Заключение от 18.06.2007 д.ю.н. И.В. Понкина по содержанию проекта «Хоуп»

18.06.2007

Заключение от 18.06.2007 д.ю.н. И.В. Понкина по содержанию проекта «Хоуп»

Вводная часть.

Для исследования представлены следующие материалы:

1. Романова О.Л., Колесова Л.С., Гречаная Т.Б. Полезные навыки. Рабочая тетрадь для 6 класса: Учебное пособие для 5-7 классов средней школы по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков / Под ред. О.Л. Романовой / Проект ХОУП. - М.-Можайск: Полимед; Международная некоммерческая организация «Project HOPE»; SAMHSA, 2001. - 35 с.

2. Романова О.Л. Полезные навыки. Рабочая тетрадь для 5 класса: Учебное пособие для 5-7 классов средней школы по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков / Проект ХОУП. - М.-Можайск: Полимед; Международная некоммерческая организация «Project HOPE»; SAMHSA, 2001. - 39 с.

3. Романова О.Л., Колесова Л.С., Гречаная Т.Б. Полезные навыки. Рабочая тетрадь для 7 класса: Учебное пособие для 5-7 классов средней школы по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков / Под ред. О.Л. Романовой / Проект ХОУП. - М.-Можайск: Полимед; Международная некоммерческая организация «Project HOPE»; SAMHSA, 2001. - 31 с.

4. Колесова Л.С., Романова О.Л., Гедзь Е.В., Туревская Р.А. Полезные навыки. Рабочая тетрадь для 8 класса: Учебное пособие для 8-9 классов средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ / Под ред. О.Л. Романовой / Проект ХОУП. - М.-Можайск: Полиграф; Международная некоммерческая организация «Project HOPE»; SAMHSA, 2004. - 31 с.

5. Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С. Полезные привычки. Рабочая тетрадь для 1 класса: Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя / Под ред. О.Л. Романовой / Проект ХОУП. - Издание 3-е, улучш. и дополн. - М.: Полимед, Международная некоммерческая организация «Project HOPE»; Smith Kline Beecham, 2000. - 52 с.


Основная часть.

Анализ представленных пособий позволяет выявить в них наличие весьма сомнительных сентенций на темы поведения ребенка в той или иной ситуации. В частности, дается пример на с. 17 [1] про собачек и косточки, более подходящий по своему уровню (по содержанию и по использованной лексике) для дошкольного учреждения, а не для 6-классников.

Очень странный характер носит иллюстрация на с. 9 [5], где изображены взрослые, употребляющие водку, вино и курящие сигареты (пособие для учащихся 1 класса). Очевидна недопустимость употребления несовершеннолетними алкогольных напитков, в том числе вина. Но при этом следует понимать, что ребенок не может давать оценки своим взрослым родственникам, употребляющим вино в разумных пределах. В указанном же пособии ребенку внушается однозначный негативизм к употреблению спиртных напитков взрослыми, что является некорректным. В частности, в примере на с. 7 [5] среди гостей на дне рождения ребенка нарисованы его родители и бабушка, которые вполне могли бы употребить изображенную бутылку шампанского или иного вина, и в этом не было бы ничего антипедагогического или безнравственного. Такого рода упражнения некорректны.

Некорректный, антипедагогический характер носит задание 25 на с. 50 [4]: «Подруга Светы плохо себя чувствует. У нее высокая температура, болит горло. Мама говорит, что гланды воспаленные, красные. Ночью она так потела, что ночная рубашка была мокрой, хоть выжимай. Девушка чувствует себя очень разбитой, слабой... Недавно в школе старшеклассникам врач прочитал лекцию о СПИДе. Теперь подруга Светы боится, что где-то заразилась». Где могла заразиться СПИДом девочка 13-14 лет? Особенно эпатирует продолжающий это задание вопрос на с. 51 [4]: «Что ты посоветуешь подруге Светы?». И что же, по замыслу авторов пособия, должны школьники (к слову, не являющиеся еще старшеклассниками, вопреки написанному) ей посоветовать? Пока больше не вступать в сексуальные контакты и провериться? Именно на такой ответ наталкивает учащихся размещенная там же, чуть ниже, рекомендация: «В твою записную книжку: получить консультацию специалиста и анонимно сдать анализ на ВИЧ можно в...» (далее сделаны пробелы для самостоятельного заполнения ребенком названия учреждения, его адреса, номера телефона для справок, времени работы) (с. 51 [4]). Тем более, что ниже на с. 55 [4] говорится о том, что в настоящее время шансы заразиться ВИЧ/СПИД в медицинском учреждении невелики.

Подобного рода задания и рекомендации носят совершенно антипедагогический характер, представляют собой издевательство над 13-14-летними детьми.

Содержащееся на с. 55 [4] высказывание: «Во время полового акта ВИЧ может передаваться от мужчины к женщине, от женщины к мужчине, от мужчины к мужчине и от женщины к женщине» - представляет собой скрытую пропаганду гомосексуализма несовершеннолетним детям, что является грубейшим нарушением законодательства Российской Федерации, прав этих детей и их родителей. Помимо того, судя по содержанию данного примера, авторы пособия считают, что для 13-летних подростков уже в порядке вещей заниматься сексом, и транслируют эти свои представления на школьную аудиторию.

В представленных пособиях содержится еще ряд заданий и других текстов сомнительного характера.

Наибольшую тревогу представленные пособия вызывают в контексте заявленной авторами цели профилактики наркопотребления. Несмотря на наличие вполне здравых и грамотно сформулированных рекомендаций, в этих пособиях, вместе с тем, присутствует целый ряд заданий, текстовых блоков и графических иллюстраций, делающих невозможным использование этих пособий в работе с несовершеннолетними.

Задания № 22 на с. 29 [1]: «Рассмотри рисунок и найди изображенные на нем психоактивные вещества. Запиши названия наркотиков ниже» (задание к рисунку, на котором изображен ряд предметов, в том числе бутыли с ацетоном и уксусом, белый порошок на листке бумаги (видимо, наркотическое вещество в порошке), тюбик с клеем «Момент» (ранее использовавшийся токсикоманами), какие-то таблетки россыпью и в коробке) и № 23 на с. 30 [1]: «Прочитай надписи к рисункам. Вставь пропущенные слова или составь их из букв, приведенных в скобках» (на задание к рисунку, на котором изображены различные наркотики, в том числе марихуана, героин, кокаин) - являются совершенно недопустимыми для использования в школе среди несовершеннолетних. Нет совершенно никаких оснований, никакой необходимости столь детально информировать несовершеннолетних учащихся (12-летних учащихся 6 класса!) о названиях и особенностях воздействия различных наркотических веществ.

Кроме того, в указанном задании № 23 на с. 30 [1] на рисунках размещены весьма сомнительные комментарии. Например, в сравнительной таблице относительно героина заявлено, что он «вызывает привыкание», относительно кокаина - что он «нарушает нормальную работу мозга», применительно к курению марихуаны - «курение марихуаны не совместимо с хорошей учебой». Из чего ребенок с высокой вероятностью сформирует для себя мнение, что кокаин не вызывает привыкания, а героин, хотя и вызывает такое привыкание, но не нарушает нормальную работу мозга. Комментарий к марихуане - что она «не совместима с хорошей учебой» и «вызывает нарушения памяти» (про более существенные опасности для здоровья наркомана и про привыкание не говорится ничего) - будет совершенно неубедителен для школьников, особенно для тех, кто и так имеет не особенно большие успехи в учебе.

Крайне небрежно, даже странно прописан вред от кокаина и на с. 28 [1]: «Кокаин - наркотик, который нюхают или курят. Кокаин возбуждает мозг. Наркоман не чувствует усталости». Такие утверждения будут восприниматься ребенком не как предупреждение, а как реклама. И даже следующие ниже слова о том, что наркоман теряет сон и аппетит не впечатлит их. Равно как и завершающая абзац фраза о том, что некоторые наркоманы становятся беспокойными (что плохого в восприятии ребенка в беспокойстве? Ребенок просто не поймет, о чем речь) и «впадают в истерику» (так ведь это лишь некоторые наркоманы, не все, так написано).

Весьма характерно избирательное описание вреда от употребления марихуаны на с. 22 [3], когда артикулируются не самые опасные последствия, в частности ничего не говорится о наркотической зависимости.

Противопоставление различных видов наркотиков и сопровождающих их изображения комментариев на с. 30 [1] и странные, очень избирательные описания вреда от наркотиков не только вызовут противоречивые ощущения в восприятии ребенка, но и, весьма вероятно, будут играть роль, прямо противоположную заявленной.

На с. 30 [2] ребенку внушается, что даже применительно к таким действиям, как «пробовать наркотики» и «подобрать бывший в употреблении шприц» справедливо утверждение «снизить риск можно в любой ситуации». В школьных пособиях явно не место такого рода внушениям, снимающим у детей психологические барьеры страха и сознательного отказа перед предложением попробовать наркотики. В восприятии ребенка, читающего такие утверждения, сформируется представление о том, что риск от первого употребления наркотиков можно снизить.

На с. 17 [2] графически рассматривается ситуация вовлечения мальчиком Лешей девочки Даши в употребление наркотиков (дал ей таблетки) - рассматривается только в контексте негативной оценки того, что Леша убежал, когда Даше стало плохо, она рассказала родителям, что он ее бросил одну без сознания, и теперь «Леша боится». Никаких комментариев того, что крайне негативными являются сами факты предложения школьником наркотиков ровеснице и ее согласия их употребить. Зато там же приведены картинки, где школьники после употребления наркотиков веселятся, расслабляются, танцуют, у них - «счастье, уверенность в себе». Данный фрагмент учебного пособия, по существу, является скрытой рекламой наркотиков.

Опасна для 8-классников избыточно подробная информация про психостимуляторы и галлюциногены на с. 47 [4]. Характерно, что на этой странице при описании опасности наркотика «экстази» внимание учащихся акцентируется на том, что он опасен «при передозировке».

Совершенно недопустимым, крайне опасным для сознания и восприятия детей, разрушающим воспитанные в них их семьями установки на негативное отношение к наркопотреблению является задание 21 (ситуации 1 и 3 на с. 42-43 [4], предлагающее к каждой из вводных, заключающихся в том, что во время летних каникул компания друзей нашла и стала употреблять грибы-галлюциногены (ситуация 3), или что компания друзей на дискотеке попробовала наркотик «экстази» (ситуация 1), написать «смешное продолжение ситуации». В указанных ситуациях употребления детьми «экстази» и грибов-галлюциногенов и любом ее развитии нет и не может быть ничего смешного.

Выводы.

Использование в общеобразовательных учреждениях комплекта учебных пособий «Полезные навыки» (1, 5, 6, 7, 8 классы), выпущенных в рамках проекта «ХОУП» (Международной некоммерческой организации «Project HOPE»), неправомерно и категорически недопустимо, ведет к нарушениям прав учащихся и их родителей (законных представителей), его содержание противоречит целям обучения и воспитания, требованиям к содержанию образования, закрепленным в законодательстве Российской Федерации об образовании.


Доктор юридических наук, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права И.В. Понкин


Возврат к списку


#WORK_AREA#