Дело о СНИЛС

19.08.2016

Дело о СНИЛС

LogoМежрегиональное.png


Президенту

Российской Федерации

В. В. Путину


103132, Москва,

ул. Ильинка, 23, подъезд 11


Интернет-приемная:

http://обращения.президент.рф


Адрес: 620144, г. Екатеринбург,

ул. Куйбышева 55, оф. 404,

Телефон/факс: 8-343-379-44-65,

Е-mail: oodvrs@oodvrs.ru

ОКПО 88683389

ОГРН 1086600003379

ИНН 6671268416 / КПП 667101001


Исх. № 532 «27» мая 2016 г.


Уважаемый Владимир Владимирович!



В Межрегиональное общественное движение в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание» с просьбой о помощи обратились представители родительской общественности из различных регионов Российской Федерации, обеспокоенные тем, что в настоящее время вводится повсеместная практика, когда для оказания различных услуг и выплаты разнообразных пособий требуется предъявление или указание страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). При этом зачастую отказ в предъявлении СНИЛС служит основанием для отказа оказания той или иной услуги или отказ оказания той или иной меры социальной поддержки.

Особое опасение в последнее время у родителей вызывает тот факт, что порочную практику навязывания гражданам СНИЛС федеральные чиновники пытаются регламентировать путём внесения изменений в подзаконные нормативные акты. Просто шквал возмущений родителей вызвали последние изменения Правил обязательного медицинского страхования (далее – Правила ОМС), которые теперь напрямую увязывают получение несовершеннолетними гражданами полиса ОМС с обязательностью предварительного получения СНИЛС.

Руководствуясь статьёй 27 Федерального закона N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьёй 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» для осуществления уставных целей общественное объединение, имеет право: представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами Российской Федерации.


В пределах предоставленных нам полномочий обращаемся к Вам, Владимир Владимирович, с просьбой, проверить правомерность подобного рода требований, учитывая следующие обстоятельства.

К нам и ранее часто обращались родители, сталкивающиеся с ситуациями, когда от них требовали получать СНИЛС и на их несовершеннолетних детей, мотивируя это тем, что в противном случае будет отказано в проведении профилактического приёма к врачу и выписке льготных препаратов для лечения.

Позже родители обращались к нам в связи с тем, что для реализации возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме на «Портале государственных услуг Российской Федерации» (http://www.gosuslugi.ru/), требовалось проходить идентификацию на основании данных СНИЛС.

На протяжении последнего месяца вновь участились обращения родителей по данному поводу. Причём если ранее родители лишь высказывали опасения о возможном нарушении их прав, то, теперь возникла реальная угроза нарушения конституционных прав граждан на получение доступной и бесплатной медицинской помощи.

Речь идёт о том, что 25 марта 2016 года министром здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцовой был издан Приказ №193н «О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года N 158н». По сравнению с ранее действовавшей редакцией Правил ОМС, теперь для выбора или замены страховой медицинской организации застрахованное лицо лично или через своего представителя в обязательном порядке должно в заявлении указать страховой номер индивидуального лицевого счета, принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования – СНИЛС.

Указанная выше обязанность сообщать сведения о СНИЛС несовершеннолетних граждан теперь будет возлагаться на граждан в связи с тем, что из абзаца четвертого подпункта 1 и абзаца третьего подпункта 2 пункта 9 Правил ОМС слова «(при наличии)» исключены. Данные новшества дают основание при заключения договора страхования и получения полиса ОМС на несовершеннолетних требовать предъявлять СНИЛС (ранее данный документ предъявлялся по желанию при его наличии), а в случае его отсутствия – отказывать в заключение договора страхования.

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", оказание медицинской помощи бесплатно возможно только участнику системы обязательного медицинского страхования. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного медицинского страхования, является медицинский полис.

Таким образом, теперь получить гарантированную Конституцией Российской Федерации бесплатную медицинскую помощь несовершеннолетний может только, если перед этим получит СНИЛС.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что обязывание граждан для получения бесплатной медицинской помощи получать СНИЛС, является ограничительной и дискриминационной мерой, нарушающей права граждан РФ.

В скрытой форме граждане РФ принуждаются к получению СНИЛС даже в том случае, когда они не являются участниками обязательного пенсионного страхования (застрахованными лицами).

Здесь будет уместным обратить внимание на следующие обстоятельства(!).

Страховой номер индивидуального лицевого счёта является одним из реквизитов страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования. Вопросы обязательного пенсионного страхования регламентируются Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Далее – Закон). В соответствии со статьёй 7 указанного Закона, застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

работающие по трудовому договору, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации;

являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

священнослужители;

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, не все категории граждан являются участниками обязательного пенсионного страхования и обязаны получать СНИЛС.

Фактически получается, что таким образом гражданам навязывается добровольно-принудительное получение СНИЛС, в противном же случае ограничивается их право на получение бесплатной медицинской помощи, тем самым ограничиваются Конституционные права граждан России(!).

И хуже всех придется родителям новорожденных. До получения свидетельства о рождении дети обслуживаются по полису родителя, а после регистрации на ребенка должен быть оформлен свой полис. Получается, что между получением свидетельства о рождении и оформлением СНИЛС, новорожденный ребенок оказывается выкинут из системы здравоохранения(!). Случись, какая неприятность и родителям могут отказать в лечении ребенка.

Изданием Приказа №193н от25 марта 2016 года министр здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцова грубо нарушает Конституционные права граждан России на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленные в Основном законе Российской Федерации.


Принимая во внимание изложенное выше,


П Р О Ш У:


  1. Провести проверку по изложенным в данном обращении обстоятельствам.

  2. Проверить правомерность получения полиса обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации только при условии предъявления СНИЛС.

  3. Инициировать процесс признания несоответствующим Конституции Российской Федерации Приказа Минздрава России №193н от 25.03.2016 г. «О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года N 158н», в части изменения положений пункта 9 Правил обязательного медицинского страхования.




Председатель

Центрального Совета

Межрегионального общественного движения

в защиту прав родителей и детей

«Межрегиональное родительское собрание»


Консультант-эксперт

Общественной палаты

Свердловской области



ПодписьГ.jpg




Г. С. Авдюшин



МОД_МРС_ №532 ОТВЕТ 1. Президенту РФ по СНИЛС. Об изменениях в системе ОМС..jpg


МОД_МРС_ №532 ОТВЕТ 2. Президенту РФ по СНИЛС. Об изменениях в системе ОМС.. - 0001.jpg


МОД_МРС_ №532 ОТВЕТ 2. Президенту РФ по СНИЛС. Об изменениях в системе ОМС.. - 0002.jpg


LogoМежрегиональное.png

Генеральному

Прокурору

Российской Федерации

Ю. Я. Чайке

125993, ГСП-3, Россия, Москва

ул. Б. Дмитровка, 15а.

Интернет - приемная:

http://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/send/

Адрес: 620144, г. Екатеринбург,

ул. Куйбышева 55, оф. 404,

Телефон/факс: 8-343-379-44-65,

Е-mail: oodvrs@oodvrs.ru

ОКПО 88683389

ОГРН 1086600003379

ИНН 6671268416 / КПП 667101001

Исх. № 541 «27»июля 2016 г.

---------------------------------------

ЖАЛОБА

на ответ Минздрава России

Уважаемый Юрий Яковлевич!

В Межрегиональное общественное движение в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание» с просьбой о помощи обратились представители родительской общественности из различных регионов Российской Федерации, обеспокоенные тем, что в настоящее время вводится повсеместная практика, когда для оказания различных услуг и выплаты разнообразных пособий требуется предъявление или указание страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). При этом, зачастую, отказ в предъявлении СНИЛС служит основанием для оказания той или иной услуги или оказания той или иной меры социальной поддержки.

Особое опасение в последнее время у родителей вызывает тот факт, что порочную практику навязывания гражданам СНИЛС пытаются регламентировать путём внесения изменений в подзаконные нормативные акты. Просто шквал возмущений родителей вызвали последние изменения Правил обязательного медицинского страхования (далее – Правила ОМС), которые теперь напрямую увязывают получение несовершеннолетними гражданами полиса ОМС с обязательностью предварительного получения СНИЛС.

В силу статьи 27 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», для осуществления уставных целей общественное объединение, имеет право: представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях.

В пределах предоставленных нам полномочий обращаемся к Вам с просьбой, проверить правомерность подобного рода требований, учитывая следующие обстоятельства.

К нам и ранее часто обращались родители, сталкивающиеся с ситуациями, когда от них требовали получать СНИЛС и на несовершеннолетних детей, мотивируя это тем, что в противном случае будет отказано в проведении профилактического приёма к врачу и выписке льготных препаратов для лечения.

Позже родители обращались к нам в связи с тем, что для реализации возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме на «Портале государственных услуг Российской Федерации» (http://www.gosuslugi.ru/), требовалось проходить идентификацию на основании данных СНИЛС.

На протяжении последнего месяца вновь участились обращения родителей по данному поводу. Причём если ранее родители лишь высказывали опасения о возможном нарушении их прав, то, теперь возникла реальная угроза нарушения конституционных прав граждан на получение доступной и бесплатной медицинской помощи.

Речь идёт о том, что 25 марта 2016 года министром здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцовой был издан Приказ №193н «О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года N 158н». По сравнению с ранее действовавшей редакцией Правил ОМС, теперь для выбора или замены страховой медицинской организации застрахованное лицо лично или через своего представителя должно в обязательном порядке должно в заявлении указать страховой номер индивидуального лицевого счета, принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования – СНИЛС.

Указанная выше обязанность сообщать сведения о СНИЛС несовершеннолетних граждан теперь будет возлагаться на граждан в связи с тем, что из абзаца четвертого подпункта 1 и абзаца третьего подпункта 2 пункта 9 Правил ОМС слова «(при наличии)» исключены. Данные новшества дают основание при заключения договора страхования и получения полиса ОМС на несовершеннолетних требовать предъявлять СНИЛС (ранее данный документ предъявлялся по желанию при его наличии), а в случае его отсутствия – отказывать в заключение договора страхования.

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", оказание медицинской помощи бесплатно возможно только участнику системы обязательного медицинского страхования. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного медицинского страхования, является медицинский полис.

Таким образом, теперь получить гарантированную Конституцией Российской Федерации бесплатную медицинскую помощь несовершеннолетний может только, если перед этим получит СНИЛС.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что обязывание граждан для получения бесплатной медицинской помощи получать СНИЛС, является ограничительной и дискриминационной мерой, нарушающей права граждан РФ.

В скрытой форме граждане РФ принуждаются к получению СНИЛС даже в том случае, когда они не являются участниками обязательного пенсионного страхования (застрахованными лицами).

Здесь будем уместным обратить внимание и на следующие обстоятельства.

Страховой номер индивидуального лицевого счёта является одним из реквизитов страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования. Вопросы обязательного пенсионного страхования регламентируются Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Далее – Закон). В соответствии со статьёй 7 указанного Закона, застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

работающие по трудовому договору, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации;

являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

священнослужители;

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, не все категории граждан являются участниками обязательного пенсионного страхования и обязаны получать СНИЛС.

Фактически получается, что таким образом гражданам навязывается добровольно-принудительное получение СНИЛС, в противном же случае ограничивается их право на получение бесплатной медицинской помощи, тем самым ограничиваются Конституционные права граждан России. И хуже всех придется родителям новорожденных. До получения свидетельства о рождении дети обслуживаются по полису родителя, а после регистрации на ребенка должен быть оформлен свой полис. Получается, что между получением свидетельства о рождении и оформлением СНИЛС, новорожденный ребенок оказывается выкинут из системы здравоохранения. Случись какая неприятность и родителям могут отказать в лечении ребенка. Нарушены базовые права на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленные в Конституции РФ.

27 мая 2016 года по данному вопросу нами было направлено обращение в Администрацию Президента Российской Федерации, которое было переслано в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

09 июня 2016 года в наш адрес был направлен ответ из Министерства здравоохранения Российской Федерации, подписанный директором Финансово-экономического департамента. Из ответа следует, что поднятые в нашем обращении вопросы Минздрав России нисколько не озаботили, наши доводы относительно незаконности нового порядка оформления полисов ОМС на детей, попросту были проигнорированы.

В связи с этим считаем ответ незаконным и просим указать на это чиновникам Минздрава России.

Приходиться повторить ещё раз, что предметом нашего обращения была не просьба о разъяснении порядка действий родителей новорождённых при необходимости получении ими медицинской помощи, а незаконность, путём издания подзаконных актов, навязывания несовершеннолетним СНИЛС. И вот как раз об этом в ответе мало что говорится. Сотрудник Минздрава России лишь рассуждает о том, что у родителей есть достаточное время для получения СНИЛС на ребёнка. Мы же говорили, что пенсионное законодательство, регулирующее вопросы пенсионного страхования и получения СНИЛС, не предусматривают обязательности получения СНИЛС детьми. Обусловливание возможности получения полиса ОМС предварительным получением СНИЛС на ребёнка, незаконно, и существенным образом ограничивает права родителей и детей, поскольку ограничивает конституционное право на оказание бесплатной медицинской помощи. Ныне действующий порядок получения полисов ОМС фактически является дискриминационным и подлежит корректировке.

Кроме этого, необдуманное введение дополнительных требований при оформлении полиса ОМС, создаёт дополнительные трудности компенсации расходов за оказанную помощь. Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования 10 июня 2016 г. разослал письмо N 4784/80-1/и, в котором было указано, что в настоящее время Федеральным фондом обязательного медицинского страхования совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации осуществляется подготовка проекта приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации о внесении изменений в Правила в части отмены нормы о необходимости представления медицинскими организациями сведений о СНИЛС застрахованных лиц. Такая инициатива была вызвана тем, что ФОМС расценивает НЕЗАКОННЫМ отказ в медицинской помощи и отказ страховых медицинских организаций компенсировать расходы за оказанную медицинскую помощь в связи с не предоставлением сведений о СНИЛС. Более того, ФОМС указывает, что отказ в оплате медицинской помощи (уменьшение оплаты медицинской помощи) по причине отсутствия сведений о СНИЛС застрахованного лица в реестре счетов можно расценивать как злоупотребление правом, поскольку согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, требование об указание СНИЛС при оформлении полиса ОМС также является незаконным и содержит признаки злоупотребления правом, а значит, в данной части Правила обязательного медицинского страхования подлежат корректировке, а именно исключению из них указания на обязательность сообщения сведений о СНИЛС при оформлении полиса ОМС.

Несовершеннолетние дети являются самой незащищённой категорией граждан нашей страны, поэтому разрешение данного вопроса является очень важным и без вмешательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрешение сложившееся ситуации является затруднительным.

Принимая во внимание изложенное,

П Р О Ш У:

  1. Провести проверку по изложенным в жалобе обстоятельствам.
  2. Проверить правомерность получения полиса обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации только при условии предъявления СНИЛС.
  3. Инициировать процесс признания несоответствующим Конституции Российской Федерации Приказа Минздрава России №193н от 25.03.2016г «О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года N 158н», в части изменения положений пункта 9 Правил обязательного медицинского страхования.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Ответ Минздрава России от 09.06.2016г.

Председатель

Центрального Совета

Межрегионального общественного движения

в защиту прав родителей и детей

«Межрегиональное родительское собрание»

ПодписьГ.jpg

Г. С. Авдюшин




МОД_МРС_ №541 ОТВЕТ 1. Генпрокурору РФ по СНИЛС. Жалоба на ответ из Минздрава РФ..jpg


МОД_МРС_ №541 ОТВЕТ 2. Генпрокурору РФ по СНИЛС. Жалоба на ответ из Минздрава РФ..jpg



Возврат к списку


#WORK_AREA#