РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ПРОЕКТУ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»

РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ПРОЕКТУ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ» 23.03.2010

РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ПРОЕКТУ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»

4.jpg

В декабре 2009 г. общественными организациями России было инициировано экстренное обсуждение законопроекта о репродуктивном здоровье. Источником информации стал текст законопроекта и стенограмма круглого стола, проведённого в Государственной Думе РФ 8 декабря 2009 г, размещённые на сайте:  http://kuraev.ru. В 2010 г. готовится принятие данного Законопроекта, но ни официального опубликования Законопроекта, ни его широкого общественного обсуждения не предпринято.

Проблема репродуктивного здоровья граждан Российской Федерации связана с жизненно важными интересами безопасности страны. Репродуктивная функция человека зависит от общего состояния здоровья, как отдельных граждан, так и всего общества в целом. Для Амурской области проблема репродуктивного здоровья является особенно актуальной, в связи с масштабом демографического кризиса, трансграничным положением региона,  остротой социально-экономических проблем.

Экспертные слушания были инициированы Амурской областной общественной организацией «Родительский комитет», представившей социально-культурное экспертное исследование на данный законопроект. В выводах зкспертного заключения утверждается, что законопроект «Об охране репродуктивного здоровья населения РФ», подготовленный инициативной группой Государственной Думы Российской Федерации составлен некомпетентно: разработчиком не сформулированы задачи, не отражены  полномочия основных исполнителей, законопроект  не предусматривает  возможных  правовых последствий донорства  половых клеток и эмбрионов, а так же суррогатного материнства, в рамках наследственного права. На вопрос: «не противоречит ли  этот законопроект политике вывода страны из демографического кризиса» эксперты дали следующий ответ: «этот законопроект по сути является законом о контроле над рождаемостью. Законопроект противоречит приоритетным национальным проектам, направленным на вывод страны из демографического кризиса» .

В экспертных слушаниях приняли участие представители Законодательного собрания и Молодёжного парламента Амурской области, члены и руководители Общественной палаты, ведущие специалисты в сфере медицины, педагогики, психологии,  представители СМИ и общественных организаций. Всего на слушаниях присутствовало  36  человек.

В ходе данных слушаний было принято решение о том, что вышеуказанный законопроект должен быть возвращён на доработку, т.к. основное содержание законопроекта не содержит предмета правового регулирования, название законопроекта не соответствует содержанию, в содержании не учтены права граждан на получение вспомогательных репродуктивных технологий.

В целом, специалисты согласились с тем, что комплексный подход, начиная с физического здоровья будущих матерей, повышение специализированной помощи бесплодным парам в условиях перинатального центра и центра детской и подростковой гинекологии, усиление государственной поддержки в вопросах социальной защиты населения и врачей узких специальностей (детских гинекологов) поможет сохранить и восстановить репродуктивный потенциал населения, и только в некоторых случаях - с использованием ВРТ.

Итогом обсуждения стал целый ряд предложений по проблемам охраны репродуктивного здоровья, которые адресованы разработчикам законопроекта:

1.      Закон «Об охране репродуктивного здоровья РФ» необходим, но содержание закона требует доработки и достаточного количества дополнений. В конечном итоге целью настоящего закона должно являться улучшение демографической ситуации в РФ, поэтому закон должен содержать определенную концепцию и охватывать все компоненты определения репродуктивного здоровья: «физическое, умственное и социальное благополучие, в том числе в репродуктивной сфере».

2.      Целесообразно предусмотреть в рамках концепции репродуктивного здоровья законопроекты по конкретным направлениям:

·         профилактика репродуктивных потерь у подростков;

·         профилактика репродуктивных потерь у женского населения;

·         профилактика репродуктивных потерь у мужского населения;

·         вспомогательные репродуктивные технологии.

3.      В законе необходимо предусмотреть меры социальной поддержки. По данным опроса именно отсутствие мер социального обеспечения по вопросам жилья, содержания, воспитания, образования ребенка не дает возможности родить второго и последующих детей. Для восстановления репродуктивной функции необходима социальная поддержка, реабилитация с применением санаторно-курортного лечения, что также необходимо учесть в законе.

4.      Для улучшения репродуктивного здоровья необходимо современное техническое оснащение и технологии, как на амбулаторном, так и стационарном звене с созданием перинатальных центров и центров детской и подростковой гинекологии.

5.      В связи с увеличением гинекологической заболеваемости необходимо разработать меры социальной защиты для врачей-гинекологов, особенно детских гинекологов, которых катастрофически не хватает в Амурской области.

6.      ЭКО не является основным методом восстановления демографической ситуации в РФ. Удельный вес семейных пар, где утрачена способность естественного зачатия, невысок. Использование ВРТ необходимо, но после использование менее затратных, но не менее эффективных методик. Финансирование ВРТ не есть первая мера восстановления демографии.

7.      При использовании ЭКО в законе не прописан статус эмбриона, количество эмбрионов в цикле ВРТ (за рубежом не более 3-х), нет генетического исследования на носительство заболеваний, свободы выбора центров ЭКО.

8.      В законе прослеживается некорректность нравственного института материнства, использование молодежи в программе суррогатного материнства, что может быть пагубным для традиций семьи в России.

9.      Чтобы достичь цели в сохранении репродуктивного здоровья населения РФ, необходимо повысить роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, а в данном законопроекте понятия «семья» и «нравственность» совершенно нивелированы.

Участники  данных слушаний  высказали мнения о необходимости установления общественного контроля за данным законотворческим процессом. Они выражают глубокую тревогу за будущую судьбу россиян и считают необходимым рекомендовать всем лидерам общественных, молодёжных и религиозных организаций и движений, а также депутатам Законодательного собрания Амурской области, депутатам Государственной Думы:

1.      Запросить официальный текст Законопроекта.

2.      Проанализировать содержание и в течение месяца организовать широкое общественное обсуждение на местах.

3.      Привлечь все заинтересованные силы, общественных представителей, социально активных граждан к доработке законопроекта.

4.      Вовлечь общественные организации и движения в законотворческий процесс по проблеме охраны репродуктивного здоровья.

 
1 февраля 2010 г. г.

Благовещенск


Возврат к списку


#WORK_AREA#