставшийся без надлежащего родительского контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов опеки и попечительства, школы, органов внутренних дел, задолго до того, когда его поведение становится опасным, отличается противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями. С точки зрения безопасности важно не только выявление и ликвидации опасных зон на территории, но и проектирование и создание зон безопасности.

«Родительский патруль» был создан в Благовещенске по инициативе общественного объединения «Родительский комитет». Он борется с сомнительной рекламой и внимательно следит за негативом в СМИ. Впервые «Родительский патруль» вышел на улицы города Благовещенска сразу после создания организации летом 2008 г.: в августе была снята реклама «Натяжные потолки» с фотографией обнажённой девушки и подписью «Натянули идеально!», ко Дню знаний была подготовлена центральная площадь города - заменены баннеры, не соответствующие по содержанию интеллектуально-воспитательной направленности праздника.

В ходе апробации технологии «Родительского патруля» был создан Экспертный совет при УФАС по Амурской области (по примеру наших коллег из Приморского края), на заседаниях которого и рассматривались заявления от родителей и социально активных граждан Приамурья.

Участники патруля ставят перед собой цель изменить информационное пространство в Амурской области для улучшения духовно-нравственного воспитания детей. Агрессивная информационная среда разрушает личность, семейные ценности, подрывает родительский авторитет. За 2 с половиной года работы экспертного совета при УФАС в Благовещенске было снято 5 баннеров, из телеэфира убрали 2 видеосюжета.

Все наши экспертные заключения, в т.ч. готовящиеся, выложены на сайте: www. rk-amur.ru» в разделе «Наша экспертиза».

Основной упор «Родительский патруль» делает на:

1. Проведение экспертиз на выявленную негативную рекламу.

Экспертная деятельность предусмотрена Уставом «Родительского комитета» и основана на добровольной общественной экспертизе. В состав экспертной группы АООО «Родительский комитет» входят не только руководители общественных организаций-партнёров, но и социально активные профессионалы, представители социально-психологической, медицинской и педагогической общественности.

Все члены экспертной группы имеют сертификаты Центра коммуникативных исследований Российской академии наук, дающие право на проведение экспертизы информационных продуктов.

Наши экспертные заключения носят комплексный системный характер. Основная цель экспертизы - не наказание за непристойную рекламу, а создание социально безопасного пространства для перспективного развития детей Приамурья и формирование ответственного отношения родителей к семейному воспитанию в условиях агрессивной информационной среды.

Поэтому мы создаём не только негативные, но и позитивные экспертные заключения (спектакли, сценарии, детские праздники). Для нас важно не допустить в принципе агрессивную рекламу на территорию нашего города. Помочь в этом могут сами родители, становясь такими же экспертами, как и мы.

2. Организация обучающих курсов по информационно-психологической безопасности для родителей и специалистов, проведение «круглых столов», семинаров, тренингов.

Если понимать под безопасностью защиту от самых разных угроз нормальной жизнедеятельности и развитию детей, то обеспечение безопасности следует рассматривать как центральную задачу не только так называемых «силовых» ведомств, но всей социальной системы.

За 2,5 года нами проведено больше 12 крупных обсуждений на конференциях и форумах с участием практически всех служб и структур государства и общества, где поднимались проблемы негативного влияния СМИ на семейные ценности и принимались конкретные меры.

Этот путь эффективней репрессий и принудительных мер, поскольку меняет представления о степени угрозы информационной агрессии для психического здоровья амурчан, кроме того, он является примером бесконфликтного диалогового общения, т.к. даёт возможность осознать степень ответственности за воспитание будущего поколения, реабилитироваться рекламодателям и добросовестно заблуждавшимся изготовителям рекламы в глазах амурского сообщества.

Кроме того, фронтальные формы работы, вырабатывающие пути и способы взаимодействия в социуме, обладают интегративным - объединяющим - потенциалом, который становится самостоятельным ресурсом. Сотрудничество в ходе преодоления общих трудностей обеспечивает кооперацию среди разобщённых структур и становится стимулом для дальнейшего сплочения, консолидации усилий. Такой формат совместной деятельности обеспечивает её согласованность и эффективность за счёт высокого уровня взаимопонимания и доверия.

Одной из актуальнейших угроз современности становится отсутствие социально принятого понимания нормы. Поэтому работа с социальной нормой, формирование общепринятых способов действия и мышления граждан, является ведущей функцией государства, механизмом воспроизводства государством самого себя. При этом важно не столько статическое понимание, сколько социальный институт воспроизводства понимания в процессе познания новых форм и способов жизни.

На сегодня выделяется два типа безопасности, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность общества в данной сфере: гуманитарная и идентификационная безопасность.

Субъектом гуманитарной безопасности является общество в целом и отдельные культурные и этические общности. Субъектом идентификационной безопасности является отдельный индивид - взрослый или ребенок.

Идентификация - позициирование себя в рамках какой-либо культуры или традиции (семейной, корпоративной, национальной и др.). Самые простые, но в то же время одни из самых выразительных примеров самоидентификации - заявления ребенка: «Я мальчик!» либо «Я папин сын!», «Мой папа».

Самоидентификация является очень эффективным инструментом социального развития личности, выстраиванием собственной стратегии такого развития. Акт самоопределения тождественен выбору социального пути. К сожалению, самоопределение может быть осмысленным, либо инспирированным извне.

Поэтому необходимо различать свободную и индуцированную самоидентификацию. Отличающей чертой индуцированной идентификации является сокрытия и манипулирование информацией (вернее знаниями), сокрытие социальных последствий предлагаемого выбора.

Яркий пример - реклама пива подросткам. Предлагается выбрать один сорт пива в ущерб всем иным (позиция ценителя пива и искушенного жизнью зрелого мужчины). Скрывается информация о деградации подростков, употребляющих любой сорт пива.

С появлением современных информационных и телекоммуникационных технологий возможности воздействия на человека, его сознание резко возросли. Прежде всего, имеется в виду Интернет, мультимедийные игры, мощные маркетинговые и рекламные проекты, комплексная пропаганда «западного» стиля жизни.

Современная среда обитания человека, а в особой степени подростка, очень агрессивна, она пытается поглотить имеющиеся у человека ресурсы: деньги, его интересы, внимание, времяпрепровождение, устремления, желания, избирательный голос, превращая его в заложника, беспомощную жертву. К сожалению, ребенок и подросток - это наиболее ценные жертвы: на какую иглу его посадят в детстве, на то он и будет тратить свои силы (и средства) всю жизнь.

3. Третьим наиболее эффективным способом изменения массового сознания в отношении к семейным ценностям являетсяпроектная технология, социально значимые проекты дают возможность обеспечить реализацию востребованных в обществе методик укрепления нравственных и семейных ценностей.

Возможно ни компьютерные игры, ни голливудский боевик не имеют (не декларируют) образовательных целей, но по способу своего воздействия на подростка они имеют ярко выраженные последствия для развития ребенка, а значит, мы вправе рассматривать их как социально-образовательные проекты. Наиболее мощные социальные проекты, на которые тратятся десятки миллиардов долларов, направлены на конструирование ситуаций, в некоторых случаях «стиля»-способа жизни. Следовательно, в ответ на вызовы времени - негативные социальные проекты - необходимо создать противовес - позитивные социальные проекты.

Их ключевая задача - освоение навыка совместно с ребенком и родителями выстраивать осмысленные жизненные цели в условиях реальной социальной среды. Реализация данной политики позволит выйти на качественно новый уровень решения проблем безнадзорности детства и подверженности подростков вредным влияниям, во многом решить проблему противодействия вовлечению детей во всякие виды зависимостей через задание перспективы осмысленной жизни.

Периодические издания, спектакли, телепередачи, детские праздники, веб-сайты - вот перечень тех начинаний, которые объединены нашим (третьим по счёту) Проектом «Университет родительской культуры», поддержанным на федеральном уровне.

В его рамках мы намерены создать Центр психологической поддержки семьи в Амурской области, который поможет и родителям, и детям достичь понимания и гармонии в личной и семейной жизни.

Цель Проекта, названного по аналогии с уже имеющимися в России - «Университет родительской культуры» - создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для гармоничного, всестороннего развития семьи; устойчивого положительного отношения к здоровому образу жизни, раскрытия воспитательного и творческого потенциалов каждого из родителей и потенциала семьи в целом.

Основа Проекта - создание и внедрение на местах механизмов межведомственного взаимодействия по профилактике деструктивных зависимостей. Развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление помощи семьям включает: проведение Второго областного Родительского форума, конференций, семинаров и круглых столов; празднование Международного и Всероссийского Дня Семьи в Приамурье; выпуск ежеквартального журнала для подростков и их родителей «Цветной троллейбус» и журнала для родителей и их малышей «Самые родные», телепрограмма «Семейный совет»; социокультурный десант «Семья+», конкурс просемейной направленности «»Браво, Сударыня!». Их основная задача - формирование позитивного общественного мнения по вопросам семьи и брака, здорового образа жизни, активной гражданской ответственности перед государством за чистоту воспитательного пространства в социуме.

На основе совместных действий государственных медицинских, образовательных и правоохранительных организаций, а также общественных и коммерческих структур в 2009 г. нами была создана и апробирована местная социальная практика эффективного и плодотворного межсекторного социального партнёрства по преодолению кризиса семейных ценностей - социокультурный десант «Семья+».

Идея десанта: быстрые и устойчивые позитивные изменения в общественном сознании могут произойти только в результате наличия мощного резонанса общественного мнения, создать который может многочисленное сообщество единомышленников, солидарно действующих в одном направлении. Поэтому в Проекте были использованы понятия «десант» и «патруль», для которых характерны быстрота и натиск в сочетании с постоянным пристальным контролем. В Амурской области за 2,5 года прошло уже 8 десантов, планируется ещё 2 в рамках Проекта. Смысл десанта «Семья+» - оказать помощь семьям в формировании у детей приверженности к здоровому образу жизни как основному условию их подготовки к будущему ответственному родительству. Важная отличительная черта десанта «Семья+» - непременное участие в нём родителей: начиная с родительского класса во время «Ярмарок здоровья», проведения родительских гостиных по заявленным темам, заканчивая обсуждением за круглым столом результатов.

Выводы: Закрепление позитивных установок, нравственных и семейных ценностей возможно осуществлять путём организации «Родительского патруля» при содействии УВД, УФСКН, УФАС, не просто как реально действующей службы, но и как образа защитника культуры родительства от посягательств извне. Эта модель поведения воспитывает и прививает качества деятельной активности личности в случае нарушений её семейных прав. Тем самым, расширяется и обогащается опыт социальной ответственности, как коллективной, так и индивидуальной.

Коллективная защита интересов семьи выражается в экспертной деятельности, которая доступна родителям любого возраста. «Родительский патруль» Амурской области экспертирует не только непристойную рекламу, но и федеральные законопроекты, затрагивающие проблемы семьи. За 2,5 года существования организации было проведено 26 экспертиз. Среди экспертных заключений АООО «Родительский комитет» есть не только отрицательные, но и положительные заключения, рекомендующие сценарии спектаклей и детских праздников для родителей.

Литература:

1. Антонов А.И. Институциональный кризис семьи и возможности его преодоления в России (часть 1)// Демографические исследования, №11-2010./ http://www.demographia.ru/articles.

2. Демографическая ситуация в Приамурье: состояние и проблемы. - Материалы конференции Благовещенск,2006. - 400 с.

3. Виничук Н. В. Психология аномального поведения. - Владивосток: Дальневосточный государственный университет, 2004. - 198 с.

4. Дидактические материалы для повышения родительской культуры семьи в системе социального партнерства с учреждениями образования./ Комплект методических материалов для организации взаимодействия с семьей и просемейного воспитания подрастающего поколения. - СПб., 2008 г. - 64 с.

5. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности. В 3-х чч. - М., 2008.

6. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи. // http://mon.gov.ru/dok.

7. Новые технологии социальной работы с семьей и детьми. / Под общей ред. Ю.В. Крупнова. - Ханты-Мансийск: Департамент социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа, 2001-2002. - 108 с.

8. Сборник он-лайн конференция «Родительство в зеркале СМИ» // http://psyjournals.ru/events/report10136.shtml иhttp://psyjournals.ru/directory/psy17180.shtml

9. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. - 464 с.

10. Приморские образовательные чтения памяти святых Кирилла и Мефодия. - Сборники тезисов и докладов. Вып. 5-7. Владивосток, издательство ДВГУ, 2007-2009.

11. Мельник Г.С. Провокативный дискурс социально-культурной коммуникации. // http://www.lenizdat.ru/cgi-bin/redir?l=ru&b=1&i=1013722. - 27.10.2003.

12. Пустые песочницы./ Автор-составитель Фесенко Д.О. - М., 2009. - 47 с.

13. Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками./ Под. ред. Дж. Циантиса. - М.,2006. - 196 с.

14. Ворошилова И. Родительский патруль.// Амурская правда. - 20 июня 2008.

15. Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка / Под ред. к. м. н., доц. В. С. Коваленко. - СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2004. - 416 с.

16. Семья и родительство в современной России. Отчёт о результатах исследования. - М., 2009. - 78 с.

17. Торохтий В.С. Методика диагностики психологического здоровья семьи. - М.: МГПУ, 2006. - 112 с.

18. Фурман Б., Ахола Т. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на реше­ние. - СПб.: «Речь», 2001. - 160 с.

19. http://urok2005.spb.ru/index.php

20. http://www.planeta-detei.org/programmy-fonda

21. http://mir24.tv/news/society/3777193

22. http://rk-amur.ru/2010-11-07-08-45-39/2010-11-15-03-11-22.


Возврат к списку


#WORK_AREA#