Манту в Пермском крае

20.03.2018

Манту в Пермском крае

avatarМРСsmall.jpg

Прокурору

Пермского края

Антипову В. И.

614990, г.Пермь

ул. Луначарского, 60

электронный адрес для обращений и жалоб: internetpriem@prokurorperm.ru

Интернет - приемная:

http://prokuror.perm.ru/faq1/form/

Адрес: 620144, г. Екатеринбург,

ул. Куйбышева 55, оф. 404,

Телефон/факс: 8-343-379-44-65,

Е-mail: oodvrs@oodvrs.ru

ОКПО 88683389

ОГРН 1086600003379

ИНН 6671268416 / КПП 667101001

Исх. № 632

«21»февраля 2018 г.

ЖАЛОБА

Уважаемый Вадим Иванович!

В Межрегиональное общественное движение в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание» с просьбой о помощи обращаются родители, обеспокоенные тем, что в настоящее время на территории Пермского края, стали отмечаться случаи, когда администрации образовательных организаций принуждают родителей и детей осуществлять туберкулинодиагностику с использованием проб Манту и Диаскинтест.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, статьёй 27 Федерального закона N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьёй 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» для осуществления уставных целей общественное объединение, имеет право: представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами Российской Федерации.

Последним было обращение Сивковой М.В. о том, что на основании приказа СЭД-059-01-09-162 от 01.12.2017г, изданного директором МАОУ "СОШ №102", с указанной даты её дочь – ученица 6 "г" класса Сивкова Виолетта не допускается в школу. Решение принято на основании п.5.7. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 N 60 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" в связи с отказом от проведения туберкулинодиагностики.

После обращения родителей по данному вопросу, нами было проведено тщательное изучение ситуации, анализ законодательства и правоприменительной практики, в результате чего мы пришли к выводу об обоснованности мнения родителей о нарушении их конституционных прав.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Право на медицинскую помощь и отказ от нее закреплены в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно пункту 8 части 5 статьи 19 вышеназванного закона пациент имеет право на отказ от медицинского вмешательства.

Под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций. Туберкулинодиагностика является одним из видов медицинских вмешательств.

Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» установлены правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемых в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

Согласно ст. 5 данного закона граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Отсутствие профилактических прививок не влечет отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения, за исключением случаев возникновения массовых инфекционных заболеваний или угрозы возникновения эпидемий.

Федеральным законом от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространении туберкулеза в Российской Федерации» также предусмотрено оказание противотуберкулезной помощи при наличии согласия граждан, в том числе, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетнего лица до 15 лет дает один из родителей или иной законный представитель.

С учетом принципа добровольности получения противотуберкулезной помощи, при отсутствии контакта с туберкулезным больным, родители (иные законные представители) ребенка вправе отказаться от туберкулинодиагностики, что не должно повлечь ограничение его права на посещение образовательного учреждения.

Ограничения, предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 № 60 касаются тех детей, у которых заподозрено заболевание туберкулез.

В обязательном порядке обследуются дети из социально неблагополучных семей и проживающие на территории Российской Федерации дети иностранных граждан, прибывшие из неблагополучных по туберкулезу стран.

Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона (Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Кроме того, статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гарантировано право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Указанная позиция уже неоднократно была поддержана надзорными ведомствами в различных субъектах Российской Федерации.

Так, в 2015 году ограничение права ребёнка на посещение образовательной организации по причине отсутствия данных о туберкулинодиагностике и справки врача-фтизиатра, было признано незаконным и права ребёнка были восстановлены (в Прокуратуре Свердловской области есть ответ и.о. начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних юриста 1 класса М. А. Артеменко от 21.04.2015 №21-156-15).

Аналогичной позиции о незаконности ограничения права на посещение образовательных организаций при отсутствии подозрений о наличии туберкулёза придерживаются и прокуратуры в иных субъектах (Кировской области – ответ №21-213-2014 от 05.11.2014, Ямало-Ненецкого автономного округа – ответ №21-348-2015 от 09.10.2015, Бугульминской городской прокуратуры – ответ от 21.12.2014, Приморского района г. Санкт-Петербурга – ответ №206ж-2015 от 23.02.2015, Курганской области – ответ №21-3405-2015 от 26.02.2016 и пр.).

Такая же позиция была изложена и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка П. А. Астаховым в письме №УПР/25 от 02.03.2016.

Таким образом, у руководителей образовательных организаций и должностных лиц системы управления образованием, не имеется правовых оснований для отстранения детей, отказавшихся от прохождения туберкулинодиагностики и при отсутствии обоснованных подозрений о наличии у них туберкулёза, от посещения образовательной организации и издание приказа администрацией о недопуске в школу нарушает гарантированное законом конституционное право ребенка на общедоступность получения образования.

Более того, системный анализ СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», которым руководствуются руководители системы образования и образовательных организаций, не содержат указания на то, что допускать или не допускать по причине отсутствия данных о туберкулинодиагностике и/или справки врача-фтизиатра, имеют право и должны именно сотрудники образовательных организаций.

Действующее законодательство предусматривает, что ограничительные меры при угрозе массовых заболеваний и эпидемий могут вводиться органами Роспотребнадзора, а иные организации, включая и образовательные, могут лишь содействовать в исполнении указанных мероприятий.

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в решении по гражданскому делу № 2-159/2016 от 28 января 2016 года указал, что СП 3.1.2.3114-13 прямо не оговаривают, что конкретные действия по недопущению указанных лиц к учебе должны быть выполнены только и исключительно соответствующим образовательным учреждением.

Надлежащими и достаточными действиями образовательной организации в данном случае будут, является информирование о сложившейся ситуации органов Роспотребнадзора, а обучающихся и их родителей – информирование о возможности отстранения их от учебного процесса в связи с непредставлением заключения (справки) врача-фтизиатра об отсутствии инфекционного заболевания.

В соответствии с действующим в настоящее время законодательством, при отказе родителей (законных представителей) ребенка или от внутрикожных проб (Манту, АТР), возможно назначение альтернативных методов обследования с целью исключения туберкулеза у ребенка.

К альтернативным методам обследования на туберкулезную инфекцию относятся диагностические тесты in vitro, основанные на высвобождении Т-лимфоцитами ИФН- (гамма-интерферон). В настоящее время существует два коммерческих диагностических теста, основанных на данной технологии. Один из них, QuantiFERON-TB Gold, использует твердофазный иммуносорбентный анализ для измерения антиген-специфичной продукции ИФН- циркулирующими Т-клетками в цельной крови (под влиянием антигенов ESAT-6, CFP-10 и TB7.7). Другой тест, T-SPOT.TB (зарегистрирован в России), с помощью техники Elispot, определяет количество мононуклеарных клеток периферической крови, продуцирующих ИФН-.

Руководствуясь указанными положениями действующего законодательства Сивкова М. В. предоставила медицинским работникам школы сведения о прохождении исследования по технологии T-SPOT.TB, результата которых отрицательный, а также была представлена справка врача о том, что ребёнок здоров и школу посещать может.

В соответствии с требованиями ст. 15 ч. 2 Конституции РФ должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принимая во внимание, изложенное, в соответствии со ст.ст.10, 21 «О прокуратуре РФ»,

П Р О Ш У:

– проверить указанные в обращении обстоятельства, на предмет выявления в деятельности должностных лиц МАОУ "СОШ №102" признаков нарушения действующего законодательства;

– принять меры прокурорского реагирования, направленные на недопущение со стороны руководителей образовательных организаций нарушений прав и свобод граждан путём недопущения их в образовательную организацию при отсутствии данных о туберкулинодиагностике и справки врача-фтизиатра;

– при наличии оснований, привлечь виновных лиц к ответственности.

Прошу направить мотивированный ответ в установленные законом сроки.

Председатель

Центрального Совета

Межрегионального общественного движения

в защиту прав родителей и детей

«Межрегиональное родительское собрание»

Консультант-эксперт

Общественной палаты

Свердловской области

ПодписьГ.jpg 

Г. С. Авдюшин


МОД_МРС_ №632 ОТВЕТ 1.  Прокурору Пермь.края. О недопуске в школы без Диаскинтеста..jpg
МОД_МРС_ №632 ОТВЕТ 2. Прокурору Пермь.края. О недопуске в школы без Диаскинтеста. - 0001.jpg
МОД_МРС_ №632 ОТВЕТ 2. Прокурору Пермь.края. О недопуске в школы без Диаскинтеста. - 0002.jpg
МОД_МРС_ №632 ОТВЕТ 2. Прокурору Пермь.края. О недопуске в школы без Диаскинтеста. - 0003.jpg

МОД_МРС_ №632 ОТВЕТ 2. Прокурору Пермь.края. О недопуске в школы без Диаскинтеста. - 0004.jpg

Возврат к списку


#WORK_AREA#