Понкин И. В. Заключение на учебное пособие «Полезная прививка» по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10 и 11 классов: Материалы для учителя / Сост. Л.С. Колесова. – М., 2004. – 50 с. (Проект «ХОУП»)

10.07.2007

Понкин И. В. Заключение на учебное пособие «Полезная прививка» по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10 и 11 классов: Материалы для учителя / Сост. Л.С. Колесова. – М., 2004. – 50 с. (Проект «ХОУП»)

Вводная часть

Основание производства заключения

Настоящее заключение выполнено по обращению от 22.10.2008 НП «Адвокатское бюро профессора М. Кузнецова» Московской городской коллегии адвокатов в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ.


Данные об эксперте

Понкин Игорь Владиславович - доктор юридических наук, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права, заместитель председателя Комиссии по проблемам защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве (стаж научной деятельности - 18 лет, стаж экспертной деятельности - 8 лет).


Для исследования представлен следующий материал:

14 полезных уроков. Хрестоматия к учебному пособию «Полезная прививка» по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10 и 11 классов: Материалы для учителя / Сост. Л.С. Колесова. - М., 2004. - 50 с. (Проект «ХОУП»).


Исследование

Анализ представленного для исследования издания «14 полезных уроков. Хрестоматия к учебному пособию «Полезная прививка» по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10 и 11 классов: Материалы для учителя» (далее - Пособие для учителя) позволяет выявить в нем наличие весьма сомнительных и откровенно вредных для детей фрагментов, не позволяющих его использовать в учебном процессе.

На с. 50 Пособия для учителя указано: «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации Хрестоматия "Четырнадцать полезных уроков" была составлена авторами "Проекта ХОУП" для проекта "Здоровая Россия 2020", осуществляемого Центром коммуникативных программ Блумбергского факультета здравоохранения, Университета им. Джонса Хопкинса в Балтиморе».

Автор настоящего заключения уже проводил исследование учебных пособий, подготовленных в рамках так называемого Проекта «ХОУП» и выносил обоснованное фактическими обстоятельствами, содержанием указанных пособий экспертное мнение об их категорической противопоказанности к использованию в школе, противоправности их такого использования (см. заключение от 18.06.2007; доступно в интернете по адресу: www.moral-law.ru).

Представленное Пособие для учителя навязывает российским учителям методы, совершенно не корреспондирующие традициям отечественной педагогики, являющиеся, скорее, бездумной калькой с американских образцов.

Например, на с. 46 учителю дается следующая рекомендация:

«Перед тем, как начать урок и назвать его тему, не говоря ни слова, резко и громко ударьте молотком по столу с целью привлечь внимание класса к себе. Подождите несколько секунд, затем тем же молотком расколите орех.

Задайте классу вопросы:

1. Чем отличаются эти два действия?

2. Можно ли одно из них назвать насилием? Почему?».

Очевидно, что такие методы превратят урок в шоу и не будут способствовать нормальному усвоению детьми предлагаемой им информации.

Не выдерживает критики предлагаемое авторами Пособия для учителя «Золотое правило секса»: «секс должен служить выражением взаимной любви и обоюдного желания пары. Секс возможен, когда партнеры согласны на него в той мере, в какой секс не противоречит их этическим и религиозным убеждениям» (с. 36). По существу, в этом высказывании явно содержится смысл, что если вашим убеждениям не противоречат сексуальные извращения, то таковые, вроде как, уже и извращениями не являются, они вполне «возможны», поскольку так гласит выдуманное авторами (или почерпнутое у таких же типов) «Золотое правило секса».

Предлагаемые учителю рекомендации, типа: «Обратитесь в местное управление внутренних дел за статистическими сведениями о зарегистрированных случаях изнасилований в вашем населенном пункте» (с. 36) - являются откровенно вредными и антипедагогическими. Отсутствуют какие-либо юридические, психолого-педагогические основания для нагружения ребенка конкретикой совершения преступлений изнасилования. Какова необходимость этого? Равно как и необходимость нагружения такой специфической информацией учителя?

Комплексный контент-анализ представленного Пособия для учителя выявляет его очевидную и прямую направленность на развращение, сексуальное растление несовершеннолетних через их учителей.

Содержание и направленность представленного Пособия для учителя характеризуются жестким связыванием и гипертрофированным отождествлением отношений между мужчиной и женщиной и, в качестве обязательной составляющей, риском заболевания ВИЧ/СПИДом (на многих страницах). Не отрицания опасности заражения инфекциями в результате безответственной половой жизни, тем не менее, следует отметить, что речь все-таки идет не об Африке южнее Сахары, а о России, и нагнетание такой истерии не имеет ни фактических, ни юридических, ни психолого-педагогических оснований.

Зато в данном пособии практически полностью отсутствуют темы воспитания целомудренности детей, воздержания до и вне брака, ответственного отношения к браку, семье (за незначительным исключением в виде нескольких разрозненных сентенций). Все это авторов пособия не интересует. Но именно такой направленности и допустимы пособия по обсуждаемой тематике.

Сомнительно выглядит предлагаемое авторами Пособия для учителя определение понятия «Сексуальное насилие» - только как «домогательство, выражающееся в навязываемых сексуальных прикосновениях и принуждении к сексу» (с. 45). Понятие сексуального насилия, в действительности, гораздо шире, во всяком случае включает в себя и сами активные действия (изнасилование).

Помимо сказанного, детям предлагаются откровенно бредовые концепции и темы для обсуждения. В частности:

«Предложите классу назвать группы "слабых" и "сильных". Запишите их на доске, создав таблицу: власть - подчинение. Пример списка групп, обладающих властью, и групп, которые ее лишены. Власть: взрослый, богатый, в расцвете лет, здоровый человек, психически здоровый, начальник, учитель; подчинение: ребенок, бедный, старый, больной алкоголизмом, наркоманией, инфицированный ВИЧ, душевно больной, подчиненный, ученик» (с. 42).

Данный ряд не может быть адекватно разбит по предлагаемым критериям, сама компоновка понятий абсурдна, алогична.

«Если вам позволяет время, продолжите дискуссию о силе и власти, предложив обсудить социальную обусловленность отношения власть - подчинение и насилие со стороны "сильных" по отношению к "слабым".

Социальная обусловленность отношений власти.

Задайте вопросы:

1. Являются ли группы, лишенные обществом власти, "слабыми" на самом деле? Да? Нет? Почему?

2. Как это можно доказать?

Не комментируя, выслушайте все ответы.

Скажите, что группы, лишенные власти, не являются слабыми на самом деле. Их "слабость" означает, что общество лишает их власти, позволяя "сильным" властвовать над ними.

Жестокость по отношению к "слабым" со стороны групп, обладающих властью.

Скажите, что "слабые" группы, лишенные власти, часто становятся объектом насилия со стороны групп, обладающих властью.

Задайте вопросы:

1. Какие жестокие поступки совершают взрослые по отношению к детям?

2. Какие жестокие поступки совершают люди по отношению к калекам? Беднякам? Умственно отсталым? Старикам?

3. Какое отношение к алкоголикам, наркоманам и ВИЧ-инфицированным формируют СМИ?

4. Какие чувства испытывают люди по отношению к этим группам?» (с. 43).

Обсуждение процитированного набора утверждений, вопросов и установок только запутает детей, по существу, будет формировать сочувствие к наркоманам и алкоголикам - но не как вполне нормальное сочувствие к больным людям, а как к лицм, якобы преследуемым «группами, обладающими властью» и средствами массовой информации.

Приведенные на с. 32 характеристики наркотических и галлюциногенных веществ и материалов носят не столько критический, сколько заинтересовывающий учащихся, скрытый рекламный характер. Например, указывается основная опасность наркотика «экстази» - «резервные запасы организма при употреблении экстази восстанавливаться не успевают». И всё? Других негативных последствий нет?

Скрытая пропаганда наркотиков уже стала визитной карточкой проекта «ХОУП» (см. также заключение автора от 18.06.2007 на другие пособия этого проекта).


Выводы.

Использование в общеобразовательных учреждениях представленного для исследования издания «14 полезных уроков. Хрестоматия к учебному пособию «Полезная прививка» по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10 и 11 классов: Материалы для учителя», выпущенного в рамках проекта «ХОУП» (Международной некоммерческой организации «Project HOPE»), неправомерно, категорически недопустимо, ведет к нарушениям прав учащихся и их родителей (законных представителей), его содержание противоречит целям обучения и воспитания, требованиям к содержанию образования, закрепленным в законодательстве Российской Федерации об образовании.


18.11.2008



Доктор юридических наук,

директор Института государственно-

конфессиональных отношений и права,

заместитель председателя Комиссии

по проблемам защиты прав ребенка и

других участников образовательного процесса

Общественной палаты по образованию в городе Москве

И.В. Понкин


Возврат к списку


#WORK_AREA#