Свертывание реформы образования до 2025 года

16.02.2015

Свертывание реформы образования до 2025 года

Свертывание реформы образования – ядро образовательной концепции Российской Федерации до 2025 года

Цели образования в контексте будущих перемен

лого наобсэ итог.jpgОбразование имеет своей целью не только выращивание профессионала в какой-либо сфере деятельности, но и становление учащегося как полноценного гражданина демократического общества, а также развитие в нем полноценной личности. Образование должно создать человека, так сказать, повышенного качества, аристократа, если брать это слово в буквальном смысле. М. Шелер писал о высшей цели образования как о максимально возможной гуманизации человека. Продукт образования, с этой точки зрения, – «благообразно сформированный» человек, который знает сущностную структуру мира, пробудил и развил свои духовные потенции, овладел структурой своей личности. Итак, образование создает человека как личность, гражданина и профессионала. В связи с этим новую актуальность приобретает идеал разносторонне, гармонически развитой личности. Поэтому школа должна стремиться развивать различные стороны человеческой натуры. Не только теория, но и практика, не только наука, но и искусство должны быть должным образом представлены в образовании.

Если России удастся создать современную, динамически развивающуюся экономику, то нашему обществу придется столкнуться с рядом проблем. В современной экономике одними из самых важных компетенций являются межличностные: «способность общаться со специалистами из других областей», «принятие различий и мультикультурности». Из этого вытекает необходимость разносторонней, разнопредметной подготовки даже профессионала.

Кроме того в пользу необходимости фундаментальной знаниевой подготовки говорит необходимость «дальнего переноса». Будущее невозможно точно предвидеть. Мы не можем точно знать, какие профессии появятся в будущем, и, соответственно, какие знания и умения надо для этого сформировать. В таких условиях возрастает важность именно универсальной подготовки учащихся, усвоение им общей фундаментальной базы, которая поможет легко адаптироваться к новым ситуациям (тоже одна из системных компетенций), в том числе быстро осваивать новые профессии. Способность применять знания на практике как важная компетенция также связана с фундаментальной подготовкой. Практика ведь состоит не только из стандартных ситуаций, где можно применить шаблонные операции. Нередко возникают и непредвиденные трудности. Вот здесь общая, фундаментальная, разносторонняя подготовка играет свою важную роль.

Фундаментальность и разносторонность – на этих принципах должно основываться образование будущего.

Кроме того немаловажным социальным последствием научно-технического и экономического прогресса станет уменьшение потребности общества в работниках. Автоматизация и роботизация производства и обслуживания приведут к уменьшению, а в перспективе, и к полному прекращению непосредственного участия человека в производственном процессе. Вырастет размер и ценность свободного времени.

Но на какие цели это время будет потрачено, зависит от того, какие потребности и интересы были взращены в человеке системой образования и воспитания. Если в человеке будут пробуждены высшие потребности в интеллектуальном росте, моральном совершенствовании, эстетическом развитии, духовном возрастании, утончении чувств то будет одна картина. Если же такие потребности сформировать не удастся, то мы можем столкнуться с взрывом примитивного гедонизма, безудержного потребительства, массой духовных и психологических патологий. Прогресс может привести к утрате человеком своей человечности.

Таким образом, область образования становится критически важной для сохранения человека как такового. Образование должно пробудить и развивать в каждом человек его высшие потребности и способности, преобразовать его мотивационную сферу..

Нынешняя реформа образования ведет к деградации нашего общества в двух смыслах. С одной стороны, она через коммерциализацию ограничивает многим людям доступ к образованию. С другой стороны, сам процесс образования выхолащивается, сводится к натаскиванию на тесты, съеживается до одних прагматических моментов, педагог как главный субъект, управляющий процессом обучения, всячески принижается и бюрократически подавляется.

Отсюда следует, что для нашей страны жизненно важно начать процесс СВЕРТЫВАНИЯ деструктивных реформ в образовании.

Реформа образования вообще

1. Мы требуем отстранить от процесса управления изменениями в российском образовании лиц, связанных с американским Всемирным банком. В связи с этим мы требуем отстранить от процесса управления изменениями в образовании Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и уволить с должности его ректора Я. И. Кузьминова, Институт развития образования ВШЭ, его научного руководителя И. Д. Фрумина (Руководитель образовательных проектов в Московском представительстве Всемирного банка) и директора центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ВШЭ, «убийцу школ» И. В. Абанкину, Институт стратегических исследований в образовании РАН и его научного руководителя А. М. Кондакова. Мы требуем лишения Института проблем образовательной политики «Эврика» статуса федерального оператора комплексного проекта модернизации образования и исключения А. Адамского из Комиссии по федеральным инновационным площадкам.

2. В качестве руководителей Министерства образования и науки РФ нужно поставить специалистов, компетентных в области развития образования.

3. Мы требуем, чтобы все преобразования в сфере образования и здравоохранения проходили только при широком общественном обсуждении и только с одобрения большинства профессионального сообщества педагогов и медиков.

4. Мы требуем возвращения к проверенным временем традициям советского образования!

Финансирование образования

Увеличить долю расходов на образование и науку в проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы, законодательно закрепив в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» долю расходов консолидированного бюджета РФ на образование в размере не менее 7% от объема ВВП в РФ, а также положение о предоставлении Федеральными государственными органами субвенций местным бюджетам, в размере необходимом для реализации основных общеобразовательных программ. В настоящее время наблюдаетсясистематическое уменьшение не только процента от ВВП, но и абсолютных цифр.

Коммерциализация образования

1. Необходимо официально отказаться от попыток коммерциализации сферы образования. Образование – нерыночный сектор, занятый предоставлением всем гражданам образования – общественного блага, которого никто не может быть лишен. Идеология коммерциализация образования и здравоохранения антисоциальна и противоречит экономической науке. Образование - это право, а не услуга!

2.Нужно отменить Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» о бюджетной реформе, уничтожающий образование страны, нарушающий Конституцию, права и свободы граждан РФ.

Угрозы бюджетной реформы:

а) Уменьшение финансирования бюджетных учреждений.

б) Невозможность точно удовлетворить действительные потребности образовательных организаций.

в) Увеличение доли платных услуг, что нарушает конституционные права граждан на бесплатное образование.

г) Расформирование («оптимизация») малокомплектных школ.

д) Увеличение количества детей в группах детских дошкольных учреждений, школьных классах, студенческих группах.

е) Сокращение преподавательского состава и увеличение нагрузок на преподавателей.

3. Требуем отказаться от подушевого финансирования как элемента бюджетной реформы и вернуться к сметному финансированию, как более точно отражающему потребности учебного заведения, учащихся и педагогов.

Подушевое финансирование приводит к следующему:

а) к сокращению психологов, социальных педагогов, логопедов и пр. и других нужных детям специалистов;

б) для дополнительного образования такой принцип вообще губителен. Для дополнительного образования характерна текучка состава – дети ищут себя в разных кружках и секциях;

в) в высшем образовании - к необходимости сохранения контингента студентов любой ценой, в том числе путем снижения требовательности к ним. Это будет иметь катастрофические последствия;

г) к закрытию небольших школ, ухудшая положение учащихся и их родителей;

д) оно же стимулирует слияние школ в огромные конгломераты, в которых до детей нет никому дела;

е) к тому, что содержать спецшколы с логопедами, дефектологами и другими специалистами становится «невыгодным». Поэтому спецшколы закрываются, а детей с отклонениями переводят в обычные школы, где они лишены надлежащего сопровождения. И все это называется «инклюзивным подходом»;

ж) делает выгодным большое количество учеников в классе, что негативно сказывается на качестве образования.

Реформа среднего образования

1. Требуем отказаться от ЕГЭ в его нынешней форме и вернуть к традиционной системе принятия выпускных школьных экзаменов и вступительных экзаменов в вуз.

Основными пороками ЕГЭ являются:

а) объединение в одной процедуре выпускного и вступительного экзаменов, цели которых принципиально различны. Это объединение создает дополнительный стрессообразующий фактор на экзамене, что ведет к стрессам, депрессиям, суицидам;

б) использование ЕГЭ в качестве основного критерия оценки работы педагога, школы, региона. В результате, процесс обучения в старших классах становится нацеленным в основном на успешную сдачу ЕГЭ, происходит натаскивание на правильные ответы (это признал сам автор ЕГЭ ректор ВШЭ Я. Кузьминов), не развивается самостоятельное мышление, владение устной и письменной речью;

в) учебные предметы, по которым нет ЕГЭ, не изучаются должным образом. ЕГЭ привел к катастрофическому падению уровня образования у абитуриентов вузов;

г) использование ЕГЭ как основного критерия оценки работы разных уровней системы образования и губернаторов создает благоприятные условия для расцвета коррупции и всяческих злоупотреблений;

д) для подготовки к ЕГЭ государство не выделяет достаточного количества учебных часов, что вынуждает родителей школьников прибегать к дополнительным платным услугам для подготовки к этому экзамену. Тем самым нарушается конституционное право на бесплатное образование.

2. Требуем отменить новый стандарт для старшей школы, разрушающий фундаментальное образование. Восстановить прежние принципы разработки и принятия федеральных государственных образовательных стандартов.

а) При принятии стандарта было проигнорировано мнение профессионалов и общественности. Профессионально подготовленный проект стандарта, предложенный Президиумом РАО, был отвергнут, а непрофессионально и крайне некачественно подготовленный проект, вызвавший огромное возмущение в обществе, был взят за основу принятого стандарта.

б) Стандарт содержит ряд требований, которые являются принципиально непроверяемыми. Это противоречит самой идее стандартизации. Таким образом, даже самый общий анализ стандарта говорит о том, что он подготовлен некачественно.

в) «Образовательные стандарты должны включать в себя: базисный учебный план (предельный объем основной образовательной программы; соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений; перечень обязательных учебных предметов, курсов, дисциплин и их предельную трудоемкость) и базовое содержание основных образовательных программ по обязательным предметам, курсам и дисциплинам.

г) Замена трёх обязательных ранее предметов (физики, химии и биологии), пусть и изучаемых ранее на базовом уровне, на занимающий в 3 раза меньше времени предмет под названием «Естествознание» с уровнем «ниже плинтуса» — это просто диверсия. Такой подход создает значительные трудности для инновационного развития российской экономики.

д) Метапредметные результаты сформулированы так, что им не могут удовлетворить даже преподаватели вузов, не то, что школьники.

е) Стандарт допускает, что школьник в старших классах может не изучать ни истории, ни литературы. Отсутствие должной гуманитарной подготовки подрывает патриотическое воспитание и облегчает задачу для представителей различных экстремистских идеологий.

ж) Большой недостаток нового стандарта заключается в том, что школьников слишком рано будут заставлять делать выбор, когда они еще психологически и интеллектуально не готовы к нему.

3. Следует отменить концентры в средней школе и вернуться к сетке часов образца до 2000 года.

4. Отменить концентрическую систему преподавания истории и вернуть линейную.

5. Свести к минимум тестовые формы оценки знаний учащихся. Вернуться к традиционным формам.

Высшее образование

1. Отклонить предложение Рособрнадзора о внедрении в качестве способа оценки знаний учащихся вузов технологий ЕГЭ. Данное предложение считаем мерой, нарушающей принципы академической свободы и, в результате, понижающей конкурентоспособность вузов, а также порочащей труд преподавателей высшей школы. Унификация в высшем образовании препятствует развитию и порождает создание негибких и неэффективных бюрократизированных структур, и стимулирует подготовку некомпетентных работников, натасканных на выполнение ненужных тестов, а не на развитие конкурирующих друг с другом научных и образовательных школ и основанных на них системах подготовки многообразия квалифицированных специалистов.

2. Требуем признать критерии «мониторинга вузов» неэффективными. До выработки новых, более адекватных критериев оценки эффективности вузов заморозить все проекты по реорганизации высших учебных заведений.

Претензии к критериям мониторинга

а) Образовательная деятельность. Средний балл поступающих характеризует общественный престиж профессии и репутацию вуза, а не работу вуза. Популярность и реноме профессии создаются не вузом, а обществом. Вуз не должен отвечать за то, что на педагогические и инженерные специальности конкурс понижается.

б) Финансово-экономическая деятельность. Основное дело вуза - учить студентов, а не зарабатывать деньги. Некоторые вузы в силу своей специфики не могут заработать много денег. Если в примитивной экономике не востребованы высококлассные специалисты, то это недостаток экономики, а не вуза. Тем более, этот критерий не может работать из-за начавшегося падения производства в России. Необходимость зарабатывать деньги заставляет вузы набирать больше коммерческих студентов и закрывать глаза на их плохую успеваемость. Этот же критерий побуждает поднимать цены на проживание в общежитиях, благо теперь закон об образовании это разрешает.

в) Инфраструктура. От наличия больших площадей эффективнее не станет.

г) Трудоустройство. Плохое трудоустройство выпускников по специальности не говорит о вине студентов или вине вузов, просто так сложилась ситуация, конъюнктура на рынке. Депутат Государственной Думы В. Бурматов отмечает, что ряд учебных заведений из «неэффективного списка» показали 100-процентный результат по трудоустройству своих студентов, в то время как некоторые «эффективные вузы» не смогли по этому критерию достичь даже показателя трудоустройства порогового значения, который установило Минобрнауки РФ». Кроме того, если квалификация, полученная выпускником вуза, позволяет быстро освоить новую профессию, то это говорит как раз об эффективности обучения вузе. Болонская система предусматривает, что студент после окончания бакалавриата может поступить в магистратуру по другой специальности. Так что трудоустройство выпускников вуза по другой специальности не является минусом вуза.

д) Научно-исследовательская деятельность. Традиционной главной целью наших вузов было образование, а не научная деятельность. Для того, чтобы вести полнокровные научные исследования необходимо вдвое снизить аудиторную нагрузку преподавателям, существенно поднять им зарплату и увеличить финансирование исследований из бюджета.

е) Международная деятельность. От наличия большого количества иностранных студентов вуз лучше не станет.

Целесообразно ввести в мониторинг показатель – средняя учебная нагрузка в часах для профессора/доцента/преподавателя/ассистента.

В качестве критерия эффективности вуза можно способность выпускника осваивать новые специальности, получая второе, третье и т.д. высшее образование.

3. Отказаться от Болонской системы, которая ведет к массовому производству недоучек, невостребованных работодателями. Восстановить специалитет, особенно, на технических специальностях. Оставить только экономический бакалавриат и общий бакалавриат. Магистратуру сохранить для тех случаев, когда выпускник вуза хочет сменить специальность.

4. Отменить статус аспирантуры как третьего уровня высшего образования. На порядок уменьшить число изучаемых аспирантом дисциплин. Для аспиранта на первом месте должна быть научная работа. Для очной аспирантуры стипендия должна быть на уровне средней зарплаты преподавателя вуза.

5. Упразднить отделы качества в вузах и тотальную стандартизацию всех учебных предметов. Для учебного курса достаточно наличия рабочей программы, разработанной и утвержденной на кафедре, где читается курс.

6. Проверка знаний учащихся должна производится в соответствии с той программой, которая утверждена в данном учебном заведении и по которой обучались учащиеся. Проверка, проводимая без такого учета должна быть запрещена.

7. В связи с этим так называемая независимая оценка знаний студентов должна быть сведена к минимуму.

Дошкольное образование

Нужно восстановить в законе об образовании норму, ограничивающую плату за пребывание ребенка в детском саду (не более 20%), прекратить эксперименты с уменьшением количества воспитателей в группах и уменьшением времени пребывания детей в детском саду. Преобразовать автономные детские сады в бюджетные, чтобы избежать коммерциализации и навязывания платных услуг родителям и детям.

ПТУ

Следует вернуть в закон «Об образовании в РФ» начальное профессиональное образование. Уничтожение ПТУ по стране привело к острой нехватке профессионалов рабочих специальностей, ущемлению прав детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на получение специальности в школе, сделало неопределённым статус музыкальных и художественных школ.

Дополнительное образование

1. Следует отменить ограничения на финансирование бесплатного дополнительного образования. Ограничение бесплатного дополнительного образования несколькими часами в неделю противоречит конституционному праву граждан на бесплатное образование.

2. Принуждение всех детей заниматься дополнительным образованием противоречит самой сущности дополнительного образования как добровольного. Это тем более нежелательно в формате школьного класса.

3. Введение подушевого финансирования для дополнительного образования противопоказано, ибо состав групп учащихся подвижный, дети ищут себя. Таким путем быстро уничтожим многие бесплатные кружки, работающие в том числе и с детьми из неблагополучных семей и многие учреждения дополнительного образования.

Продленка:

1. Необходимо охранить услуги групп продленного дня, групп развивающего обучения и содержание детей в образовательных организациях с наличием интерната бесплатными для родителей школьников, обеспечив их достаточное финансирование из государственного и муниципального бюджетов.

2. Внести в действующий Федеральный закон «Об образовании в РФ» изменения и дополнения, гарантирующие выделение необходимого и достаточного финансирования групп продлённого дня из государственного и муниципального бюджетов:

а) п.2 ст.7: «Финансовое обеспечение осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели в размере, необходимом для обеспечения субъектами Российской Федерации государственных гарантий реализации конституционных прав на получение общедоступного и бесплатного образования».

б) п.1. подп.3 Ст. 8:«К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: …3) Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, в размере необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек; расходы на образование детей в группах продлённого дня, группах развивающего обучения, содержание в образовательных организациях и обучение детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), детей из социально незащищённых семей».

в) п. 8 Ст. 66. Содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня и группах развивающего обучения осуществляется за счет средств государственного и муниципального бюджетов.

3. Считаем целесообразным изменить Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, так чтобы они допускали функционирование продленных групп в школах без обязательного наличия в них спальных мест. Такое требование в настоящих условиях невыполнимо и привело к закрытию групп продленного дня во многих школах.

В Санитарно-эпидемиологические правилах и нормативах СанПиН 2.4.2.2821-10 следует произвести следующие изменения:

а) В требованиях к зданию из пункта 4.7. изъять абзац: «Для обучающихся 1-х классов, посещающих группы продленного дня, должны быть предусмотрены спальные помещения площадью не менее 4,0 м2 на одного ребенка».

б) В гигиенических требованиях к режиму образовательного процесса убрать требование: 10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: … «- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа)…»

в) Из Приложения 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10 Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня изъять: В режиме дня должны обязательно предусматриваться… дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II - III классов…»

г) В «Общие положения» Приложения 6 к СанПиН 2.4.2.2821-1 добавить «по возможности»:

Рекомендуется, при наличии возможности, для обучающихся первых классов группы продленного дня выделять спальные помещения и игровые комнаты.

д) Раздел «Организация дневного сна для первоклассников и ослабленных детей» изложить с использованием модальности «возможность», но не «обязательность». «Организация дневного сна может быть осуществленная по возможности, но не обязательна».

Особые школы

1. Требуем прекратить противоречащее национальным интересам России закрытие и «слияние» образовательных учреждений, уничтожение коррекционных групп по всей стране.

2. Внести в Федеральный закон №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" изменения и дополнения, обеспечивающие гарантии прав на полноценное бесплатное образование, в том числе дополнительное, детей-инвалидов, одаренных детей, детей с девиантным поведением. В настоящее время повсеместно уничтожаются коррекционные группы в детских садах, детские сады компенсирующего вида и коррекционные школы. Начиная с 2000 г., количество таких организаций в стране сократилось на 218 единиц, в т.ч. с 2010 г. по 2013 г. – на 96.

Дополнить пункт 2 статьи 23 Закона следующими типами образовательных организаций:

а) образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по адаптивным образовательным программам дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, присмотр и уход за детьми перечисленных категорий, а также образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по адаптивным образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

б) образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по усложненным образовательным программам по ряду предметов в рамках основного общего и (или) среднего общего образования.

в) специальная (коррекционная) образовательная организация

г) общеобразовательная организация для одаренных детей

д) школа надомного обучения - общеобразовательная организация для детей-инвалидов и детей с ОВЗ с сохранным интеллектом, образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по программе массовой школы со сниженным режимом учебной нагрузки.

е) школа для детей с девиантным поведением.

Педагоги

1. Внести изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и соответствующие ему подзаконные акты (в частности, «дорожную карту» образования - распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р, которая планирует перевести всех педагогических работников на «эффективный», а, по сути, срочный контракт. Возникает вопрос: контракт эффективен для кого? Для работодателя, который может без объяснения причин расторгнуть соглашение с неугодным работником?). Мы выступаем против перевода работников образования на «эффективный» (срочный) контракт. Это нарушает п.2. Ст.55 Конституции РФ, Ст. 58 и Ст.59 Трудового кодекса РФ. Считаем недопустимым сопровождать повышение зарплат педагогов увеличением их рабочей нагрузки и сокращением других педагогических работников. Для обеспечения государственных гарантий трудовых и социально-экономических прав работников образования, а также обеспечения преемственности и устойчивости работы образовательных организаций установить ограничение срока действия трудового контракта для выборных должностей и директоров образовательных организаций в пределах от 3 лет (допустимый минимум) до 5 лет (допустимый максимум). Признать порочной практику заключения трудовых договоров на 1 год и менее для сотрудников, избранных по конкурсу на более длительный срок.

2. Требуем отменить «Распоряжение Правительства РФ о «Дорожной карте образования» (№ 2620-р от 30 декабря 2012 г.), предполагающей массовые сокращения учителей и преподавателей вузов.

а) Данный документ научно не обоснован и принят без обсуждения общественности.

б) Он предусматривает увеличение «количества учащихся на одного преподавателя»: в детсадах – с 8,7 до 9,8, в школах – с 10,9 до 13, в вузах – с 9,4 до 12. Все это – дополнительная нагрузка на педагога – на 28% - и как следствие ухудшение результатов его труда.

в) Он предусматривает перевод преподавателей и руководителей образовательных организаций на «эффективный» (срочный) контракт без их на то согласия.

3. Отменить завышенные нормативы показателя "количество учащихся на одного преподавателя" (положенного в основу расчёта количества ставок образовательного учреждения), которые приводят к необоснованному сокращению преподавателей и увеличению нагрузки без учёта трудозатрат.

4. Отменить профессиональные сертификаты в качестве доказательства профессиональной пригодности специалистов, уже получивших профессиональное образование.

5. Требуем установления минимальной заработной платы педагогических работников всех типов образовательных учреждений (начиная с детских садов) за ставку рабочего времени не ниже средней зарплаты в экономике по региону (но не ниже средней зарплаты по экономике России). Установления окладов (без включения доплат и премий) административно-вспомогательного и технического персонала на уровне не ниже МРОТ (а МРОТ - на уровень прожиточного уровня, как предписывает закон).

а) Привязка именно ставки педагога к средней зарплате по региону создает возможность простой проверки уровня действительных зарплат педагогов.

б) Является средством обеспечения конкурентоспособной и справедливой оплаты труда педагогических работников.

6. Требуем введения доходного максимума для руководителей всех образовательных организаций всех уровней, включая экономический блок: бухгалтеров и пр. Их доход от деятельности, совершаемой в рамках образовательной организации не должен превышать наименьшей зарплаты работника данной организации, умноженной на три. Та часть дохода, которая превышает данный порог, должна идти в бюджет образовательной организации – в фонд зарплаты персоналии и другие нужды.

7. Необходимо провести демократизацию управления сферой образования. Директор школы, ректор вуза и пр. должны выбираться демократическим голосованием всех работников образовательной организации. Коллектив обладает также правом вето на решения руководства и правом отрешения его от должности. Управленцы более высокого уровня выбираются полномочными выборными представителями образовательных организаций соответствующего района, города, региона, страны в целом. Всероссийский педсовет обладает правом вето на решения министерства образования и правом отрешать министра образования от должности.

Учебники

Внести изменения в ст. 18 закона «Об образовании в РФ», которая в её нынешней трактовке нарушает Конституцию РФ, с целью устранения коррупционных опасностей, отсечения непрофессионально написанных учебников, но, в то же время, для открытия возможности издательства новаторских, вариативных учебных пособий. Ситуации, подобные той, что возникла при составлении федерального списка учебников на 2014/2015 учебный год, когда из Федерального перечня учебников безосновательно и противозаконно были исключены многие востребованные предметно-методические линии, недопустимы.

Реализация всех этих мер поможет остановить процесс деградации образования и создаст условия для его возрождения.

Текст составлен из резолюций, принятых на акциях «Гражданской инициативы за бесплатное образование» за последние годы под ред. эксперта С. Кузбасского.


Возврат к списку


#WORK_AREA#