Обращение к Президенту РФ о проектах ФГОС начального общего образования

Обращение к Президенту РФ о проектах ФГОС начального общего образования 18.11.2009

Обращение к Президенту РФ о проектах ФГОС начального общего образования

Общероссийское общественное движения в защиту прав родителей и детей «Всероссийское родительское собрание»




Президенту

Российской Федерации

Медведеву Д. А.



103132, Москва,

ул. Ильинка д. 23, под. 11

Адрес: 620144, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева 55, оф. 101, Телефон/Факс: 8-343-379-44-65, Web-page: www.oodvrs.ru Е-mail: oodvrs@oodvrs.ru

Исх. № 84 « 8 » июня 2009 г.





Уважаемый Дмитрий Анатольевич!


Представители родительской и научно-педагогической общественности России, выражают крайнюю обеспокоенность результатами реформ, осуществляемыми Министерством образования и науки РФ.

При внимательном анализе содержания проектов новых Государственных образовательных стандартов общего и начального образования (проекта рабочей группы института «Эврика», предложений Вник «ИРРО» Свердловской области, проекта «Института стратегических исследований» РАО) становится очевидным, что по существу в этих документах закрепляются псевдонаучные теории и ложные мировоззренческие установки, которые по оценкам научной общественности фактически явились причиной тотального разрушения всей системы российского образования.

В Концепции новых Государственных образовательных стандартов общего образования образовательный стандарт рассматривается как «общественный договор». Договор, по определению, предполагает обоюдное согласие сторон (учащихся в лице родителей и государства в лице Министерства образования) по поводу всех аспектов образовательного процесса. Однако реальность последних лет свидетельствует, что чиновники Министерства образования не учитывают и игнорируют мнения и требования родителей и педагогов при осуществлении сомнительных реформ и необходимых инноваций в школе.

В представленных проектах стандарта за основу выбран широко внедряемый сегодня так называемый рыночный подход к образованию. По своей сути данный подход, когда образование, являясь товаром, услугой, покупается и продается на рынке образовательных услуг, производит тонкую мировоззренческую подмену: не экономика - для человека (через развитие всех сфер духовной культуры общества и, прежде всего, образования), а человек (и, следовательно, образование) - для экономики. Из социального многомерного пространства образование переходит в узко рыночную, одномерную плоскость, в которой все человеческие проявления рассматриваются вне каких-либо нравственных ориентиров и духовных ценностей.

Разворачивающейся сегодня мировой экономический кризис ярко продемонстрировал, а выдающиеся российские ученые давно обосновали, ложность современной мировой модели экономического развития, ориентированной исключительно на «прибыль любой ценой», а не на реальные интересы личности и социума. В среде западных исследователей существует целая традиция самой жесткой критики именно коммерциализации или «рыночного подхода в образовании», являющегося следствием растущего патологичного состояния общества. Рыночный подход прямо противоречит «личностному подходу», развитию индивидуальности ребенка, обеспечению «свободного выбора» и пр. О какой индивидуальности можно говорить, когда все диктуется спросом на рынке?

И о каком выборе, можно говорить, когда родителям и детям навязываются «псевдоценности» и унифицирующие сомнительные «мировые» стандарты, зачастую самые низкие? Лицемерием после этого выглядят декларации о «вариативной» педагогике. По сути, образованию вменяется цель готовить отнюдь не «свободную и ответственную личность», а узко мыслящего и духовно неразвитого специалиста-прагматика, человека-функцию, имеющий некоторые компетенции, определенные навыки, легко поддающегося любым манипуляциям, но не способного самостоятельно развивать науки и делать открытия.

В проектах стандарта отсутствует само понятие «воспитание», которое всегда было системообразующей категорией российской педагогической науки и практики и предполагало готовить всесторонне развитого, фундаментально подготовленного и укорененного в национальной культурной традиции человека-творца и человека-гражданина. Воспитательная функция школы в данных проектах стандарта сведена лишь к «воспитанию социальных и личностных компетенций у учащихся; диагностике уровня развития социальной компетентности учащихся». К глубокому сожалению, в проектах стандартов отсутствуют концептуальные положения, на каких предметах и каким образом следует осуществлять патриотическое и гражданское воспитание, формирование системы семейных ценностей, морально-нравственных ориентиров и моделей социального поведения, знания своей национальной культуры. Декларирование обобщенных общечеловеческих понятий не является воспитанием. Более того, из-за сложившегося положения, в котором находятся остатки системы воспитания, да и само подрастающее поколение, практическая реализация данных проектов стандартов может нанести непоправимый вред, привести к усилению многочисленных кризисных явлений в обучении и воспитании, спровоцировать рост нестабильности в многоконфессиональном и полиэтничном обществе.

Духовно-нравственная культура, как область образования, не нашла своего самостоятельного предметного отражения и развития в представленных проектах Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Базисном учебном плане начальной и основной общеобразовательной школы. Тем самым исключено государственное финансирование предмета «духовно-нравственная культура» как части базисного учебного плана, определяющей перечень обязательных учебных предметов преподавания. Ключевые принципы воспитания и образования подрастающего поколения, которые соответствуют лучшим традициям религиозных конфессий России, никак не отражены в проектах государственных образовательных стандартов.

В представленных проектах стандартов нарушены конституционные права учащихся, когда исключено государственное финансирование преподавания «Основ духовно-нравственной культуры» для православных учащихся в виде предмета «Основы православной культуры», «Исламская культура» - для мусульман, «Культура иудаизма» и «Культура буддизма» - для учащихся соответствующих вероисповеданий, либо «Основы этики и нравственности» – для учащихся вне религии.

Представленные для обсуждения проекты государственного стандарта общего образования не отвечают целям и задачам его разработки, не соответствуют высокому статусу государственного документа, устанавливающего основополагающие принципы образования и воспитания, будущих граждан России.

Ситуация, сложившаяся вокруг разработки и обсуждения проектов стандартов, наглядно демонстрирует статус стандарта образования как документа высокого государственного уровня и необходимость возвращения его обсуждения и принятия высшим государственным органом Государственной Думой. Недопустимо, чтобы основополагающий документ воспитания и образования будущего поколения России принимался в тишине чиновничьих кабинетах, кулуарно и чиновниками с сомнительными мировоззренческими позициями.

В российских традициях целью образования было воспитать Человека как многогранную, творческую личность, развившую свою индивидуальность, свой природный потенциал; а с другой стороны - чувствующую себя частью общества, глубоко нравственную, укорененную в тысячелетней истории, культуре и государственности нашей страны и ответственный за судьбу своей Родины-России. Эти традиции практически полностью утрачены в результате сомнительных образовательных реформ.

Просим Вас:

1. возвратить процедуру утверждения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования Государственной Думе РФ, как выражающей мнение большинства населения России, не жалкой группкой не известных чиновников.

2. дать соответствующие поручения Министерству образования и науки РФ о включении предмета «Духовно-нравственная культура» в обязательную часть Базисного учебного плана в объёме двух часов в неделю и отразить в Базисном учебном плане в его части «Внеучебная деятельность» духовно - нравственную деятельность в качестве самостоятельного направления.

Мы надеемся, на понимание и положительное решение вопросов поставленных родителями и педагогами нашей страны.





С уважением

Председатель Общероссийского общественного движения «Всероссийское родительское собрание»




Г. С. Авдюшин


ООД_ВРС_№ 84 ОТВЕТ. (Президенту Рф о стандартах).doc - 0001.jpg


ООД_ВРС_№ 84 ОТВЕТ. (Президенту Рф о стандартах).doc - 0002.jpg


ООД_ВРС_№ 84 ОТВЕТ. (Президенту Рф о стандартах).doc - 0003.jpg



Возврат к списку


#WORK_AREA#