Дело о финграмотности

24.06.2016

Дело о финграмотности




avatar МРС.jpg

Президенту

Российской Федерации

В. В. Путину

103132, Москва,

ул. Ильинка, 23, подъезд 11

Интернет-приемная:

http://обращения.президент.рф

Адрес: 620144, г. Екатеринбург,

ул. Куйбышева 55, оф. 404,

Телефон/факс: 8-343-379-44-65,

Е-mail: oodvrs@oodvrs.ru

ОКПО 88683389

ОГРН 1086600003379

ИНН 6671268416 / КПП 667101001

Исх. № 529 «17» мая 2016 г.

-----------------------------------------

Уважаемый Владимир Владимирович!

В Межрегиональное общественное движение в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание» поступают обращения родителей, с просьбой не допустить введения эксперимента в российских школах нового предмета: «Повышение финансовой грамотности» или «Бюджетная грамотность для школьников» (далее – ПФГ). Данный эксперимент будет проведен в школах Московской области, Республики Башкирия, Алтайском и Пермском краях. (http://ufatime.ru/news/2016/05/06/stali-izvestny-shkoly-bashkirii-v-kotoryh-poyavitsya-novyj-predmet/)

Руководствуясь статьёй 27 Федерального закона N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьёй 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» для осуществления уставных целей общественное объединение, имеет право: представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами Российской Федерации.

Ранее Минфин РФ предлагал ввести данный предмет в образовательную программу в качестве эксперимента еще в 2013 году, а с 2018 года – повсеместно. (http://izvestia.ru/news/545658#add_comment).

Тогда в 2013 года, педагогическая и родительская общественность высказалась категорически против введения новой дисциплины в школе. По заключениям экспертов, прежде чем воспитывать интерес к деньгам, детям следует дать знания о более важных вещах, имеющие мировоззренческие и духовно-нравственные ценности, а не потворствовать отдельным высокопоставленным персонажам, присвоившим себе право воспитывать из российских школьников будущих потребителей. Более того, преподавать финансовую грамотность первоклассникам это грубейшая педагогическая ошибка, ведь для того, чтобы учить школьников считать деньги, нужно сначала просто научить их считать.

Кроме того, обучение детей и подростков управлению личными финансами может вызвать ряд негативных последствий.

Во-первых, чрезмерный акцент на финансовых вопросах может оказать негативное влияние на ценностные ориентиры детей и подростков и деформировать их. Такие программы могут сформировать у школьников искусственно увеличенную ценность благосостояния, стремление к зарабатыванию денег как честным, так и не вполне честным путем. По заключениям детских психологов для учеников, не соответствующая их возрасту, чрезмерная избыточная нагрузка знаниями и понятиями математического характера приводит к психической блокировке восприятия информации, и как следствие агрессивности в поведении при давлении и навязывании извне. Это особенно важно для школьников младшей школы.

Родители опасаются, что если детям в школе преподавать финансовую грамотность и финансовое планирование как практический предмет, то это значит, их будут учить тратить деньги, которые они не заработали. А если добавить еще существующее финансовое неравенство детей в классе, их различные понятия о категориях дешево/дорого, их рассуждения по поводу необходимого/излишнего, то мы получим такой винегрет в детских умах, что ни один психолог и педагог не в силах будет разобраться.

Во-вторых, непонятно, как новый предмет будет вписан в образовательный стандарт, и каким предметам предстоит поделиться «часами». Программа основных предметов ФГОС в школьном образовании и так сокращена из-за перегрузки детей. Подрастающее поколение не получает необходимых основополагающих знаний по естественнонаучным предметам, литературе, истории России. Сегодня, на наш взгляд, необходимо в первую очередь воспитать порядочного и ответственного гражданина нашего общества, грамотного, всесторонне и высокообразованного, сориентированного в своих предпочтениях и правильно сделавшего выбор своего дальнейшего пути.

Более того, в курсе общеобразовательной школы существует такой предмет, как «Экономика», преподающийся в старших классах. И именно в рамках этого предмета стоит вводить факультатив «Повышение финансовой грамотности» для тех, кто проявляет к этой сфере особый интерес. В противном случае возникает еще одна проблема, носящая уже психологический характер. В старших классах учащиеся уже более или менее представляют свой будущий путь, и к предмету «Повышение финансовой грамотности» могут относиться как к необязательной нагрузке, уделяя внимание только профильным дисциплинам, необходимым для поступления в вуз. Таким образом, возникает проблема с мотивацией.

Владимир Владимирович, инициаторы введения ПФГ сознательно или не сознательно извратили Ваше поручение, данное еще в 2006 году Центробанку и Ассоциации российских банков, разработать план действий по повышению уровня финансовой грамотности населения(!), а не школьников. Сам список структур, которым дано поручение, уже свидетельствуют о том, что речь идёт не о детях.

Суть Вашего поручения сводилась к разработке плана, именно ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ финансовой грамотности граждан, а не обучения азам финансовой грамотности детишек(!) с младших классов. Значит, речь в данном случае может идти только о людях, у которых есть базовые знания и уже имеется финансовая грамотность, к коим школьники отнесены быть не могут, поскольку некоторые из них еще и писать то не умеют.

Обеспокоены родители ещё и тем, что за инициативой внедрения в школы ПФГ, стоят вполне конкретные международные финансовые институты, которые голословно сулят золотые горы нашей экономике в виде десятков миллиардов рублей через своих ставленников. Степень доверия в обществе к подобным рекомендациям из-за «бугра» резко отрицательна, потому что каждая российская семья за последние 20 лет прочувствовала на себе, что значит жить по указаниям с Запада.

Координатором проектной группы по повышению финансовой грамотности при Минфине ранее являлась Анна Зеленцова, которая также занимала должность старшего советника в зарубежной организации The PBN Company (Среди ее клиентов такие компании, как Visa, Citibank, Merrill Lynch).

Проект ПФГ населения начал реализовываться в 2011 году (http://www.bfm.ru/news/209208), совместно Минфином РФ и Роспотребнадзором РФ. Как сообщал в 2011 году глава Роспотребнадзора РФ Г.Г. Онищенко, проект был направлен на информирование населения обо всех тонкостях заключения финансовых договоров, в том числе и кредитных, через структуры Роспотребнадзора и сеть Интернет.

Указанные обстоятельства также свидетельствуют, что проект ПФГ не может быть направлен на школьников, поскольку до 14 лет малолетние могут самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки, а с 14 до 18 лет несовершеннолетние могут лишь ВНОСИТЬ вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (статьи 26, 28 ГК РФ). Значит, до 14 лет заключение любых финансовых договоров, а с 14 лет кредитных договоров, самостоятельно несовершеннолетним невозможно без письменного согласия законных представителей.

Таким образом, обучение детей знаниям и навыкам, которые они не смогут реализовать на практике, является психолого-педагогической ошибкой.

Родительская общественность уверена, что сегодня нет преподавателей способных обучать детей финансовой грамотности, это не просто зачитывать им отрывки из учебников и методических пособий. Профессиональные финансисты вряд ли займутся такой работой бесплатно или за существующую учительскую зарплату.

Скорее всего, роль преподавателей «Повышения финансовой грамотности» отведут кому-то из уже имеющихся в школах учителей. Например, так, как это произошло с преподавателями «Основ религиозной культуры и светской этики». Эксперты предполагают, что уроки финансовой грамотности будут вести учителя обществознания, которых предварительно надо самих обучить, так как они не являются специалистами в финансовых вопросах. А обязательные уроки, которые в нагрузку будут вести преподаватели обществознания или любого другого предмета, финансово грамотными наших детей не сделают.

Владимир Владимирович, в 2013 году мы уже обращались к Вам по данному вопросу. После перенаправления Вашей администрацией нашего обращения в Минобрнауки России, оттуда нам был направлен ответ. В ответе заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования №08-ПГ-МОН-8654 от 06 мая 2013 года нам сообщили следующую информацию.

Включение учебного предмета «Повышение финансовой грамотности» в инвариантную (базисную, обязательную) часть учебного плана, во избежание перегрузки обучающихся, повлечёт за собой сокращение часов на изучение других обязательных предметов основной образовательной программы школы, поскольку количество часов, отведённых на освоение обучающимися основной образовательной программы школы, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Согласно Требованиям максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся составляет (в академических часах при 6-дневной учебной неделе): для обучающихся 1 классов - 21 ч., для 2-4 классов - 26 ч., для 5 классов - 32 ч., для 6 классов - 33 ч., для 7 классов - 35 ч., для 8, 9 классов - 36 ч., для 10, 11 кл. -37 ч.

Из вышеизложенного следует, что упомянутый курс «Повышение финансовой грамотности» может изучаться только в рамках вариативной (т.е. формируемой школой) части учебного плана: как дополнительный учебный предмет или как курс по выбору обучающихся, с учётом специфики школы и её кадровых и иных возможностей.

Указанная информация была воспринята родителями оптимистично, поскольку при таком подходе вопрос о преподавании указанного предмета не может быть решён путём централизованного его введения в школы, так как инициатива должна исходить от школ, а конкретно – от обучающихся и их законных представителей.

Но вот прошло три года и родители вновь обращаются к нам по тому же вопросу, озабоченные тем, что, несмотря на уверения Минобрнауки России внедрение данного предмета осуществляется централизовано без учёта мнения обучающихся и родителей.

В своём обращении родители ссылаются на те обстоятельства, что в ряде регионов Российской Федерации (http://www.mskagency.ru/materials/2548750) – г. Москве и Московской области, Алтайском крае, Республике Башкортостан и Пермском крае, в период с сентября по декабрь 2016 г. пройдёт пилотная апробация программы «Бюджетная грамотность для школьников».(http://ufatime.ru/news/2016/04/29/v-shkolah-bashkirii-poyavitsya-novyj-predmet/).

Из приведённых статей следует, что ни о каком свободном выборе в факультативном порядке данного предмета речи не идёт. Некая сомнительная комиссия, совершено не учитывая мнение родителей, выбрала группу субъектов, в которых будет в навязанной форме проводиться эксперимент.

Родители уверенны, что имеет место банальное навязывание неких программ, внедрение которых лоббируется международными финансовыми организациями, в частности Всемирным банком. А обучающиеся и их родители в данном случае, лишь безмолвные исполнители чужой чуждой воли. И для мировых враждебных финансовых структур и их почитателей в Минфине совершенно безразлична позиция Минобрнауки России о том, что нагрузка в школах и без того большая и действующие санитарные правила и нормы запрещают её ещё более увеличивать. Абсолютно не интересует чиновников и право родителей и детей самостоятельно выбирать предметы для факультативного изучения. Но самое главное, что внедрение данной программы производится при отсутствии заключения экспертного сообщества об её соответствии действующему законодательству, равно как не проведена и экспертиза учебников и учебных пособий, по которым данный предмет будет преподаваться.

Изложенные обстоятельства не могут оставить здравомыслящих родителей равнодушными. Мы убеждены, что сегодня в 2016 году, в год официально названный «Годом литературы», надо раз и навсегда определить приоритеты, и вместо внедрения чуждых нам западных знаний, обратить более пристальное внимание на отечественную литературу классического периода.

Настало время раз и навсегда прекратить порочную практику постоянного «реформирования» системы образования, а откровенно говоря – его разрушения. Так называемая реформа образования нанесла сильнейший удар по исторической и культурной преемственности русской школы, в результате, которого произошла деформация или утрата исторической памяти и русской самобытности, смена русского менталитета и изменение общественного сознания. Резкое падение уровня образования и его качества (под видом его повышения) привело к оглуплению и культурно-психологической примитивизации молодёжи, формированию «осколочного», «фрагментарного» мышления, крайне узкого взгляда на жизнь, ориентированного на приспособление и поиск успеха (в соответствии с известной установкой А.Фурсенко формировать «квалифицированных потребителей»). В итоге катастрофически быстро сокращается число людей, умеющих аналитически и масштабно мыслить, а уж тем более способных подняться до уровня осмысления государственных интересов.

Введение предмета «Бюджетная грамотность для школьников» при отсутствии потребности и интереса к нему у родителей и детей, в данном случае учёт лишь интересов финансовых структур, является ещё одним шагом на пути разрушения российского образования и попранием национального суверенитета.

Владимир Владимирович, указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности действий по введению данной дисциплины в учебные планы. При таких обстоятельствах, когда отсутствует транспарентность при решении столь общественно значимых вопросов, безусловно, есть основания предполагать, о наличии личной или иной заинтересованности должностных лиц, коррупционных мотивов их поведения.

Просим провести проверку указанных выше доводов, и при наличии состава преступления и необоснованных действий ответственными лицами, привлечь всех виновных к ответственности.

Председатель

Центрального Совета

Межрегионального общественного движения

в защиту прав родителей и детей

«Межрегиональное родительское собрание»

Консультант-эксперт

Общественной палаты

Свердловской области

ПодписьГ.jpg 

Г. С. Авдюшин





МОД_МРС_ №529 ОТВЕТ 1. Президенту России. Предмет фин.грам.2016..jpg



МОД_МРС_ №529 ОТВЕТ 2. Президенту России. Предмет фин.грам.2016. - 0001.jpg



МОД_МРС_ №529 ОТВЕТ 2. Президенту России. Предмет фин.грам.2016. - 0002.jpg


МОД_МРС_ №529 ОТВЕТ 2. Президенту России. Предмет фин.грам.2016. - 0003.jpg



Возврат к списку


#WORK_AREA#