Довгий Т.П. Экспертный отзыв на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

10.07.2009

Довгий Т.П. Экспертный отзыв на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Довгий Т.П.,
кандидат философских
наук, профессор

Проект глубоко, содержательно и методологически обосновано раскрывает функции Стандарта, требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к пояснительной записке, к Фундаментальному ядру содержания общего образования, к планируемым результатам начального общего образования, к базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу, к программе формирования универсальных учебных действий для начального общего образования, к системе оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, к примерной программе воспитания и социализации обучающихся, к концепции духовно-нравственного воспитания младших школьников. Инновационным по содержанию являются разделы содержащие требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. В нашем отзыве мы остановимся в основном на проблеме реализации возможностей Стандарта для решения задач духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальных классов.

В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования ( проект РАО) достаточно полно раскрывались образовательные и воспитательные возможности духовно-нравственной культуры. На уровне государственного требования формулировалась задача развития человеческого капитала, подготовка поколения нравственного и духовно зрелого. ( Концепция ФГОС гл.1 п.1.1.) Важнейшим социальным эффектом, производимым образованием, должна была стать консолидация общества и формирование гражданской идентичности и в первую очередь национальной, общероссийской.

Однако, все содержательные требования, связанные с духовно-нравственным, патриотическим воспитанием, традиционными ценностями, национальной идентификацией, образами отечественной культуры (православной) не нашли своего отражения и развития в проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Базисном учебном плане начальной школы Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана, определяющая перечень учебных предметов, обязательных для реализации во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения (см. Таблицу №2) не предусматривает предмета «духовно-нравственная культура».

Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и всех субъектов образовательного процесса. Время, отводимое на вариативную часть, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на введение курсов, обеспечивающих интересы региона, на изучение по желанию учащихся и их родителей курсов, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание учащихся, основ религиозной культуры, светской этики.

Рассмотрев возможность преподавания духовно-нравственная культуры в вариативной части, выявлено, что при 5-дневной учебной неделе вариативной части нет вообще. При 6-дневной неделе в 1 классе часов вариативной части нет, в 2-4 класса по 3 часа, которые в большинстве случаев используются для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части.

В разделе ФГОС «Требования к концепции духовно-нравственного воспитания младших школьников» (3.9) формулируются цели и задачи формирования у младших школьников основ системы базовых национальных российских ценностей. Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников, также представленная на экспертизу, определяет пути духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских взаимоотношениях с семьей, институтами гражданского общества, конфессиями.

В концепции духовно-нравственного воспитания школьников отмечено, что «каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в ключевую воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин» ( п.5 стр. 25). Обратиться к содержанию общеобразовательной дисциплины «духовно-нравственна культура» не представиться возможным, так как она отсутствует в БУПе. Осуществлять духовно-нравственную деятельность во внеурочной работе в рамках духовности традиционных российских религий, не имея базовых знаний, представлений, идей и образов не возможно.

Все направления внеурочной деятельности, изложенные в БУПе: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое, общественно-полезная деятельность опираются на предметы инвариантной части БУПа. К тому же духоно-правственное направление деятельности не включено даже в перечне направлений внеурочной деятельности. Духовно-нравственной культуре остается быть «не локализованной» и незримо «пронизывать все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина» (с.25).

Таким образом, духовно-нравственная культура не получила своей самостоятельной предметной позиции и финансового основания (БУП является основанием для финансирования педагогической нагрузки) ни в основной образовательной программе, ни во внеучебной и внешкольной деятельности.

Стандарт в разделе требований к результатам (5.3) устанавливает, что не подлежат итоговой оценке индивидуальные достижения выпускников начальной школы, такие как ценностные ориентации, индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.), социальные чувства (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.). Оценка личностных результатов воспитания осуществляется в ходе неперсонифицированных исследований. Это, на наш взгляд, деперсонифицирует воспитательный процесс и снимает со школы ответственность за исполнение государственного задания по воспитанию гражданина, патриота, духовно и нравственно зрелой личности.

Считаем необходимым:

1.включить предмет «духовно-нравственная культура» в обязательную часть Базисного учебного плана в варианты 1 и 2 ( для школ с преподаванием на родном русском языке) по 1 часу с 1 по 4 класс. Данный час перенести из вариативной части, как это сделано в Базисном учебном плане для школ с родным (нерусским) языком (вариант 3).

2.Отразить в БУПе в его части «внеучебная деятельность» духовно-нравственную деятельность в качестве самостоятельного направления.

Мы надеемся, что авторы проектов Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Базисного учебного плана и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников внесут соответствующие поправки в названные проекты.

Благодарим за сотрудничество!  


Возврат к списку


#WORK_AREA#