XIV Всемирный Русский Народный Собор

XIV Всемирный Русский Народный Собор 04.06.2010

XIV Всемирный Русский Народный Собор

Выступление Г. С. Авдюшина
Председателя Центрального Совета
Общероссийского общественного движения
в защиту прав родителей и детей
«Всероссийское родительское собрание»,
Члена Комиссии при Президенте РФ
по совершенствованию проведения ЕГЭ
на
секции «Наша новая школа и
духовно-нравственное воспитание:
традиции и инновации»,
Всемирного Русского Народного Собора.

г. Москва, ул. Петровка д. 28,
Высоко-Петровский монастырь.
  26 мая 2010 года.


ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
В ВОССТАНОВЛЕНИИ ТРАДИЦИЙ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
БУДУЩИХ ГРАЖДАН РОССИИ.


ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО!
Всечестные отцы!
Братья и сестры!
Уважаемые участники секции!

  «Образование есть функция государства, осуществляемая им для определенных целей», - утверждал еще древнегреческий философ Аристотель. Эта мысль подчеркивает непреходящее значение роли государства в определении вектора развития образования. Именно государство призвано и обязано иметь четкое представление о сущности, состоянии и перспективах развития образования, чтобы принимать политически верные решения для удовлетворения стратегически важных целей.

  Социально-экономические и политические изменения в российском обществе непосредственно затрагивают и всю систему образования: на смену прежнему тоталитаризму, автократии и жесткому единообразию пришли идеи гуманизации и демократизации образования. Однако первоначальные надежды российского общества на быстрое преобразование школы не смогли полностью осуществиться.

  Наиболее глубокие перемены были связаны с ответственным и окончательным отказом от попыток его административного реформирования в угоду сиюминутным политическим амбициям, и попыткой перехода к устойчивому развитию.

  В 1992 г. в России был принят закон «Об образовании». Закон стал олицетворением целей, принципов содержания осуществляемой в стране образовательной реформы. Он закладывал в систему образования новые правовые отношения, делал само образование правовым. Закон не только юридически объективировал, закрепил новую философию образования, идеологию реформы, новые принципы образовательной политики, но сделал их правовой нормой.

  Он стал основным гарантом осуществляемой в стране реформы образования. Закон РФ «Об образовании» 1992 г. был признан ЮНЕСКО одной из самых влиятельных международных организаций, одним из самых демократических образовательных актов в мире.

  Произошедший в 1990-х гг. общесистемный социально-политический кризис в стране затормозил позитивные процессы в образовании. Основные положения Закона «Об образовании» оказались нереализованными, не удалось провести комплексное, всестороннее обновление образования. Государство во многом «ушло» из образования, а сама сфера образования была поставлена на грань выживания. Кризисные явления в социально-экономической сфере повлекли за собой сокращение финансирования системы образования. Школа и учитель оказались не нужным балластом для государства. Это вызвало серьезные разрывы в системе «государство - образование - общество». Реализация подлинного и необходимого реформирования образования прекратилась.

  С середины 90-х годов XX века система образования России переживает постоянные «встряски» в виде разрушительных псевдореформ, что не могло не наложить отпечаток на облик современной школы и учителя. Стоит признать окончательно, что эпоха «демократии» в нашем обществе привела к резкому падению социально-правового статуса учителя, снижению престижа учительской профессии, непониманию, а порой и противостоянию школы и родительской общественности.

Одной из основных функций государства является образование, которая определяет основные направления деятельности по управлению жизнью общества в стране, налагает на него особую ответственность за свое будущее и за будущее отечественной науки, а также сохранение и развитие традиций культур нашего многонационального государства.

Отказ от идеологического давления со стороны бюрократического аппарата, равноправное и полноценное участие всех субъектов образовательной политики - вот главное условие цивилизованного развития образования.

Все негативные тенденции современного образования необходимо устранять в ходе планомерной, комплексной образовательной политики, основанной на понимании ее сущности и специфики.

  И такая попытка вывода образования была сделана в 2001 году, когда рабочей группой был представлен доклад Госсовету «Образовательная политика России на со­временном этапе».

  На тот момент доклад отличала глубина анализа, гуманистическая направленность, масштабное виденье перспектив развития российского образования. В нем утверждалось, что образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства. Он констатировал, что должна быть сформулирована единая общенациональная образовательная политика, а государство должно восстановить свою ответственность и активную роль в этой сфере, с одновременным проведением глубокой и всесторонней модернизацией образования. Документ раскрывал главные концептуальные основания государственной политики на современном этапе и определял приоритеты и меры в реализации ее генеральной стратегической линии в среднесрочной перспективе - модернизации образования.

  Для достижения целей модернизации необходимо было решить пять взаимосвязанных задач:

1.                      Обеспечение государственных гарантий доступности и бесплатности образования разных уровней, адресная поддержка обучающихся из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и оставшихся без попечения родителей;

2.                      Достижение современного уровня качества дошкольного, общего и профессионального образования;

3.                      Формирование в системе образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения дополнительных инвестиций и эффективного использования имеющихся ресурсов;

4.                      Повышение социального статуса и профессионализма работников образования и усиление их государственной и общественной поддержки;

5.                      Развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

  Однако большая часть мер модернизации российского образования, к сожалению, не была осуществлена. Недостаточная результативность реализации принятой Концепции была обусловлена, главным образом, неэффективными методами ее осуществления, а главное - отсутствием заинтересованности в модернизации образования со стороны государства. В полном объеме «возвращения» государства в образование, как к своей основной функции, от которой зависит будущее, так и не произошло.

  2010 год объявлен Годом учителя по предложению образовательного сообщества. Его инициативу поддержал Президент России Д. А. Медведев. В своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию он отметил, что ключевая роль в школе принадлежит учителю, и необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов, чтобы сохранить в школах лучших педагогов, и предусмотреть постоянное повышение их квалификации. Но еще более важно выработать систему пополнения школ новым поколением учителей, причем вовсе не обязательно с педагогическим образованием.

  Чтобы кардинально изменить жизнь российской школы, была подготовлена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая включает в себя пять ключевых составляющих.

  Это обновление содержания образования через введение новых образовательных стандартов второго поколения, которые должны помочь детям раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

  Кроме того, создание разветвлённой системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

  Для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации разрабатывается система, побуждающая педагогов к совершенствованию своего мастерства. И, ГЛАВНОЕ, - возрождается понимание роли учителя в школе и создание условий для повышения престижа профессии педагога. Родительская общественность полностью поддерживает реализацию  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», как стратегическую политику государства в сфере образования.

  Родительская общественность убеждена, а экспертные заключения подтвердят, что одной из главной составляющей реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является изменение отношения государства к педагогу и предлагает включить пункт в резолюцию данной секции обращение к Президенту России о ПРИДАНИИ ШКОЛЬНОМУ УЧИТЕЛЮ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.        

  Реализация инициативы  «Наша новая школа» предусматривает изменение облика школы, как по форме, так и по содержанию, чтобы ребенку в школе было комфортно как психологически, так и физически.

  Особое внимание в инициативе уделяется формированию и сохранению здоровья детей в течение всего периода обучения ребенка в школе.

Мы говорим о том, что руководством страны перед работниками образования поставлена задача в кратчайшие сроки создать «Нашу новую школу», которая отвечала бы современным международным требованиям как уровня, так и качества образования. Это одно из приоритетных направлений государственной политики в гуманитарной сфере России как социального государства. К этому вопросу в своих выступлениях постоянно обращается Президент страны Д. А. Медведев, делая акцент на поистине великой миссии Учителя. На этом фоне достаточно странно, не понятно и противоречиво звучат слова руководства минобра о не заслуженности придания учителю статуса государственного служащего. У родительской общественности возникает вопрос: соответствует ли нынешнее руководство системы образования духу и целям долгожданной инициативы «Наша новая школа» и способно ли оно воплощать в жизнь реализацию напряженных задач государства по достижению российским образованием международного уровня?

  Сегодня произошло возвращение понимания, что образование ответственно за духовно-нравственную составляющую в консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, к повышению гражданской ответственности, к обществу, государству, за настоящее и будущее нашей страны.

  В последнем Послании Президент РФ Д.А. Медведев сделал акцент, что: «Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным. Именно закреплённые в национальной культуре нравственные установки, модели поведения предопределяют успешное развитие личности и нации в целом».

И в прошлом, и ныне в России жили и живут люди разных народов, приверженцы разных религий и нерелигиозных взглядов. Поэтому воспитание в государственной и муниципальной школе должно работать на единство нашего государства и отражать духовное и культурное многообразие населения России.

Понимая ситуацию, сложившуюся в общественной жизни страны и отвечая на запросы гражданского общества, Президент РФ Д. А. Медведев сделал поручение в августе 2009 года о введении в школах 18 регионах страны новых предметов и их полном финансировании. Это основы православной культуры, основы исламской, буддийской и иудейской культуры, составляющие неотъемлемую часть исторического и культурного наследия российского общества основных конфессий, а также основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Выбор того или иного предмета для изучения учащимися должен быть основан, согласно законодательству, на обязательном добровольном письменном заявлении родителей.

               Российская Федерация является многонациональным государством. Демократический характер российского государства предполагает право и возможность удовлетворения образовательных запросов и интересов представителей всех основных конфессий в российском обществе. Все они имеют равные права на реализацию своих образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе образования. При этом добровольность, возможность выбора и многообразие должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры.

Сегодня это является главной и определяющей задачей родительской общественности России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения должно проходить в традициях и культуре того народа, который выберут родители ребенка в соответствии со своим мировоззрением, семейным укладом, преемственностью рода. Становление личности школьника из первоклашки в гражданина, ответственного за судьбу своей Родины, проходит на протяжении всего школьного периода, соответственно и введение культурологического предмета духовно-нравственного содержания и направленности должно быть с 1 по 11 класс, только в этом случае можно надеяться на положительные результаты.

Решающую роль в положительных результатах эксперимента по апробации комплексного учебного курса в школах «Основы религиозных культур и светской этики» и принятия решения о распространении по всей России должна сыграть родительская общественность. Государство уже выделило почти миллиард рублей на реализацию экспериментального проекта. А задача родительской общественности, чтобы выделенные деньги принесли максимальный эффект и деньги не были разворованы.

В тех регионах, где было нарушено законодательство при добровольном выборе родителями того или иного предмета или на которых оказывалось давление при выборе, могут и должны написать повторное заявление о изучении предмета своим ребенком. Это сделать никогда не поздно, что бы кто ни говорил. Обо всех нарушениях и вопросах сообщайте по телефону горячей линии: 8-343-379-44-65.

Родительская общественность не должна допустить, чтобы деньги налогоплательщиков, наши с вами, были потрачены напрасно.

В образовательной политике пора уходить от пиара предпринимаемых действий в сторону планомерной и целенаправленной работы по восстановлению и совершенствованию духовно-нравственного воспитания в системе образования, которая должна носить опережающий характер. Общество и государство должны четко осознать, что не может быть сильной и единой страны, где преобладает экономический, технократический подход к образованию.

Образование - это не только панацея от всех бед в государстве, это гораздо больше, это основа и самое мощное средство, которое станет опорой, защитой и прорывом для России в духовном и экономическом возрождении.

Нам всем нужна единая, крепкая, могущественная страна - наша Россия!

Будущее зависит от нас с вами!

 

Спасибо!


Возврат к списку


#WORK_AREA#