Довгий Т.П. Аналитическая справка о возможностях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения по духовно-нравственному становлению личности ребенка.

10.07.2009

Довгий Т.П. Аналитическая справка о возможностях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения по духовно-нравственному становлению личности ребенка.

1. Возможности нового стандарта по духовно-нравственному становлению личности ребенка.

В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования ( далее - Конц.) подчеркивается, что Стандарт рассматривается как общественный договор, миссия которого состоит в выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании. Социальный заказинтегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей, важнейшая из которых свобода и ответственность. Это означает осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, умение сделать осознанный и ответственный личностный выбор. Государственное требованиеформулируется как развитие человеческого капитала - подготовка поколения нравственного и духовно зрелого. ( Конц. Гл.1 п.1.1.) Важнейшее значение в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (далее - ФГОС) приобретают социальные эффекты, производимые образованием - эффекты консолидации общества и формирование гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения. (ФГОС 1.)

ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. Это значит, что процесс обучения понимается не только как усвоение знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. (Конц. П.1.3.), формирование толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитанияпатриотических убеждений, освоения основных социальных ролей, норм и правил. ( Конц. 1.3.) Таким образом, ФГОС как инструмент реализации государственной политики в области образования должен способствовать интеграции личности в национальную и мировую культуру. ( Конц. П.1.4.)

ФГОС предъявляет новые требования к структуре основных общеобразовательных программ. П.6. ст.9 Закона «Об образовании» ( Конц. Стр. 23 п. 2.2)

В Декларации прав ребенка, принятой ООН, подчеркнуто, что ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию благодаря которому он мог бы развивать свои способности, личное суждение , чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. (ФГОС п.1.)

Согласно п.4 статьи 7 Закона «Об образовании» ФГОС включают в себя (ФГОС стр. 12) требования к структуре основных образовательных программ определяют соотношение обязательной части основной образовательной программы и части (инвариантной) и формируемой участниками образовательного процесса (вариативная часть, которую формируют педколлектив, учащиеся и родители) (ФГОС п.6.1. стр. 13 табл.)

Сформулировано основное содержание образовательных программ. В том числе начальное образование должно обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, сформировать основы нравственного поведения,определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Основное общее образование должно обеспечить личностное самоопределение учащихся, в том числе - формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей. (ФГОС п. 6.2.)

ФГОС вводит понятие Фундаментального ядра общего образования. Это система ключевых положений научной картины мира и ценностных ориентиров приемлемого социального поведения, актуальных для современной ситуации, цивилизационного развития в сочетании с национальными приоритетами. (ФГОС п.3) В Фундаментальном ядре фиксируются: основополагающие элементы научного знания системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе - это ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к отдельным отраслям знаний и культуры. Так как содержание Фундаментального ядра является обязательным для освоения, то основы православной культуры, способствующие этому должны осваиваться в обязательной (инвариантной ) части основной образовательной программы как начальной школы, так и основой.

Таким образом, анализ проекта трех документов, выносимых на обсуждение, а именно : Концепции, Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Базисного учебного плана, вскрыл глубокое противоречие между ними. Все содержательные требования, связанные с духовно-нравственным, патриотическим воспитанием, традиционными ценностями, национальной идентификацией, образами отечественной культуры (православной) не нашли своего отражения и развития в Базисном учебном плане, как начальной школы, так и основой.

2. Потеря любых возможностей нового стандарта по духовно-нравственному становлению личности ребенка через изъяны Базисного учебного плана.

Приведем доказательство. Базисный учебный план является важнейшим нормативным документом, так как определяет бюджетное финансирование учебного и воспитательного процесса школы. В структуре БУП выделяется три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, внеурочная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня. Содержание образования, определенное обязательной (инвариантной) частью, обеспечивает приобщение обучающихся кобщекультурным и национально значимым ценностям. Часть формируемая участниками образовательного процесса (вариативная) обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.( Конц. п.2.3)

1.Рассмотрев варианты 1 и 2 Базисного учебного плана по начальному образованию, которые предназначены для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на русском языке, Основ православной культуры ( духовно- нравственной культуры или иного курса) не предусмотрено. Достижениецели и задачи духовно-нравственного становления личности ребенка становится не возможной.

2. Рассмотрев возможность преподавания Основ православной культуры в вариативной части, выявлено, что в начальной школе при 5-дневной учебной недели вариативной части нет вообще, а в 5-7-х классах по одному часу. При 6-дневной недели в начальных классах в 1 классе часов нет, в 2-4 класса по 3 часа, а в 5-7 классах по 3-4 часа. Таким образом, в 1 классе при любом режиме преподавание ОПК за счет вариативной части не возможно. В остальных классах как показывает многолетняя практика, часы будут распределены среди «более важных предметов» - подготовка по предметам ЕГЭ, информационные технологии, безопасность дорожного движения, гимназический или профильный компонент учебного заведения.

3.Обратим внимание, что вариант 3 Базисного учебного плана для школ, где наряду с русским изучается родной (нерусский) язык, на изучения родного языка и литературы ( а значит и национальной культуры ) отводится по 3 часа с 1 по 9 классы в обязательной (инвариантной) части учебного плана.

4. Обращаем внимание, что в Базисном учебном плане предусмотрено по 10 часов на внеучебные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Это внеучебная кружковая, клубная и иная внеурочная работа, которая систематических предметных знания, этических ценностей по православной культуре не сформируют. Внеучебная работа может быть необходимым практическим продолжением предмета Основы православной культуры ( духовно- нравственная культура или иного курса).

Вывод:

Для гармонизации проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, разработанного Российской академией образования (Н.Д.Никандров, А.М. Кондаков, М.В.Рыжаков), по заказу Федерального агенства по образованию необходимо:

1. Учесть ведущие положения Федерального Закона «Об образовании», Декларации прав ребенка, принятой ООН, проекта Концепции ФГОС, проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и включить предмет духовно-нравственная культура (или основы православной культуры) в обязательную часть Базисного учебного плана в варианты 1 и 2 ( для школ с преподаванием на родном русском языке) по 1 часу с 1 по 9 класс. Данный час поднять из вариативной части, как это сделано в Базисном учебном плане для школ с родным (нерусским) языком.

2. Учесть 10-летний эффективный опыт работы педагогического проекта по развитию региональной системы духовно-нравственного образования и воспитания школьников и учащейся молодежи Смоленской, Белгородской областей, Краснодарского края и других регионов. Отразить в пояснительной записке к вариантам 1 и 2 Базисного учебного плана ( для школ с преподаванием на родном русском языке) право региональной власти включать предмет духовно-нравственная культура как в обязательную, так и в вариативную часть БУПа

3. Отразить в БУПе духовно-нравственную составляющую в направлениях внеучебной деятельности.

4. Поручить РАО, ФИРО (Федеральный институт развития образования) срочно разработать при поддержке со стороны Русской Православной Церкви Примерную учебную программу по духовно-нравственной культуре, Примерную программу по формированию универсальных учебных действий по данному предмету, то есть отразить во всех документах нормативно-методического сопровождения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Довгий Т.П.,
к.ф.н., профессор кафедры философии
Смоленского государственного университета.

Приложение: проект Базисного учебного плана

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации
Начальное общее образование
Вариант 1

Учебные
предметы Классы





Количество часов в неделю

Всего часов





I

II

III

IV

Инвариантная часть



Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Музыка

1

1

1

1

4

Художественный труд

2

2

2

2

8

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого

20

22

22

22

86

Вариативная часть (6-дневная неделя)

-

3

3

3

9

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе

-

25

25

25

75

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной неделе

20

22

22

22

86

Внеучебная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*

10

10

10

10

40

Всего к финансированию

30

35

35

35

135



Внеучебная деятельность

Направления
Классы

I

II

III

IV

Всего часов

Спортивно-оздоровительное

3

3

3

3

12

Художественно-эстетическое

2

2

2

2

8

Научно-познавательное

2

2

2

2

8

Военно-патриотическое

2

2

2

2

8

Общественно полезная деятельность

2

2

2

2

8

Проектная деятельность

1

1

1

1

4

Всего к финансированию

10

10

10

10

40

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации
Начальное общее образование
Вариант 3

Учебные предметы



Классы

Количество часов в неделю

Всего часов



I

II

III

IV



Инвариантная часть



Русский язык

4

4

4

4

16

Литературное чтение

2

2

2

2

8

Родной язык и литературное чтение

3

3

3

3

12

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Искусство (музыка, ИЗО)

2

2

2

2

8

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого

20

22

22

22

86

Вариативная часть (6-дневная неделя)

-

3

3

3

9

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе

20

25

25

25

95

Внеучебная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*

10

10

10

10

40

Всего к финансированию

30

35

35

35

135





Внеучебная деятельность

Направления
Классы

I

II

III

IV

Всего часов

Спортивно-оздоровительное

3

3

3

3

12

Художественно-эстетическое

2

2

2

2

8

Научно-познавательное

2

2

2

2

8

Военно-патриотическое

2

2

2

2

8

Общественно полезная деятельность

2

2

2

2

8

Проектная деятельность

1

1

1

1

4

Всего к финансированию

10

10

10

10

40

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации
Основное общее образование
Вариант 1

Учебные предметы
Классы

Количество часов в неделю

Всего часов



V

VI

VII

VIII

IX



Инвариантная часть



Русский язык

5

6

4

3

3

21

Литература

3

2

2

2

3

12

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

5

5

5

25

История

2

2

2

2

3

11

Обществознание

-

1

1

1

1

4

География

-

1

2

2

2

7

Естествознание

2

-

-

-

-

2

Физика

-

-

2

2

2

6

Химия

-

-

-

2

2

4

Биология

-

1

2

2

2

7

Искусство (музыка, ИЗО)

2

2

2

1

-

7

Технология, информационные технологии

2

2

2

2

1

9

ОБЖ

1

1

1

1

1

5

Физическая культура

2

2

2

2

2

10

Итого

27

28

30

30

30

145

Вариативная часть (6-дневная неделя)

3

4

4

5

5

21

Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 6-дневной неделе

30

32

34

35

35

166

Вариативная часть (5-дневная неделя)

1

1

1

2

2

7

Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 5-дневной неделе

28

29

31

32

32

152

Внеучебная деятельность*

10

10

10

10

10

50

Всего к финансированию

40

42

44

45

45

216

Внеучебная деятельность

Направления
Классы

V

VI

VII

VIII

IX

Всего часов

Спортивно-оздоровительное

3

3

3

3

3

15

Художественно-эстетическое

2

2

2

2

2

10

Научно-познавательное

2

2

2

2

2

10

Патриотическое

2

2

2

2

2

10

Общественно полезная деятельность

1

1

1

1

1

5

Проектная деятельность

2

2

2

2

2

10

Всего к финансированию

10

10

10

10

10

50



Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации Основное общее образование

Вариант 3

Учебные предметы
Классы

Количество часов в неделю

Всего часов



V

VI

VII

VIII

IX



Инвариантная часть



Русский язык

5

5

3

3

3

19

Литература

2

2

2

2

3

11

Родной язык и литература

3

3

3

3

3

15

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

5

5

5

25

История

2

2

2

2

3

11

Обществознание

-

1

1

1

1

4

География

-

1

2

2

2

7

Естествознание

2

-

-

-

-

2

Физика

-

-

2

2

2

6

Химия

-

-

-

2

2

4

Биология

-

1

2

2

2

7

Искусство (музыка, ИЗО)

2

2

2

-

-

6

Технология, информационные технологии

2

2

2

2

1

9

ОБЖ

-

-

-

1

-

1

Физическая культура

2

2

2

2

2

10

Итого

28

29

31

32

32

152

Вариативная часть (6-дневная неделя)

2

3

3

3

3

14

Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 6-дневной неделе

30

32

34

35

35

166

Внеучебная деятельность*

10

10

10

10

10

50

Всего к финансированию

40

42

44

45

45

216



Внеучебная деятельность

Направления

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

Всего часов

Спортивно-оздоровительное

3

3

3

3

3

15

Художественно-эстетическое

2

2

2

2

2

10

Научно-познавательное

2

2

2

2

2

10

Патриотическое

2

2

2

2

2

10

Общественно полезная деятельность

1

1

1

1

1

5

Проектная деятельность

2

2

2

2

2

10

Всего к финансированию

10

10

10

10

10

50



Возврат к списку


#WORK_AREA#