Довгий Т.П. Экспертный отзыв на Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников

10.07.2009

Довгий Т.П. Экспертный отзыв на Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников

Концепция, как и Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения пытается преодолеть искажения в ценностных ориентациях российского общества, возникшие как следствие игнорирования воспитания школой и отсутствия ценностнообразующей государственной политики в 1990-х гг. В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох. Современный национальный воспитательный идеал авторами Концепции определяется как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Духовно-нравственное развитие авторами рассматривается как процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов. При этом

ценности духовного мира не отделимы от культурной и религиозной традиции, передаваемой от поколения к поколению.

В качестве основного инструмента педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина названа общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Среди ценностных установок обучения и воспитания в системе общего образования указаны традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, которые являются источниками национальной духовности. В общеобразовательной школе ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. Концепция предусматривает возможность в культурологическом контексте усвоение школьниками системные представления о вере в Бога, святости и благочестии, религиозных организациях.

Вместе с тем, основной раздел Концепции «Система воспитательной работы общеобразовательной школы» не получил практического отражения вышеназванных идей и установок.

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в п. 3.5. Требования к базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу, указано, что БУП определяет состав обязательных учебных предметов. Предмет «духовно-нравственная культура» или «основы православной культуры» ( широко преподававшиеся ранее в составе регионального компонента) в стандарте второго поколения отсутствует как в содержании обязательной части основной образовательной программы (инвариантную часть) так и в вариативной части, формируемой участниками учебного процесса.

Для решения школьниками вместе с педагогами, родителями ключевой воспитательной задачи каковой является духовно-нравственное воспитание необходимо (согласно концепции п.5 стр. 25) обратиться к содержанию общеобразовательной дисциплины «духовно-нравственна культура», которая как отмечено отсутствует в БУПе. Осуществлять духовно-нравственную деятельность во внеурочной работе в рамках традиционных российских религий, не имея базовых знаний, представлений, идей и образов не представляется возможным. Воспитательная программа «Гражданственность», приведенная в Концепции в качестве примера, как раз иллюстрирует, что обязательный предмет «обществознание» , изучаемый все годы обучения, начиная с 6 класса, позволяет реализовать подпрограммы: «Правовое государство», «Долг», «Закон», «Правопорядок», «Гражданское общество», «Межнациональное согласие».

Все направления внеурочной деятельности, изложенные в БУПе: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое, общественно-полезная деятельность опираются на предметы инвариантной части БУПа. К тому же духоно-правственное направление деятельности не включено даже в перечне направлений внеурочной деятельности. Духовно-нравственной культуре остается быть «не локализованной» и незримо «пронизывать все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина».

Таким образом, духовно-нравственная культура (не в светском понимании духовности, а в рамках традиционных конфессий России) не получила своей самостоятельной предметной позиции и финансового основания (БУП является основанием для финансирования педагогической нагрузки) ни в основной образовательной программе, ни во внеучебной и внешкольной деятельности. В данной редакции предложенный документ может называться Концепцией воспитания российских школьников. Мы надеемся, что авторы проектов Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Базисного учебного плана и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников внесут соответствующие поправки в названные проекты.


Довгий Татьяна Петровна,
кандидат философских наук, профессор.


Возврат к списку


#WORK_AREA#