Дело о детских ладошках

20.01.2016

Дело о детских ладошках

avatar МРС.jpg

----------------------------------------------------------------

Генеральному

Прокурору

Российской Федерации

Ю. Я. Чайке

125993, ГСП-3, Россия, Москва

ул. Б. Дмитровка, 15а.

Интернет - приемная:

http://genproc.gov.ru/contacts/ipriem/send/

Адрес: 620144, г. Екатеринбург,

ул. Куйбышева 55, оф. 404,

Телефон/факс: 8-343-379-44-65,

Е-mail: oodvrs@oodvrs.ru

ОКПО 88683389

ОГРН 1086600003379

ИНН 6671268416 / КПП 667101001

Исх. № 472 «21» октября 2015 г.

ЖАЛОБА

Уважаемый Юрий Яковлевич!

В Межрегиональное общественное движение в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание» с просьбой о помощи обратились представители родительской общественности г. Москвы, Московской и Свердловской областей, Республик Башкортостан и Коми, обеспокоенные тем, что в настоящее время в образовательных учреждениях имеют место случаи, когда при попустительстве руководства системы образования и администрации в школах незаконно пытаются внедрить автоматизированную систему пропуска в школу, оплаты, учета и организации питания учащихся.

В силу статьи 27 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях.

Из обращения родителей нам стали известны следующие обстоятельства.

7 октября 2015 года было подписано соглашение о сотрудничестве между префектурой Зеленоградского АО г. Москвы и Московским банком ПАО Сбербанк. Соглашение о сотрудничестве подписали префект Зеленоградского административного округа города Москвы Анатолий Николаевич Смирнов и вице-президент ПАО Сбербанк - председатель Московского банка - Олег Евгеньевич Смирнов. Теперь, после подписания соглашения в зеленоградских школах будет внедрен проект «Ладошка», который позволит осуществлять оплату и пропуск школьников с помощью биометрической технологии (отпечатков пальцев).

На пару месяцев раньше проект «Ладошка» стартовал в г. Зеленодольске.

Считаем опасения родителей обоснованными и заслуживающими тщательного изучения и оперативного принятия мер прокурорского реагирования.

Целью обработки указанных сведений в системах биометрической идентификации является установление личности конкретного лица, а также тот факт, что данная информация, содержащаяся в шаблоне, характеризует физиологические и биологические особенности человека – субъекта персональных данных. Указанная информация относится к биометрическим персональным данным, обработка которых должна осуществляться в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О персональных данных», а также Федеральным законом от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».

Согласно статье 14 Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", право на использование дактилоскопической информации имеют суды, органы прокуратуры, органы предварительного следствия, органы дознания, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, органы уголовно-исполнительной системы, органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы. Данный перечень является исчерпывающим и сбор указанной информации иными лицами является незаконным.

Во всех случаях, не подпадающих под указанные в ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О персональных данных», для использования дактилоскопической информации в системах идентификации, контроля и управления доступом необходимо получение от субъекта или его представителя согласия в письменной форме согласия на обработку его биометрических персональных данных по правилам, установленным ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных». На данный момент с родителями вопрос получения такого согласия даже не обсуждался, хотя соглашение о внедрении системы «Ладошка» уже подписано. Возникает вопрос, зачем подписывать соглашение по данному вопросу, если ещё нет понимания согласятся ли с этим родители.

Кроме этого, необходимо дать правовую оценку законности производства подобного оборудования и программного обеспечения, позволяющего производить обработку дактилоскопической информации.

В нарушение антимонопольного законодательства администрациями г. Зеленоград и г. Зеленодольск не проводились мероприятия по созданию конкурсной комиссии для проведения открытого конкурса по рассмотрению официальных предложений финансовых организаций для сопровождения процедуры пропуска в школу и безналичного расчета за школьное питание с использованием биометрических данных, где конкурсная документация исключает отбор конкретной финансовой организации, как конкурсной комиссией, так и самим образовательным учреждением, так как после оценки заявок должен быть составлен перечень финансовых организаций, способных осуществлять сопровождение указанных услуг, и данный перечень должен быть доведен организатором торгов до родителей школьников.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются, в том, числе, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Аналогичные нарушения действующего законодательства имеют место и в других субъектах Российской Федерации.

Уже с начала текущего учебного года учащихся Башкирской гимназии №102 Демского района Уфы пускают в школу по отпечаткам пальцев (http://tdnu.ru/article/science/v-ufe-uchashchikhsya-budut-puskat-v-shkolu-po-otpechatkam-paltsev).

В Республике Коми также незаконно внедряется аналогичная технология. В настоящее время пропускная система в тестовом режиме установлена в сыктывкарской школе №21 и ухтинской школе №10 (http://flashnord.com/news/detey-v-shkoly-respubliki-komi-budut-puskat-po-otpechatkam-palcev).

На территории Свердловской области имеется целый ряд общеобразовательных организаций, которые также незаконно опробуют системы биометрической идентификации личности (http://www.e1.ru/news/spool/news_id-429678.html).

Во всех указанных случаях кроме признаков нарушения антимонопольного законодательства, присутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведённые многочисленные факты свидетельствуют о том, что подобные незаконные технологии внедряются повсеместно на территории всех без исключения Российской Федерации. Да и само руководство ПАО Сбербанк не скрывает этого.

В мае во время Санкт-Петербургского экономического форума банк представил инновационный проект «Ладошки», который позволяет школьникам оплачивать питание в школе «по ладони» с помощью биометрической технологии (http://www.rbc.ru/finances/29/07/2015/55b903089a79470d7a96a14e).

В данном обращении мы можем сослаться на положительный опыт реагирования на наше обращение по идентичному поводу. В январе 2015 года наше обращение по аналогичным нарушениям закона в образовательных организациях г. Алатырь Чувашской республики было перенаправлено в прокуратуру республики и в антимонопольный орган. В ходе проверки прокуратурой были выявлены нарушения действующего законодательства, а руководители образовательных организаций были привлечены к ответственности по ст.13.11 КоАП РФ. По признакам нарушения антимонопольного законодательства УФАС Чувашской Республики – Чувашии было возбуждено дело.

Все изложенные обстоятельства дают нам основания усомниться в благости намерений инициаторов и их желании упростить и улучшить жизнь обучающихся и их родителей. Нет никаких обоснований того, что старая система работает неэффективно и есть необходимость и экономическая целесообразность внедрения новой дорогостоящей системы(!).

При этом также необходимо отметить, что именно в эти дни руководство ОАО «Сбербанк России» ставит перед руководством страны вопрос о помощи банку со стороны государства в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в стране(!).

И вообще непонятно, почему государство и муниципальная власть в данном случае являются соучастниками и активными помощниками в реализации коммерческими структурами своих бизнес-проектов(!).

Данные факты являются основанием для применения антикоррупционного законодательства РФ(!).

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 10, 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации,

ПРОШУ:

– проверить указанные в обращении факты, на предмет выявления в деятельности должностных лиц администрации города Зеленоград и сотрудников ПАО «Сбербанк России», а также иных лиц нарушений действующего законодательства, в том числе и антикоррупционного;

– проверить указанные в обращении факты, на предмет выявления в деятельности должностных лиц всех перечисленных субъектов Российской Федерации, а также иных лиц, нарушений действующего законодательства;

– провести комплексную проверку во всех субъектах Российской Федерации на предмет незаконного внедрения в образовательные организации систем идентификации личности на основании биометрических данных (отпечатков пальцев), соблюдения антимонопольного законодательства при закупке необходимого оборудования и программного обеспечения, соблюдения прав граждан при сборе, обработке, хранении и использовании персональных данных;

– применить меры прокурорского реагирования, направленные на прекращение указанной незаконной деятельности в образовательных организациях;

– принять меры прокурорского реагирования по недопущению в дальнейшем нарушений прав и свобод граждан;

– привлечь виновных лиц к ответственности.

Прошу дать мотивированный ответ в установленные законом сроки.

Председатель

Центрального Совета

Межрегионального общественного движения

в защиту прав родителей и детей

«Межрегиональное родительское собрание»

ПодписьГ.jpg

Г. С. Авдюшин

 


МОД_МРС_ №472 ОТВЕТ 1. Генпрокурору РФ о детских ладошках..jpg


МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 2. Генпрокурору РФ о детских ладошках..jpg


МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 3. Генпрокурору РФ о детских ладошках..jpg


МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 4. Генпрокурору РФ о детских ладошках..jpg


МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 5. Генпрокурору РФ о детских ладошках..jpg


МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 6. Генпрокурору РФ о детских ладошках..jpg


МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 7. Генпрокурору РФ о детских ладошках..jpg


МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 8. Генпрокурору РФ о детских ладошках..jpg

МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 9. Генпрокурору РФ о детских ладошках. - 0001.jpg



МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 9. Генпрокурору РФ о детских ладошках. - 0002.jpg


МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 9. Генпрокурору РФ о детских ладошках..jpg


МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 10. Генпрокурору РФ о детских ладошках. - 0001.jpg


МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 10. Генпрокурору РФ о детских ладошках. - 0002.jpg


МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 12. Генпрокурору РФ о детских ладошках..jpg


МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 8. Генпрокурору РФ о детских ладошках..jpg


МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 11. Генпрокурору РФ о детских ладошках..jpg

МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 12. Генпрокурору РФ о детских ладошках. - 0001.jpg


МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 12. Генпрокурору РФ о детских ладошках. - 0002.jpg


МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 13. Генпрокурору РФ о детских ладошках..jpg


МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 14. Генпрокурору РФ о детских ладошках. - 0001.jpg

МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 14. Генпрокурору РФ о детских ладошках. - 0002.jpg

МОД_МРС_ ¦472 ОТВЕТ 15. Генпрокурору РФ о детских ладошках..jpg






Возврат к списку


#WORK_AREA#