Дело о финграмотности для детей

13.12.2013

Дело о финграмотности для детей

Межрегиональное

общественное движение

в защиту прав

родителей и детей

«Межрегиональное родительское собрание»

Адрес: 620144, г. Екатеринбург,

ул. Куйбышева 55, оф. 404,

Телефон/факс: 8-343-379-44-65,

ОКПО 88683389

ОГРН 1086600003379

ИНН 6671268416 / КПП 667101001

Исх. № 212 «28» марта 2013 г.

avatar МРС.jpg

Президенту

Российской Федерации

В. В. Путину

103132, Москва,

ул. Ильинка, 23, подъезд 11

Интернет-приемная:

http://обращения.президент.рф

Уважаемый Владимир Владимирович!

В Межрегиональное общественное движение в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание» поступают обращения родительской общественности, с просьбой не допустить введения в российских школах нового предмета: «Повышение финансовой грамотности» (далее – ПФГ), который предлагает ввести Министерство финансов в образовательную программу в качестве эксперимента уже в 2013 году, а с 2018 года – повсеместно. (http://izvestia.ru/news/545658#add_comment)

Данная программа, повышения финансовой грамотности, ориентирована на школьников с 1 по 11 классы, студентов, а также на людей с низким и средним уровнем доходов и получателей потребительских кредитов. Об этом говорится в заявлении координатора проектной группы по повышению финансовой грамотности при Минфине А. Зеленцовой, которое было распространено в российских средствах массовой информации. По ее словам, учить детей планированию семейного бюджета правильнее, нежели предлагать им считать, «сколько из какой трубы вливается и куда выливается». Предполагается, что в течение пяти лет будет проведена апробация учебных пособий и курсов для школ, детских домов и учреждений начального и среднего профессионального образования. Занятия с младшими школьниками будут проходить в игровой форме, для старших классов предусмотрены дополнительные занятия, для студентов – мультимедийные курсы, семинары и тренинги по управлению личными финансами.

Родительская общественность категорически против введения новой дисциплины в школе, так как считает, прежде чем воспитывать интерес к деньгам, детям следует дать знания о более важных ценностях – доброте, героизме, готовности пожертвовать своими интересами во имя общего блага. Более того, преподавать финансовую грамотность первоклассникам несколько преждевременно, материал может оказаться для них слишком сложным. Ведь для того, чтобы учить школьников считать деньги, нужно сначала просто научить их считать.

Кроме того, обучение детей и подростков управлению личными финансами может вызвать ряд негативных последствий.

Во-первых, чрезмерный акцент на финансовых вопросах может оказать негативное влияние на ценностные ориентиры детей и подростков и деформировать их. Такие программы могут сформировать у школьников искусственно увеличенную ценность благосостояния, стремление к зарабатыванию денег как честным, так и не вполне честным путем. По заключениям детских психологов, для учеников общего уровня развития — для детей не одаренных в физико-математической области знаний, чрезмерная избыточная нагрузка знаниями и понятиями математического характера приводит к психической блокировке восприятия информации, и как следствие агрессивности в поведении при давлении и навязывании извне. Это особенно важно для школьников младшей школы.

Родители опасаются, что если детям в школе преподавать финансовую грамотность и финансовое планирование как практический предмет, то это значит, их будут учить тратить деньги, которые они не заработали. А если добавить еще финансовое неравенство детей в классе, их различные понятия о категориях дешево/дорого, их рассуждения по поводу необходимого/излишнего, то мы получим такой винегрет в детских умах, что ни один психолог и педагог не в силах будет разобраться.

Во-вторых, непонятно, как новый предмет будет вписан в образовательный стандарт, и каким предметам предстоит поделиться «часами». Программа основных предметов в школьном образовании и так сокращена. Подрастающее поколение не получает необходимых основополагающих знаний по естественнонаучным предметам, литературе, истории России. Сегодня, на наш взгляд, необходимо в первую очередь воспитать порядочного и ответственного гражданина нашего общества, грамотного, всесторонне и высокообразованного, сориентированного в своих предпочтениях и правильно сделавшего выбор своего дальнейшего пути.

Более того, в курсе общеобразовательной школы существует такой предмет, как «Экономика», преподающийся в старших классах. И именно в рамках этого предмета стоит вводить факультатив «Повышение финансовой грамотности» для тех, кто проявляет к этой сфере особый интерес. В противном случае возникает еще одна проблема, носящая уже психологический характер. В старших классах учащиеся уже более или менее представляют свой будущий путь, и к предмету «Повышение финансовой грамотности» могут относиться как к необязательной нагрузке, уделяя внимание только профильным дисциплинам, необходимым для поступления в вуз. Таким образом, возникает проблема с мотивацией.

Инициаторы введения ПФГ сознательно или не сознательно извратили Ваше поручение, данное в 2006 году ЦБ и Ассоциации российских банков, разработать план действий по повышению уровня финансовой грамотности. Сам список структур, которым дано поручение, уже свидетельствуют о том, что речь идёт не о школьниках.

Суть Вашего поручения сводится к разработке плана, именно ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ финансовой грамотности граждан, а не обучения азам финансовой грамотности детишек с младших классов. Значит, речь в данном случае может идти только о людях, у которых есть базовые знания и уже имеется финансовая грамотность, к коим школьники отнесены быть не могут, поскольку некоторые из них еще и писать то не умеют.

Обеспокоены родители ещё и тем, что за инициативой внедрения в школы ПФГ, стоят вполне конкретные международные финансовые институты, которые голословно сулят золотые горы нашей экономике в виде десятков миллиардов рублей. Степень доверия в обществе к подобным рекомендациям из-за «бугра» резко отрицательна, потому что каждая российская семья за последние 20 лет прочувствовала на себе, что значит жить по указаниям с Запада.

Координатором проектной группы по повышению финансовой грамотности при Минфине является Анна Зеленцова, которая также занимает должность старшего советника в зарубежной организации The PBN Company (Среди ее клиентов такие компании, как Visa, Citibank, Merrill Lynch).

Проект ПФГ населения начал реализовываться в 2011 году (http://www.bfm.ru/news/209208), совместно Минфином РФ и Роспотребнадзором РФ. Как сообщал в 2011 году глава Роспотребнадзора РФ Г.Г. Онищенко, проект был направлен на информирование населения обо всех тонкостях заключения финансовых договоров, в том числе и кредитных, через структуры Роспотребнадзора и сеть Интернет.

Указанные обстоятельства также свидетельствуют, что проект ПФГ не может быть направлен на школьников, поскольку до 14 лет малолетние могут самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки, а с 14 до 18 лет несовершеннолетние могут лишь ВНОСИТЬ вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (статьи 26, 28 ГК РФ). Значит, до 14 лет заключение любых финансовых договоров, а с 14 лет кредитных договоров, самостоятельно несовершеннолетним невозможно без письменного согласия законных представителей.

Таким образом, обучение детей знаниям и навыкам, которые они не смогут реализовать на практике, является психолого-педагогической ошибкой.

Не менее серьезную озабоченность родительской общественности, вызывает поиск преподавателей способных обучать детей финансовой грамотности, а не просто зачитывать им отрывки из учебников и методических пособий. Профессиональные финансисты вряд ли займутся такой работой бесплатно или за существующую учительскую зарплату. Скорее всего, роль преподавателей «Повышения финансовой грамотности» отведут кому-то из уже имеющихся в школах учителей. Например, так, как это произошло с преподавателями «Основ религиозной культуры и светской этики». Эксперты предполагают, что уроки финансовой грамотности будут вести учителя обществознания, которых предварительно надо самих обучить, так как они не являются специалистами в финансовых вопросах. А обязательные уроки, которые в нагрузку будут вести преподаватели обществознания или любого другого предмета, финансово грамотными наших детей не сделают.

Более того, если у Правительства России вдруг появились деньги и сделано заключение, что по современным санитарным правилам и нормам возможно введение в школьную программу еще одного предмета, то мы считаем, что целесообразно восстановить преподавание предмета «АСТРОНОМИЯ», который завершает естественнонаучное образование подрастающего поколения, формирует правильные представления о построении мира. Уточним, что речь идет о преподавании астрономии в классическом ее изложении с обязательным включением всех последних открытий и достижений в этой области. Эта наука в последнее время очень далеко продвинулась, сделано много открытий, а сколько появилось Нобелевских лауреатов по астрономии за последнее время! Нужно отметить, что астрономия является одной из старейших фундаментальных наук, она оказывает серьезнейшее влияние на развитие других наук, прикладных исследований, культуру, философию и т. д.

Ученые предупреждали, что ликвидация астрономии в средней школе неминуемо создает благоприятную почву для повсеместного распространения лженаучных представлений о мире. Да, действительно, квалифицированных преподавательских кадров по астрономии сегодня у нас уже почти нет. Но это не повод, чтобы вообще изгонять науку из школы. Необходима разработка современных учебников по астрономии, на основе классического подхода изучения данной науки, с необходимым включением современных знаний открытия в данной области.

Как известно, школа закладывает мотивационные основы будущей профессии. Многие из тех, кто поступил на физические факультеты в вузы, в детстве увлеклись наукой благодаря школьной астрономии. А сегодняшние школьники не знают даже фамилий первых отечественных космонавтов, открывших дорогу в Космос землянам.

Сегодня, отсутствие системного изучения астрономии в средней школе, создает благоприятную почву для распространения всевозможных лженаучных и маргинальных представлений о мире. Старшеклассники в последнее время часто увлекаются различными суевериями, примитивной астрологией, какими-то модными колдовскими и магическими учениями, попадают во всевозможные вредные псевдонаучные секты и общества, в которых подвергаются влиянию различных «провидцев и посланников «свыше».

Поэтому, выпускники школ должны знать, о законах движения небесных тел и иметь общие представления о развитии мироздания на основе последних открытий астрономии. Кроме того, подросткам интересно будет знать, почему упал Челябинский метеорит в 2013 году, а другой пролетел мимо, почему Луна не крутиться, и, во время летних вечерних прогулок она большая и красная, почему Полярная звезда всегда на одном месте, а другие звезды нет. Любому христианину надо знать, в каком месте небосвода находилась Вифлеемская звезда. И еще на многие другие «почему» вокруг себя, старшеклассники будут узнавать из научных объяснений.

Родительская общественность настаивает на изучении мнения общественности о введении в школьную программу предметов: «Повышение финансовой грамотности» и «Астрономия». Согласно российскому законодательству, ответственность за воспитание и обучение детей несет семья. В данном случае, волевое решение об обучении школьников основам управления финансов принимается без учета мнения родителей и противоречит нормам международного и национального права.

Согласно статьи 2, «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», ратифицированной Россией, государство при осуществлении принятых на себя функций, обеспечивает такое образование и такое обучение детей, которое соответствует религиозными и философскими убеждениями их родителей.

Ратифицировав «Конвенцию о правах ребенка», Россия гарантирует соблюдение её 29 статьи, а именно положение, что образование ребенка должно быть направлено на: «…развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам; воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения; подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; воспитание уважения к окружающей природе…».

Указанные выше обязательства России полностью закреплены и соответствует требованиям к воспитанию ребенка в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.

В статье 2, данного закона «воспитание» определяется как деятельность, «…направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства…».

А в статье 3 определена государственная политика России и правовое регулирование отношений в сфере образования на принципах «…гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства…».

Для введения предмета, «Повышение финансовой грамотности», в школах России необходимо его включение в учебный план, что потребует внесения изменений в ФГОС. Согласно п. 18.3.1. «ФГОС основного общего образования» (Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), новый предмет должен быть включен в число обязательных предметных областей и учебных предметов.

Все эти действия предусматривают соблюдение установленных законом необходимых процедур.

В соответствии с пунктом 9 статьи 11 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством РФ.

Правила разработки и утверждения ФГОС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 142.

В соответствии с Правилами проекты ФГОС разрабатываются образовательными либо научными организациями и проходят длительную процедуру экспертиз, к которым привлекаются педагогическая и научная общественность, работодатели, юристы.

Правилами установлено, что Минобрнауки РФ обеспечивает разработку проектов ФГОС с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.

Минобрнауки России размещает проекты ФГОС для обсуждения в сети Интернет, направляет проекты ФГОС общего образования на независимую экспертизу в институты общественного участия в управлении образованием, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования.

Таким образом, действующий порядок введения новых предметов (внесения изменений в ФГОС), должен обеспечивать участие широкой общественности в разработке и обсуждении ФГОС, что создает условия для установления оптимальных требований к содержанию образования, в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Однако, по вопросу введения нового предмета, «Повышение финансовой грамотности», всё происходит «кулуарно», в условиях, исключающих возможность влиять на данный процесс со стороны родительской общественности.

На введение предмета, «Основы религиозной культуры и светской этики», который был введен по инициативе родительской общественности, было затрачено около 1 млрд. рублей. На введение ПФГ уже потрачено около 3,5 млрд. рублей. Ситуация со стоимостью реализации Вашего поручения, сходная со строительством олимпийских объектов комплекса «Горная карусель» в Красной Поляне, контролируемыми структурами братьев Билаловых, когда смета на глазах у всей страны выросла с 1,2 миллиарда до 8 миллиардов рублей. Так и в данном случае, ещё до реальной реализации проекта ПФГ, имеет место его удорожание в разы и без каких-бы то ни было оснований.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности действий по введению данной дисциплины в учебные планы. При таких обстоятельствах, когда отсутствует транспарентность при решении столь общественно значимых вопросов, безусловно, есть основания предполагать, о наличии личной или иной заинтересованности должностных лиц, коррупционных мотивов их поведения.

Просим провести проверку указанных выше доводов, и при наличии состава преступления и необоснованных действий ответственными лицами, привлечь всех виновных к ответственности.

Прошу направить мотивированный ответ в установленные законом сроки.

Председатель

Центрального Совета

Межрегионального общественного движения

в защиту прав родителей и детей

«Межрегиональное родительское собрание»

Член Общественного Совета

при УМВД России по городу Екатеринбургу

ПодписьГ.jpgГ. С. Авдюшин






МОД_МРС_ №212 ОТВЕТ 1. Президенту России. ПФГ..jpg



МОД_МРС_ №212 ОТВЕТ 2. Президенту России. ПФГ..jpg


МОД_МРС_ №212 ОТВЕТ 3. Президенту России. ПФГ..jpg


МОД_МРС_ №212 ОТВЕТ 4. Президенту России. ПФГ. Соратники..jpg


МОД_МРС_ №212 ОТВЕТ 5. Президенту России. ПФГ..jpg


МОД_МРС_ №212 ОТВЕТ 6. Президенту России. ПФГ. - 0001.jpg


МОД_МРС_ №212 ОТВЕТ 6. Президенту России. ПФГ. - 0002.jpg


МОД_МРС_ №212 ОТВЕТ 6. Президенту России. ПФГ. - 0003.jpg


МОД_МРС_ №212 ОТВЕТ 6. Президенту России. ПФГ. - 0004.jpg


МОД_МРС_ №212 ОТВЕТ 7. Президенту России. ПФГ. - 0001.jpg


МОД_МРС_ №212 ОТВЕТ 7. Президенту России. ПФГ. - 0002.jpg


МОД_МРС_ №212 ОТВЕТ 7. Президенту России. ПФГ. - 0003.jpg


МОД_МРС_ №212 ОТВЕТ 7. Президенту России. ПФГ. - 0004.jpg


МОД_МРС_ №212 ОТВЕТ 7. Президенту России. ПФГ. - 0005.jpg




МОД_МРС_ №212 ОТВЕТ 7. Президенту России. ПФГ. - 0006.jpg



































Возврат к списку


#WORK_AREA#