Обращение родительской и научно-педагогической общественности к Президенту РФ

Обращение родительской и научно-педагогической общественности к Президенту РФ 23.04.2009

Обращение родительской и научно-педагогической общественности к Президенту РФ

 

Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву

 

103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23, подъезд 11

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Мы, представители родительской и научно-педагогической общественности России, выражаем крайнюю обеспокоенность результатами реформ, осуществляемыми Министерством образования и науки РФ.

При внимательном анализе содержания проектов новых Государственных образовательных стандартов общего и начального образования (проекта РАО и  проекта института и «Эврика»)  становится очевидным, что по существу в этих документах закрепляются псевдонаучные теории и ложные мировоззренческие установки, которые по оценкам научной общественности фактически явились причиной тотального разрушения всей  системы российского образования.

В Концепции новых Государственных образовательных стандартов общего образования образовательный стандарт рассматривается как «общественный договор». Договор, по определению, предполагает обоюдное согласие сторон (учащихся в лице родителей  и государства в лице Министерства образования) по поводу всех аспектов образовательного процесса. Однако реальность последних лет свидетельствует, что чиновники Министерства образования не учитывали и игнорировали мнения и требования родителей при осуществлении реформ и инноваций в школе.                           

В обоих проектах стандарта за основу выбран широко внедряемый сегодня так называемый рыночный подход к образованию. По своей сути данный подход, когда образование, являясь товаром, услугой, покупается и продается на рынке образовательных услуг, производит тонкую мировоззренческую подмену: не экономика -  для человека (через развитие всех сфер духовной культуры общества и, прежде всего, образования), а человек (и, следовательно, образование) -  для экономики. Из социального многомерного пространства образование переходит в узко рыночную, одномерную плоскость, в которой все человеческие проявления рассматриваются вне каких-либо нравственных ориентиров и духовных ценностей. Сегодняшний мировой кризис ярко продемонстрировал, а выдающиеся российские ученые давно обосновали ложность современной модели экономического развития, ориентированной исключительно на  «прибыль любой ценой», а не на реальные интересы личности и социума. И в среде западных исследователей существует целая традиция самой жесткой критики именно коммерциализации или «рыночного подхода в образовании», являющегося следствием растущего патологичного состояния общества. Рыночный подход прямо противоречит «личностному подходу», развитию индивидуальности ребенка, обеспечению «свободного выбора» и пр. О какой индивидуальности можно говорить, когда все диктуется спросом на рынке? И о каком выборе, когда нам навязываются «псевдоценности» и унифицирующие «мировые» стандарты, зачастую самые низкие? Лицемерием после этого выглядят декларации о «вариативной» педагогике. По сути, образованию вменяется цель готовить отнюдь не «свободную и ответственную личность», а узко мыслящего и духовно неразвитого специалиста-прагматика, человека-функцию, легко поддающегося любым манипуляциям.  

В проектах стандарта отсутствует само понятие «воспитание», которое всегда было системообразующей категорией российской педагогической науки и практики и предполагало готовить всесторонне развитого, фундаментально подготовленного и укорененного в национальной культурной традиции человека-творца и человека-гражданина. Воспитательная функция школы в данных проектах стандарта сведена лишь к «воспитанию социальных и личностных компетенций у учащихся; диагностике уровня развития социальной компетентности учащихся». К глубокому сожалению, в проектах стандартов отсутствуют концептуальные положения, на каких предметах и каким образом следует осуществлять патриотическое и гражданское воспитание, формирование системы семейных ценностей, морально-нравственных ориентиров и моделей социального поведения, знания своей национальной культуры. Декларирование обобщенных общечеловеческих понятий не является воспитанием. Более того, из-за сложившегося положения, в котором находятся остатки системы воспитания, да и само подрастающее поколение, практическая реализация данных проектов стандартов может нанести непоправимый вред, привести к усилению многочисленных кризисных явлений в обучении и воспитании, спровоцировать рост нестабильности в многоконфессиональном и полиэтничном обществе.

Духовно-нравственная культура, как область образования, не нашла своего самостоятельного предметного отражения и развития в обоих проектах Федерального государственного образовательного стандарта  общего образования и Базисном учебном плане  начальной и основной общеобразовательной школы. Тем самым исключено государственное финансирование предмета  «духовно-нравственная культура» как части базисного учебного плана, определяющей перечень обязательных учебных предметов преподавания. Ключевые принципы воспитания и образования подрастающего поколения, которые соответствуют лучшим традициям  религиозных конфессий России, никак не отражены  в проектах государственных образовательных стандартов. В представленных проектах стандартов нарушены конституционные права учащихся, когда исключено государственное финансирование преподавания «Основ духовно-нравственной культуры» для православных учащихся в виде предмета «Основы православной культуры», «Исламская культура» - для мусульман, «Культура иудаизма» и «Культура буддизма» - для учащихся соответствующих вероисповеданий, либо «Основы этики и нравственности» -  для учащихся вне религии.

Представленные для обсуждения проекты государственного стандарта общего образования не отвечают целям и задачам его разработки, не соответствуют высокому статусу государственного документа, устанавливающего основополагающие принципы образования и воспитания, будущих граждан России.

Ситуация, сложившаяся вокруг разработки и обсуждения проектов стандартов, наглядно демонстрирует статус стандарта образования как документа высокого государственного уровня и необходимость возвращения его обсуждения и принятия высшим государственным органом Государственной Думой. Недопустимо, чтобы основополагающий документ воспитания и образования будущего поколения России принимался в тишине чиновничьих кабинетах, кулуарно и чиновниками с сомнительными мировоззренческими позициями.

В российских традициях целью образования было воспитать Человека - многогранную, творческую личность, развившую свою индивидуальность, свой природный потенциал; а с другой стороны - чувствующую себя частью общества, глубоко нравственную, укорененную в тысячелетней истории, культуре и государственности  и ответственную за судьбу своей Родины-России. Эти традиции практически полностью  утрачены в результате образовательных реформ.

            На основе сказанного выше просим Вас:

  1. возвратить процедуру утверждения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования Государственной Думой РФ, как выражающей мнение большинства населения России, не жалкой группкой не известных чиновников.
  2. дать соответствующие поручения Министерству образования и науки РФ о включении в инвариантную часть Базисного учебного плана, в объёме двух часов в неделю, группы учебных предметов духовно-нравственного содержания по выбору семьи школьника и отразить в Базисном учебном плане в его части «Внеучебная деятельность» духовно-нравственную деятельность в качестве самостоятельного направления.

          Мы надеемся, на положительное решение поставленных вопросов.

 

ФИО

АДРЕС

ПОДПИСЬ

1.

 


 

2.

 


 

3.

 





     Ответ просим направить по адресу: 620144, Екатеринбург, ул. Куйбышева д. 55, офис 101

 


Возврат к списку


#WORK_AREA#