Семейное воспитание: традиции и современность

21.11.2017

Семейное воспитание: традиции и современность

Катасонов В.В., Поветьев П.В. 

 «Новорожденные везде плачут одинаково.
Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки.
Это результат воспитания».

Сунь Цзы

«Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры
гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка».

Александр Герцен

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПОВЫШЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА

В связи с этим резко усиливает значимость не только количественных, но и качественных характеристик населения — его здоровья, образа жизни, общей культуры, трудовых мотиваций, образованности, и т.п.

Принято считать, что корень проблем качества населения — в его низких доходах, недостаточном уровне жизни. Действительно, нелепо отрицать влияние данного фактора на состояние человеческого потенциала. Но столь же нелепым и недальновидным представляется рассматривать его как единственный, игнорируя при этом влияние духовно-культурных факторов.

В условиях культурной деградации сам по себе рост доходов может не повышать, а снижать качество населения. Так, например, проблемы СПИДа и наркомании (как основного канала его распространения) наиболее сильны в богатых регионах и городах, особенно в ресурсодобывающих (Иркутская, Самарская, Свердловская области, Ханты-Мансийский АО и др.) . Это проблема «потерянного» поколения — молодежи из небедных семей, но без развитых потребностей и мотиваций, с низкой культурой и неусвоенными моральными нормами.

Сегодня для развития человеческого потенциала нашей страны наибольшей угрозой являются именно духовно-культурные риски, обусловленные ценностями пресловутого «общества потребления», усугубляемые агрессивным влиянием массовой шоу-продукции, сочетающейся с гедонистически-паразитическими настроениями, а также нетерпимостью к слабым и незащищенным. Молодежь и общество в целом становятся более прагматичными, жестокими, циничными, более беспощадными к слабым, что особенно опасно для самой незащищенной части населения — детей, причем не только детей из бедных семей.

Статистические данные на этот счет неутешительны. Беспризорность, социальное сиротство и невнимательное отношение некоторых родителей к собственным детям становятся причинами таких опасных явлений, как преступления в отношении детей и подростковая преступность. По данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, в 2008 году жертвами преступного насилия в России стали 126 тысяч детей, от преступлений погибли 1914 детей, 2330 детей подверглись насилию. В розыске находится 12,5 тысяч несовершеннолетних.

К числу угроз для молодого поколения россиян можно также отнести наркоманию и детский алкоголизм. По официальной статистике, в России пьют 11,5 тысяч детей. 161-му ребенку в возрасте от 10 до 14 лет поставлен диагноз «алкоголизм». Средний возраст злоупотребляющих алкоголем среди молодых снизился в последние годы с 14 до 11 лет.

Согласно последним социологическим исследованиям, наркотики употребляет около 20% подростков и молодежи до 22 лет. Более 17 тысяч детей и 122 тысячи подростков страдают наркологическими расстройствами. По разным данным, около 35% школьников имеют опыт употребления психоактивных веществ (наркотики и психотропные препараты, токсические вещества). Возраст первого употребления наркотика снизился, по некоторым оценкам, до 11-13 лет.

В связи с этим особенно актуальными становятся все аспекты духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. По словам Дмитрия Медведева, «ценностный вакуум, который образовался и в советский период, и в 90-е годы, негативно сказался на молодом поколении. Молодежь, естественно, оказалась более уязвима перед лицом различного рода деструктивных идейных течений, (…) оказалась подвержена влиянию тех, кто разжигает национальную и религиозную нетерпимость в нашей стране. При этом утрата нравственных ориентиров стала и одной из причин пьянства, наркомании среди молодежи»,   — отмечает Президент страны.

Таким образом, воспитание и духовно-нравственное развитие подрастающего поколения становятся сегодня важнейшими факторами развития России и обеспечения ее национальной безопасности.

Как же сориентировать современного ребенка на вечные ценности, привить нормы морали и высокой нравственности? Человек, отвечающий высоким требованиям как всесторонне развитая личность, не развивается сам собой. Сознание и мировоззрение формируются в процессе социализации, основное содержание которого есть передача и освоение социального опыта, становление общественного человека, а, в конечном счете — воспроизводство самого общества. При этом начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью.

С раннего возраста семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека.

Как отмечал известный русский философ И.А. Ильин: «Семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотением». Семья невидимой нитью связывает поколения и передает отечественные культурные, духовные и национальные традиции. С семьи для ребенка начинается Родина.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, благодаря ей ребенок по достижении школьного возраста уже более чем наполовину сформирован как личность.

Поскольку культурные традиции семейного воспитания складывались веками, в педагогической культуре родителей воплощается накопленный поколениями опыт воспитания детей в семье. По образному выражению И.В. Бестужева-Лады, семейное воспитание является для ребенка своего рода «домашней академией». В прошлом, когда институциональные формы воспитания в мире не были столь распространены, как сейчас, именно эта «академия» закладывала ценностные, моральные ориентиры личности, позволяла усваивать навыки, необходимые человеку на протяжении всей его последующей жизни в обществе.

Совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа, составляющие основу семейного воспитания, принято называть «народной педагогикой».

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К.Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. У каждого народа, нации, общины, рода, племени, этнической диаспоры складываются свои представления о воспитании и соответствующий практический опыт. Идеал воспитания, его содержание, средства народной педагогики теоретически, в строгих определениях не сформулированы и не систематизированы. Они бытуют в фольклоре, образе жизни нации, в практической деятельности в различных сферах жизни и быта народных масс, но формируются именно в семье.

Народная педагогика дает возможность воспитывать в подрастающем поколении любовь к родному языку, интерес к его настоящей истории, неравнодушие к национальным традициям, способность к творчеству.

В сегодняшних российских условиях, когда многие задаются вопросом о том, в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций — воспитательную, именно народная педагогика может выступать основой гармоничного семейного воспитания подрастающего поколения. Не в «глобализации» (под которой чаще всего понимается вестернизация) основ семейного воспитания, а в опоре на народные педагогические традиции следует искать решение проблемы формирования гармоничной личности, передачи молодому поколению морально-этических, культурных норм, развитию духовности и патриотизма россиян.

Как отмечал К.Д.Ушинский, «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным… Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного организма».

* * *

Воспитательные традиции развиваются в зависимости от условий жизни общества, а потому могут существенно отличаться у разных народов и в разные исторические периоды. Анализируя семейное воспитание, следует рассмотреть российский и зарубежный опыт.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ

1. Воспитание детей в семьях русских крестьян

Чтобы рассмотреть самобытный характер русской народной педагогики, обратимся к жизни деревенской семьи конца XIX в. — 30-х годов XX в., т.е. до начала сплошной коллективизации крестьянского хозяйства в Советском Союзе.

Для крестьян России, составлявших подавляющее большинство населения того времени, был характерен тяжелый ручной труд. Чтобы выжить, все члены крестьянской семьи, в том числе и дети, должны были трудиться. Дети и подростки в процессе труда практически усваивали житейский опыт и трудовую сноровку.

Семья зачастую была большая, по 5—10 и даже больше детей: женщина-крестьянка рожала столько детей, сколько подарит природа; однако высока была и детская смертность. В семье осуществлялся налаженный, веками сложившийся непрерывный процесс воспитания и обучения сначала в играх, а затем путем подражания старшим, рассказа, показа и объяснения, вопросов и ответов, наставления старших младшим, и под контролем первых, соревнования со сверстниками.

Воспитателями выступали родители и все другие члены семьи, включая старших детей.

Родители

Русские люди считали, что долг каждого мужчины перед людьми и Богом стать отцом, главное предназначение женщины — материнство. Отец и мать большого семейства пользовались уважением у односельчан.

В русской традиции на протяжении многих веков сложился образ отца как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающие их счастье и благополучие, наказывать и миловать: «Как Бог до людей, так отец до детей», — говорит русская пословица. Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей и выполнял роль судьи последней инстанции в спорах.

Общественное мнение требовало от отца в воспитании детей прежде всего строгости. Мужчина, проявлявший к своим детям «ласкоту», то есть нежность, мягкость, заботливость, не мог считаться хорошим воспитателем. В обязанности отца входило наказание детей: «ненаказанный сын — бесчестье отцу». Однако отцу не полагалось наказывать сына или дочь сгоряча, когда попадутся под руку.

Мать должна была не просто произвести ребенка на свет, но вырастить его и воспитать: «Умел дитя родить, умей и научить». Под материнской опекой проходили обычно первые 5 — 7 лет жизни ребенка. Она кормила детей, купала, укладывала спать, лечила, играла с ними, пела им песенки, рассказывала сказки. Когда дети подрастали, мать начинала в большей степени заниматься воспитанием девочек. Она старалась подготовить дочерей к будущей жизни, в которой им придется быть женами, матерями, хозяйками. Мать учила их жать, сгребать сено, теребить и обрабатывать лен, прясть, ткать, шить, вышивать, приготавливать обед, то есть помогала им освоить круг традиционных женских занятий. Мать тратила много сил на то, чтобы ее дочери считались желательными невестами: были хорошо одеты, имели богатое приданое, отличались нравственным поведением.

На матери лежала ответственность за нравственный климат в семье, поддержание в ней согласия и покоя. Она должна была предотвращать проявления насилия в семье, унимать поссорившихся, регулировать внутрисемейные конфликты. По народным представлениям, это ей удавалось только в том случае, если она сама относилась ко всем членам семьи с добротой, лаской, была спокойной и уравновешенной, не позволяла себе брани.

Крестьяне считали, что в обязанности матери входит также защита детей от несчастий на их жизненном пути. Способность матери защитить своих детей считалась врожденной и была обусловлена ее любовью к ним, постоянными думами о детях и молитвами за них. Считалось, что материнская молитва обладает особенно действенной силой.

Дети

По русским представлениям, сын является продолжателем «рода-племени», наследником семейного имени и имущества, опорой семьи, защитником семейной чести, заместителем отца в случае его смерти или болезни, кормильцем родителей в старости. Поэтому его появление на свет воспринималось как особенно радостное событие.

Считалось, что между отцом и сыном сразу же после рождения младенца устанавливается внутренняя связь: они начинают «понимать» друг друга. В реальности же отец вступал в контакт с сыном только после того, как тот миновал стадию младенчества. Отец начинал делать для него «мужские» игрушки, изредка брал сына на колени, рассказывая, каким хорошим мужиком он будет, когда вырастет. В период отрочества контакт сына и отца становился более тесным. Подросший сын должен был освоить все то, что знал отец: как надо пахать, сеять, косить, ухаживать за лошадьми, охотиться, рыбачить, работать топором, долотом, сверлом, а также строить свои взаимоотношения с людьми.

Сыну полагалось также перенять отцовское отношение к жизни, его манеру поведения, то есть все то, что считалось в обществе «правильным поведением».

Взаимоотношения сына и матери строились по несколько иному сценарию. Сын находился в полном распоряжении матери до семи-восьми лет. Она его кормила, поила, купала, лечила, учила ходить, говорить, защищала от внешнего мира, предохраняла от порчи, которой, по народным представлениям мальчик более поддавался, чем девочка. После вхождения в отрочество сын должен был «отлепиться от матери», чтобы стать настоящим мужчиной. Мальчик, который продолжал демонстрировать всем свое предпочтение матери перед отцом, получал прозвища: «маменькин сынок», «запазушный ребенок», «маткич».

В обыденной жизни русской деревни отношения братьев и сестер, как правило, базировались на взаимопомощи и поддержке, моральной и материальной. Народная пословица гласит: «Брат за брата пуще каменных стен». Принцип «брат за брата» побуждал старшего защищать младшего и наказывать обидчиков, участвовать в его трудовом воспитании, опекать. Положение старшего брата в семье было особым. Родственники знали, что при определенных обстоятельствах ему придется взять на себя функции отца, хозяина. После смерти родителей нередко именно старший брат принимался руководить всем двором. С разрешения общинного правления старший брат мог стать главным в доме и при живых родителях, если те уже не были способны сами справляться с хозяйством. Старшие братья способствовали полноценной социализации младших — служили посредниками в их знакомстве со взрослым миром.

Положение разновозрастных сестер в семье также было неодинаковым. Старшую сестру считали ближайшей помощницей матери, ее «заместителем». В домашних делах она нередко полностью заменяла мать. Известны случаи, когда незамужней старшей сестре приходилось возглавлять весь женский состав семьи, выступая в роли «большухи» — хозяйки двора. Поэтому отношение старшей сестры к младшим детям в семье было сродни материнскому: позаботиться, уберечь, научить.

С раннего возраста старшая сестра погружалась в заботы о младших братьях и сестрах. В крестьянских семьях девочки считались полноценными няньками уже лет с 6-ти и часто проводили с малышами целый день. По мере отлучения младенца от материнской груди, он все больше переходил под опеку пестуньи-сестры, так как няньку со стороны нанимали не часто и только те, кому это было по средствам. В обязанности старшей сестры входил не только уход за детьми (одеть, накормить, убаюкать), но и умение развлечь, обучить.

Старшая сестра выполняла функции посредника, проводника между миром детей и миром взрослых. Малышам она открывала пространство за пределами порога дома: первые прогулки на улице, игры в компании соседских ребят проходили в ее сопровождении. Для подросших сестер она служила провожатым в сферу взрослых занятий и отношений: многим видам работ девочки обучались под руководством старшей сестры, под ее присмотром отпускались на молодежные гулянья. Преемственность и опека, составлявшие суть отношения старшей сестры к младшей, породили пословицу: «Первую дочь родители замуж отдают, вторую — сестра».

Рассмотрим основные цели, на которые было направлено традиционное воспитание в русских крестьянских семьях.

Любовь к родной земле

Любовь к отчизне русские старались привить детям с самого раннего возраста. Они стремились сделать все для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с ее лугами, полями, лесами, соседние села и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те села, города, где расселилось «русское христианское племя». Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребенок: «глупа та птица, которой свое гнездо не мило», «своя земля и в горести мила».

Почитание старших

Русские крестьяне, прививая детям любовь к Отчине, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине должна начинаться с любви к родителям и проявления уважения к старшим по возрасту. Крестьяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.

Родители внушали подрастающему ребенку словами и свои примером, что человек обязан заботиться о состарившихся родителях, проявлять к ним, ослабшим от тяжелой работы и немощным, внимание и уважение. Однако, требуя от подростка любви, послушания и заботы по отношению к родителям, народная педагогика предлагала и родителям проявлять такие же чувства к своим маленьким и взрослым детям. Правда, подчеркивалось, что любовь родителей к подросшим и взрослым детям должна быть разумной. По крестьянской этике уважения были достойны не только родители, но вообще все старшие по возрасту люди. При этом дети не должны были решать для себя вопрос о том, достоин или недостоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению крестьян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей на земле. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и «бывальщины» религиозно-поучительного характера. В сказке «Иван, крестьянский сын», например, герой, нагрубивший старухе, терпит неудачи, а после принесенного им извинения получает от нее полезный совет.

Доброта и милосердие

Детей старались обучить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим. Вся жизнь русской крестьянской семьи давала детям примеры такого рода поведения. Деревенский обычай обязывал крестьян принимать в своем доме постучавшегося в дверь усталого путника, обогреть его, накормить и утешить, если он в печали. Заботясь о том, чтобы жизнь ребенка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились показать своим детям необходимость проявлять к людям доброту: «Добро творить — себя веселить», стараться не держать на людей злобу, ибо «Злой человек — как уголь: если не жжет, то чернит», отказаться от мщения за обиды. Особенно старались предохранить ребенка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же на месте, словом или кулаком, или простить, обидчику его «неразумное поведение». Затаить же обиду на долгие годы и отомстить, когда он, возможно, уже и забыл о моральном уроне, который нанес человеку, считалось большим грехом.

Честь и достоинство

Русские люди, советуя своим детям быть добрыми, милосердными, прощать грехи ближним своим, учили их в тоже время сохранять всегда и во всем чувство собственного достоинства, «хранить честь смолоду». Понятие чести у крестьян всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга — в труде и в исполнении взятых на себя обязательств, включало в себя правдивость и исключало способность наносить несправедливые обиды. Исследователи народного быта всегда отмечали это качество деревенских людей: «Все крестьяне, оберегая свою честь, стараются трудиться, чтобы не прослыть лентяем», «всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово: нарушить его он считает нечестным», «всякий крестьянин, оберегающий свою честь, старается не быть никогда не только замешенным в какое-либо преступление, но даже и заподозренным в нем. Он никогда не согласится ни на плутни, ни на обман, хотя бы это и было допущено в торговле». Понятие чести, которое старались привить своим детям родители, включало также для мужчин уменье ответить на незаслуженное поношение, не дать основания для оскорблений, для девушек — чистоту, для женщин — отсутствие измен. Девочкам с ранних лет внушалась мысль о необходимости «блюсти свою честь», т.е. избегать добрачных связей, строить свое поведение таким образом, чтобы заслужить одобрение односельчан, а в замужестве сохранять супружескую верность. Потеря девственности до брака считалась большим грехом, а рождение внебрачного ребенка всеми рассматривалось как крайняя степень позора и бесчестия.

Трудолюбие

Обучение детей крестьянской работе проходило по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья». Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребенка с малолетства не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду. Процесс трудовой подготовки ребенка осуществлялся обычно поэтапно, при этом учитывались физические и психические особенности и возможности детей в разные периоды их взросления. Объем нагрузки и воспитательные меры, которыми люди пользовались для привлечения ребят к работе, определялись с учетом количества лет прожитых ребенком. В противном случае можно отбить у ребенка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как тяжелой повинности. В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы их к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребенку. С раннего детства ребенка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей. Привлекая ребенка к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нем ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда. Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к их попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, наколоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери. В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, — что он «только и может гонять бабки».

2. Семейное воспитание в СССР

Во времена советской власти семейная педагогика в нашей стране рассматривалась в качестве составной части теории коммунистического воспитания. Всячески подчеркивалось, что семейное воспитание перестало быть только личным делом отцов и матерей. Конституция СССР (ст. 66) подчеркивала, что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества.

При этом советская семейная педагогика справедливо отмечала, что общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащающим. Родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Семейное воспитание детей — это одновременно и самовоспитание отцов и матерей.

Также обоснованно считалось, что с воспитательной точки зрения предпочтительна многодетная семья. В семье, где много детей, у каждого ребенка естественно возникает богатая палитра взаимоотношений с близкими. Он не только сын или дочь своих родителей, но и одновременно брат или сестра. С прибавлением каждого нового члена семьи ребенок играет все более многообразные роли: он не только младший, но и старший, он учится не только послушанию, но и покровительству, руководству. Советские семейные психологи подчеркивали, что талантом общения люди овладевают прежде всего в семье, хотя немаловажное значение имеет также и приобретение опыта общения с друзьями своих братьев и сестер.

Главной и общей задачей семейного воспитания в СССР (наряду с воспитанием в детском саду, школе и других государственных учебно-воспитательных учреждениях) считалась «подготовка детей к жизни в социалистическом обществе».

3. Трансформация семьи в современной России

Процессы, происходящие в современной российской семье как общественном институте, можно охарактеризовать следующим образом:

  • формируется иная, чем раньше, структура семьи, что наиболее отчетливо проявляется в тенденции к ее нуклеаризации, сокращении числа детей. В результате существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов;
  • изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиции, обычаи). Традиционные нормы и ценности, поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, вырабатываемыми членами семьи в ходе совместной жизни;
  • наблюдается активный процесс перехода от жесткой авторитарной структуры семьи, основанной на подчинении жены мужу, детей — родителям к демократическим отношениям между супругами, родителями и детьми;
  • изменениям подвергается система ролевых отношений в семье: от взаимодополняемости мужа и жены (когда за каждым жестко закреплены определенные функции) к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними.

Последствия этих процессов неоднозначны. С одной стороны, они ведут к гуманизации семьи, усилению внимания к потребностям и интересам каждого ее члена. С другой — к росту разводов, числа неполных семей, низкому воспитательному потенциалу многих семей.

СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Семейное воспитание во Франции

Воспитание детей во Франции в IXX — начале XX вв.

В прежние времена ребенок во Франции с самого первого дня от рождения мог воспитываться, и часто воспитывался, вне родительской семьи. Часто, как только ребенок рождался, его отправляли на воспитание в деревню, где дети могли оставаться до 1,5, 2-х и часто 3-х лет. Родители, не желавшие расставаться со своими детьми, относили их на день в воспитательные заведения для грудных детей, ясли (creches). Эти воспитательные учреждения по большей части были бесплатны, иногда только за ребенка взималась небольшая плата. Принимали детей в ясли не моложе 2-х недель и не старше 2,5 лет. Начиная с 3-х лет, иногда даже раньше, ребенок мог поступить в так называемую материнскую школу (ecole maternelle), своего рода детский сад. Там он оставался лет до шести. Школы эти были бесплатны, следовательно, общедоступны.

С 6-летнего возраста обучение становилось обязательным для детей обоего пола. Ребенок переходил в бесплатную начальную школу, которая содержалась за счет государства (ecole primaire). Он оставался в этой школе до 12 лет, после чего сдавал экзамен, завершающий первоначальное обучение. После этого экзамена обучение переставало быть обязательным.

Домашнее обучение детей мало было распространенно во Франции, так как дети рано начинали посещать школу. Оно встречалось среди интеллигенции, но и там детей не начинали слишком рано учить чтению, матери их развивали разговорами, объяснениями, предметными уроками, не систематично, а лишь когда этому представлялся удобный случай. В богатых семьях встречались иногда гувернантки, но они больше присматривали за детьми и отводили их в платную школу.

Во всех слоях французского общества отец считался главой семейства. Авторитет его безусловно признавался детьми. Мать, хотя и имела влияние на детей, но так как она склонна была к тому, чтобы баловать детей, то обхождение детей с ней более свободное. Французская женщина умела вести дом сообразно заработкам мужа. Мужу, как работающему человеку, жена старалась устроить все так, чтобы он, возвращаясь домой, мог отдохнуть, чтобы все было в порядке и дети не беспокоили отца. Французские отцы не любили вмешиваться в хозяйство и в занятия с маленькими детьми. Это дело матери, которая принимала эту обязанность добровольно и исполняла ее добросовестно. Уход за детьми, когда они воспитывались дома, тоже входил в обязанности матери. Мать рано приучала их к чистоте, опрятности и порядку. Иметь прислугу было очень дорого, она нанималась лишь в богатых семьях или там, где много детей (случай, впрочем, весьма редкий во Франции). Вследствие этого, детей рано приучали обходиться без посторонней помощи. Четырех– пятилетние дети уже начинали умываться и одеваться сами. Французский ребенок вообще был «благовоспитан», и эта благовоспитанность — последствие привычек, привитых с малолетства. Так как во французской семье родители всегда были заняты каждый своим делом, то они старались воспитать детей таким образом, чтобы они не мешали стройному ходу жизни, то есть, не требовали, чтобы ими постоянно занимались. Но при этом отношение к детям скорее было мягким, чем суровым.

Телесные наказания были редкостью даже среди рабочего населения. Случалось, однако, что дети получали время от времени шлепки и затрещины, но это делалось экспромтом, сгоряча, а не в виде заранее придуманного наказания. Наказание заключалось в большинстве случаев в лишении ребенка какого-нибудь удовольствия. Например, лишали десерта или прогулки, не брали в гости или в театр. А также существовало довольно распространенное для маленьких детей наказание — раздевать их и укладывать в постель. Это было нелепым и даже вредным наказанием, ибо ребенок, часто лежа в постели без сна, мог легко приобрести дурные привычки. В качестве награды чаще всего детям дарили деньги; все французские дети имели свои личные копилки.

Когда дети посещали школу, и им приходилось готовить дома уроки, матери редко помогали им.

Из этого краткого описания отношения родителей к детям можно увидеть, что вообще родители заботились о детях и давали им необходимый материальный уход, сообразный с их средствами, но при этом их нельзя назвать настоящими воспитателями ребенка.

На что еще можно обратить внимание в большинстве французских семей? Когда в ребенке лет 3 — 4-х начинало проявляться любопытство ко всему окружающему, когда он обыкновенно забрасывал вопросами о том, «зачем», «почему», «как» и т.д., тогда воспитание должно было измениться, и умная интеллигентная мать не отказывалась от предоставленного ей случая удовлетворить естественную любознательность своего ребенка. Но в целом таких матерей было очень мало во Франции. Они встречались довольно часто среди интеллигенции. Но постепенно много стало изменяться в жизни женщины. Повышался образовательный уровень французской женщины, благодаря большому распространению высшего женского образования, даже среди мелкой буржуазии встречались, время от времени, матери, которые, не пренебрегая домашними заботами, отводили почетное место в своей жизни воспитанию детей.

Что касается религии, то во Франции преобладала католическая религия. Но было и значительное число семей, не принадлежащих ни к какому вероисповеданию. Большинство же католических семей воспитывали своих детей согласно догмам этой веры. Но такое религиозное воспитание в большинстве случаев было чисто внешним и заключалось лишь в исполнении религиозных обрядов. Родители, не принадлежащие ни к какому вероисповеданию, воспитывали детей, внушая им гражданские доблести: любовь к правде, к справедливости, честности, исполнению долга, защите слабых; при этом им объяснялось, что все это нужно делать не из страха наказания или ожидания награды на «том свете», а лишь руководствуясь голосом совести. Конечно, подобное воспитание давалось детям лишь в редких семьях, среди интеллигенции.

Семья и семейная политика в современной Франции

Глубокие социальные изменения во Франции в последние десятилетия оказали значительное воздействие на семью как на социальный институт, а также на понимание обществом роли семьи в воспитании детей.

Данные социологических опросов свидетельствуют о том, что французы дорожат семьей. Складывается впечатление, что в нынешнем переменчивом мире семья служит пристанищем. Даже если современные молодые родители теперь иначе смотрят на распределение ролей внутри семьи и семья имеет для них не такое значение, как для предшествующего поколения, сам институт семьи не ставиться ими под сомнение.

Во Франции всегда существовала подобная этическая установка: совместная жизнь надолго, а страсть — дело временное. Молодежь продолжает следовать этой традиции.

Таким образом, несмотря на перемены, которые произошли с французским обществом на сегодняшний день, отношение многих французов к семье почти не изменилось. Французы считают создание семьи необходимым условием, так как только в семье можно воспитать полноценно развитую личность.

В рамках защиты семьи, прав родителей и детей, во Франции проводится социальная и финансовая политика, в ходе которой были созданы различные ассоциации. Они помогают нуждающимся семьям, в решении таких проблем, как финансовые затруднения (способствуют увеличению детских пособий); а также способствуют продлению декретного отпуска для многодетных матерей.

Важная роль в формировании новой семейной политики принадлежит Министерству социальной защиты населения, Департаменту проблем семьи, женщин и детей. Одна из его приоритетных задач — укрепление института семьи как фундаментального и уникального социального института.

Рождаемость во Франции поддерживается денежными пособиями родителям, для воспитания детей и некоторыми налоговыми льготами, также существуют скидки на общественный транспорт.

Эти меры сегодня дают определенный результат. Так, молодое поколение более расположено к тому, чтобы иметь многодетную семью (3 и более детей). Вместе с тем, решение иметь свыше трех детей сегодня встречается гораздо реже, так как современная женщина придает большое значение своей профессиональной жизни, тем самым «разрываясь» между желанием иметь детей и зарабатывать деньги, чтобы обеспечить их.

Многодетные семьи встречаются и среди семей иммигрантов, но здесь также наблюдается понижение рождаемости, что обусловлено процессом культурной ассимиляции иммигрировавшего населения.

Что касается стереотипов семейных отношений, следует отметить, что многие исследователи указывают на присутствие в современных французских семьях так называемого духа соперничества, соревнования. Это может, в частности, выражаться в том, что родители выполняют по отношению к своим детям функции тренеров, заставляя их стать победителями в соревновании за лучшее место под солнцем. Родители тренируют детей перед экзаменами, перед спортивными соревнованиями. При этом многие родители буквально не дают детям вздохнуть, продолжая занятия и во время каникул в любую свободную минуту. Такого рода подход приносит значительное количество отрицательных результатов. Также можно констатировать, что начиная с 70–80-х годов усиливается эмоциональное разобщение между поколениями «отцов» и «детей». Подростки реже склонны дружить со своими родителями, а родители перестают понимать их язык — язык информатики, рок групп, нового имиджа.

Воспитание детей в Италии

Италия является одной из уникальнейших стран Европы. Наследница Римской империи, пройдя сквозь века, она сумела сохранить и развить особенности национальной культуры, главной из которых является сочетание клановости и авторитарности с тотальной свободой. Главную роль в такой системе ценностей играет семья, в которой закладываются основы итальянской личности.

Для итальянца значение семьи переоценить невозможно. Семья для итальянцев — это не только жена, муж и ребенок, но еще и родители, а также многочисленные родственники с одной и другой стороны. По сути, семья является не просто ячейкой общества, это основа государственного устройства, в силу чего в стране сильно развита бюрократия, а итальянский бизнес на 80% состоит из семейных предприятий.

По сравнению с Россией, итальянские родители обзаводятся детьми в более позднем возрасте. По статистике, итальянские мужчины и женщины вступают в брак не раньше 27 лет. Столь поздние свадьбы являются следствием достаточно жестких законов, согласно которым бракоразводный процесс занимает 5 лет.

Воспитанию подрастающего поколения итальянцы уделяют особое внимание. Несмотря на то, что итальянские дети считаются самыми невоспитанными в Европе (согласно результатам опроса, проведенного под руководством итальянского психолога Массимо Чиконья), это можно отнести скорее к особенностям итальянского менталитета. Дело в том, что детям в этой стране разрешено все. Их всегда видно и слышно практически весь день, за исключением сиесты (времени послеобеденного отдыха), когда дети наравне с родителями не упускают возможности вздремнуть. Именно поэтому в  итальянских семьях дети ложатся спать достаточно поздно.

С самого раннего детства родители знакомят своих чад со всеми аспектами общественной жизни. Для Италии привычной является картина, когда две-три молодые мамы сидят в кафе, обсуждая последние светские новости, а малыши резвятся неподалеку. Причем реакция окружающих на шум и гам в ресторане будет спокойной. На этот случай существует замечательная неаполитанская поговорка «Ogni scarafone é bello a mamma soja» («Чем бы дитя не тешилось…»). В последующем такая воспитательная традиция находит отражение в характере простого итальянца — свободолюбивый, морально раскованный человек.

Несмотря на значительный экономический упадок, который весьма отчетливо наблюдается в Италии в последние годы, от привычки баловать своих детей итальянские родители не избавились. Если ребенок, проходя мимо магазина игрушек, тычет пальцем в очередную пластмассовую машинку или куклу, то он непременно получит эту игрушку. Однако часто такое поведение родителей стоит расценивать не как внимание к потребностям ребенка, а как простое угодничество. Малыши кричат так, что им проще купить игрушку, чем объяснять, почему этого сделать нельзя. Тем самым родители подают детям не самый лучший пример. Так происходит из поколения в поколение.

Вместе с тем, именно экономический спад обуславливает низкую рождаемость. Сегодня Италия находится на последнем месте по числу новорожденных в Европе. Это также является косвенной причиной вседозволенности в отношении детей.

Еще одной проблемой является то, что непосредственно процесс воспитания начинается в Италии, когда ребенку исполняется 10-12 лет.

До этого с трех лет ребенок обучается сначала в детском саду (scuola materna), где его готовят к более взрослой жизни по методике знаменитого педагога Марии Монтессори, важной особенностью которой является ранее развитие детей и самостоятельная оценка собственных результатов. Обучение, как и в России, длится с сентября по июнь, однако вместо пятибалльной системы ставятся словесные оценки — «отлично», «хорошо» и т.д. Примечательно, что дети-инвалиды учатся вместе с остальными детьми, что позволяет в раннем возрасте заложить основы толерантности.

С шести лет дети в Италии начинают учиться в начальной школе, которая делится на две ступени — scuola elementare 1 и scuola elementare 2. На протяжении пяти лет дети изучают общеобразовательные дисциплины, сдавая по окончании каждой ступени тест. По окончании начальной школы дети получают аттестат начальной школы (diploma di licenza elementare) и переходят в среднюю школу (scuola media), где учатся до 14 лет. После каждого года обучения проводятся экзамены по системе «сдано — не сдано». Если ученик не выдерживает этого испытания, его оставляют на второй год.

Экзамен на аттестат зрелости в 18 лет открывает дорогу к поступлению в университет и получению диплома бакалавра.

Выпускники средних школ могут поступить в учебные заведения различных профилей, причисляемые в Италии к системе высшей средней школы (scuola secondaria superiore). Это аналоги профессиональных учебных заведений (технические институты, профтехучилища, школы искусств, колледжи) и лицеи. В них учатся с 14 до 19 лет. При этом основной отсев происходит во время обучения. По статистике заканчивает такие заведения только половина поступивших.

Подготовка к поступлению в университеты производится в лицеях. Существует три их разновидности: классический (liceo classico), технический (liceo tecnico) и естественных наук (liceo scientifico). Программа всех лицеев включает итальянскую литературу, латынь, математику, физику, естественные науки, философию, историю. Выпускники сдают экзамен (esame di maturita), очень похожий на французский экзамен на степень бакалавра, и получают аттестаты зрелости (diploma di maturita), с которыми можно поступать в университет.

В классическом лицее осуществляется общая подготовка к поступлению в университет, и его выпускники имеют право поступать на любой факультет. Соответственно, в лицеях двух других типов делается упор на изучение тех или иных наук. Остальные учебные заведения этой ступени осуществляют профессиональную подготовку. К ним относятся технические институты (istituto tecnico) и профессиональные институты (istituto professionale), в которых обучают ремеслам, коммерции и гостиничному делу.

Воспитание детей в Великобритании

Знаменитые английские чопорность и снобизм не могли не отразиться на образовательных традициях. Маленькому англичанину с ранних лет приходится сталкиваться с этими явлениями — ни родители, ни воспитатели не поощряют баловства и капризов, но равномерно, методично, терпеливо «вытесывают» из непокорного дитяти будущего джентльмена или леди.

Однако современным британцам на собственных детей не хватает времени. Темпы жизни заставляют мать уже после полугода, а иногда и значительно раньше оставлять ребенка с более старшими родственниками и выходить на работу, если только в семье нет достаточного количества средств на содержание няни, а впоследствии и гувернантки.

С самого раннего детства английские дети сталкиваются с недостатком родительского внимания. Детей принято отдавать в частные школы уже в пять лет. Весьма популярным в родительской среде считается отдать ребенка в частную школу-интернат. Раздельное обучение — явление рядовое, а вот смешанные школы — как раз редкость. Обучение и воспитание базируется на принципе несомненной строгости. Но, надо сказать, что выпускники частных школ обычно действительно прекрасно подготовлены к поступлению в колледжи.

Особенности воспитания детей в США и Канаде

США

Дети в США считаются, пожалуй, главным национальным достоянием. По крайней мере, система защиты и уважения личности ребенка в Соединенных штатах поистине уникальна. Дети всегда привлекают повышенное внимание окружающих. Если от взрослого пешехода, вступающего на проезжую часть, машины останавливаются в пяти метрах, то при появлении женщины с ребенком весь находящийся поблизости транспорт замирает на вдвое более почтительном расстоянии.

Как правило, воспитанием детей в американских семьях занимается женщина. Праздник по поводу рождения ребенка длится до того дня, пока маме не потребуется выйти на работу. А на работу американки выходят довольно быстро после родов, потому что потерять хорошо оплачиваемое место очень легко. Малыш остается на попечении родственников, соседей, друзей, дошкольных учреждений — позволить себе дорогие услуги профессионального беби-ситтера могут немногие семьи.

Стоит отметить, что сеть государственных дошкольных учреждений не так развита в США, как в России. Это, как правило, частные заведения, за пребывание в которых родителям приходится выкладывать значительные суммы.

Вместе с тем, несмотря на тотальную свободу и попустительство в отношении детей, в США не принято оставлять ребенка без присмотра. В некоторых штатах за это предусмотрены значительные штрафы.

В яслях ребенок находится с 3 до 4,5-5 лет. Именно в этом возрасте малыша обычно отдают в детский сад. По сути это группы подготовки к начальной школе, в которую начинают принимать с 5 лет. Одна из важнейших целей этих занятий — приучение ребенка к тому, что он вправе ожидать уважения к себе, но при этом обязан проявлять уважение к окружающим.

Результат такой подготовки очень важен: к началу обучения в школе первоклассники уже привычно избегают каких-либо серьезных столкновений и дисциплинарных эксцессов, знают, что нельзя сразу ябедничать по пустякам, понимают, что неумение держать себя в рамках неизбежно отзовется неприятными последствиями. Американцы исходно внедряют в жизнь своих ребятишек весьма высокие стандарты взаимной терпимости и взаимоуважения.

Привязанность здесь — скорее отрицательное понятие, близкое к зависимости. А быть независимым, быть всегда самим по себе и для себя — самое главное. У детей поощряется агрессивность, напористость и умение активно отстаивать свою позицию. Считается, что такими качествами обладает настоящий лидер, а лидерство всячески поощряется в американских воспитательных учреждениях. Однако часто такое попустительство имеет и негативные стороны — вместо проявления лидерства школы становятся рассадниками дедовщины.

Сама дружба в Штатах совершенно другое понятие, нежели у нас. «Вот, мама, это мой друг», — говорит ребенок после того, как он познакомился с кем-нибудь на площадке и поиграл с ним полчаса. Он может больше никогда не встретить своего «друга» и даже не вспомнить о нем. Практически все, с кем знаком, обозначаются словом «друг». Просто для общения не встречаются, встречаются для конкретного, определенного занятия.

Первое отличие, которое бросается в глаза в американской школе, — детям здесь больше доверяют, или, что иногда одно и то же, к ним более равнодушны. Здесь отсутствует воспитание, и развит институт тьюторства (наставничетва), когда преподаватель консультирует ребенка по программе предмета. Отсюда и свобода выбора: выбора не только школьной программы, но и стиля поведения и одежды.

В американской школе постоянно действует установка: помогать тем, кто нуждается. Формы помощи самые разные. Это игрушки, которые собирают для детей из бедных семей, денежные пожертвования, специальные работы и занятия.

Американские родители не намерены поступаться ежевечерними развлечениями — малыши сопровождают их в ресторанах, на коктейлях, а изредка даже в ночных клубах. В общем, главный девиз воспитания по-американски: ребенок не должен доставлять неудобств родителям. Даже самых крошечных приучают засыпать без мамы, в своей комнатке, поскольку самостоятельность — это второй конек местной педагогики. Детство многих американских ребятишек проходит перед экраном телевизоров, но родители не видят в этом ничего плохого — они и сами так живут.

Канада

Несмотря на близость к США, система воспитания детей в Канаде существенно отличается. Это связано с особенностями семьи. Дело в том, что в Канаде очень сильно развит феминизм. Стремление женщин к свободе привело к тому, что в 20% канадских семей дети растут с одним из родителей. Невелико желание женщин связывать себя узами брака. Средний возраст женщин, выходящих замуж — 26 лет. Мужчины, как правило, помогают в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства, но основная нагрузка все же ложится на женщин.

В воспитании детей в Канаде есть ряд ключевых особенностей. К примеру, полностью запрещены телесные наказания. При попытке ударить ребенка родитель рискует попасть в тюрьму или подвергнуться крупному штрафу. Причем на родителей могут пожаловаться как соседи, которые случайно стали свидетелями акта насилия, так и сам ребенок.

Интересным пособием для воспитания детей без применения насилия является распространенная в Канаде книга «1-2-3 Magic. Effective Discipline for children 2-12» Томаса Фелана, в которой поведение ребенка разделяется на негативное («стоп») и позитивное («старт»). По мнению автора, предотвратить негативное поведение можно с помощью метода «1-2-3». В случае плохого поведения ребенка родитель начинает ледяным голосом считать до трех со значительной паузой. Если ребенок продолжает безобразничать, то к нему применяется наказание, суть которого сводится к лишению внимания со стороны взрослого и одиночеству. Например, лишение возможности общения с друзьями.

Кроме запрета на телесные наказания к обязанностям родителей прибавляется весьма непростая норма. Правительство запрещает оставлять детей без присмотра до 12 лет, в то время как обучение детей в школе начинается с 6 лет. Следовательно, их нужно отвозить в школу и забирать из нее после уроков. В этой связи многие родители вынуждены нанимать нянь (в том числе, из других стран) на постоянную работу — с проживанием в канадской семье.

Для граждан Канады школьное образование бесплатно. Иностранцам за учебу ребенка в канадской школе приходится платить. По конституции Канады вопросы образования находятся в компетенции местных властей, т.е. в разных кантонах система может отличаться друг от друга. Школы делятся на государственные и частные. Качество образования они обеспечивают примерно одинаковое, но учебные программы могут отличаться.

Сильная сторона школ страны — высокая обеспеченность компьютерами (лучший показатель в мире). Также канадские школы опережают все остальные и по числу компьютеров, подключенных к Интернету.

Выбор частных школ очень велик — с раздельным или совместным обучением мальчиков и девочек, с полным пансионом или только дневным обучением и др. Но частных школ в Канаде сравнительно немного и в них довольно высокий конкурс — есть школы, в которые детей записывают еще до их рождения. Главная привлекательность частного образования: малое количество учеников в классе и индивидуальный подход к ученикам.

В каждой школе также действует свой кодекс правил поведения, который определяет моральные нормы обязательные к соблюдению каждым учеником. Обычно строго запрещается нарушать распорядок дня, курить, употреблять алкоголь или наркотики, проявлять агрессию в отношении других учеников, списывать на экзаменах. За нарушение этих требований следует сначала предупреждение, затем — отчисление. Если речь идет о школе-пансионе, то это  предполагает ношение школьной формы, которая приобретается в специальном магазине. Отлучки с территории школы строго регламентируются. Для того чтобы ребенка отпустили на выходные, необходимо письменное заявление родителей или опекуна.

Для общения родителей с учительницей дети каждый день носят в школу специальные папки. Туда вкладываются разные записки, брошюрки и выполненные детьми школьные задания. При необходимости родитель можем положить свою записку. Папки каждый день проверяются учительницей. А по пятницам она посылает домой на выходные специальную папку с «новостями».

Здесь не бывает в школе родительских собраний, а проводятся собеседования (интервью) 4 раза в год — преподаватель встречается с родителями, — можно и в присутствии самого ученика, и они дружески беседуют. Причем о недостатках говорится достаточно мягко, но если сам родитель захочет углубить разговор и заострить внимание на каких-то проблемах, тогда преподаватель может этот разговор поддержать в том же направлении.

В канадских школах существует практика ежегодного перетасовывания. В старших классах ежегодно меняются учителя, равно как и меняется и состав классов. Да и внутри класса ребят периодически пересаживают за разные столы. Это позволяет избежать привыкания и адаптации, что, по мнению психологов, положительно влияет на коммуникативные навыки.

Семейное воспитание в Японии и Южной Корее

Япония

Основы воспитания детей в Японии имеют свои уникальные особенности, которые продиктованы двумя факторами: национальными культурными традициями и особенностями трудовых отношений.

К числу наиболее важных культурных факторов, определяющих особенности воспитания японских детей можно отнести клановость, превалирование групповых интересов над индивидуальными и четкую иерархию во всех сферах жизни. Потеря авторитета в выбранной социальной группе означает крах во всех остальных сферах жизни. Для японцев это очень большая потеря. Достаточно вспомнить традицию самураев, которые прибегали к суициду в случае, если их репутация была  запятнана.

Некоторые особенности воспитания детей в Японии определены уникальной системой трудовых отношений. В этой стране широко распространена система пожизненного найма, когда по окончании колледжа или университета с работником заключается пожизненный договор. Причем, если работник по какой-то причине увольняется из компании и уходит в другую, то свою карьеру ему приходится начинать с самого начала. Таким образом, японцы имеют только один шанс, чтобы найти хорошую работу и стремятся ее не потерять.

Воспитание детей в стране восходящего солнца основано на принципе «всему свое время» и подчинено трем правилам: до 5 лет взрослые ведут себя с ребенком «как с королем», с 5 до 15 — «как с рабом», а после 15 — «как с равным». В 15 лет человек считается взрослым, сознательным и четко освоившим общепринятые традиции. Парадокс японского воспитания заключается в том, что из ребенка, которому в раннем детстве позволяли делать все, что угодно, вырастает дисциплинированный подросток. Такой эффект достигается за счет того, что уже в пяти-шестилетнем возрасте ребенок попадает в среду, которая подчиняется определенным правилам и предписывает, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Отклонение от этих норм влечет потерю авторитета, как самой семьи, так и ребенка внутри нее.

На основе древних традиций, воспитанием ребенка в Японии в большей степени занимается мать. Согласно принятым в Японии правилам, она является хранительницей домашнего очага. Роль женщины и мужчины в семье также отражается в языке. К примеру, мужчина зовется не «муж», а «сюдзин», что в переводе означает «главный человек», «хозяин», а женщина — не «жена», а «канай», что переводится «внутри дома».

Важнейшей особенностью японской культуры является превалирование групповых интересов над индивидуальными. Это проявляется и в семейных отношениях, когда между супругами возникают серьезные разногласия. В Японии в таких случаях дело редко доходит до развода.

Четкое разделение ролей прослеживается и в отношениях детей в японских семьях, где традиционно принято иметь двух детей. Существует четкое иерархическое разделение на старших братьев («ани»), младших братьев («отоото»), старших сестер («анэ») и младших сестер («имоото»), что дает понимание жесткой иерархической структуры всего японского общества. Наиболее привилегированное положение занимает старший брат, поскольку именно он считается наследником семейного престола. Он наделяется большими правами и обязанностями по сравнению с остальными детьми.

Матерей в Японии называют «амаэ». Это слово означает зависимость от матери. В сравнении, глагол «амаэру» означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства» и передает саму суть отношений матери и ребенка. Так, одной из традиций японской семьи является сохранение высушенной пуповины малыша. Ее отрезают при рождении  и кладут в специальную шкатулку, на которой золотыми буквами выбивается имя матери и дата рождения ребенка.

Традиции предопределяют постоянную связь матери и дитя на протяжении первого года жизни ребенка. Ребенок считается частью ее тела. Для этого мать носит малыша привязанным за спиной, а ночью укладывает спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет. В более поздний период ребенок находится под постоянным присмотром матери. Японская женщина может отдать ребенка на воспитание и в ясли-сад, однако в этом случае ее будут обвинять в излишней эгоистичности. До трех лет, считают японцы, мать должна находиться с ребенком, после чего его могут отдать в детский сад.

Для японского ребенка не существует слова «нельзя». Более того, ребенка никто не будет ругать, если он ушибся, обжегся или испачкался. Если все же это произошло, то мать считает виноватой себя и просит у ребенка прощения за излишнее невнимание.

Особенностью воспитания детей в Японии является гендерное разделение, что связано с последующей разницей социальных ролей в семье. В мальчиках видят будущих глав семейств, а в девочках — домохозяек. В соответствии с этими принципами осуществляется и воспитание. В частности, в японских школах предусмотрены дополнительные образовательные программы и кружки, которые, как правило, посещают мальчики.

Обучение в японских школах начинается с 6 лет. Именно с этого возраста родители начинают ограничивать свободу ребенка. Для него прекращается период вседозволенности. Однако прививать основные ценности и развивать детей начинают с более раннего возраста. Необходимость раннего развития детей японцы осознали более полувека назад. Так в книге основателя всемирно известной корпорации «Sony» Масару Ибуки «После трех уже поздно» говорится о том, что основы личности закладываются в первые три года жизни. У ребенка, по мнению автора, нужно стимулировать познание, возбуждая его интерес, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. Ребенок должен вырасти таким, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».

Нарушения правил поведения после 6 лет не влекут за собой телесных наказаний или повышения голоса со стороны родителей. Главным наказанием для ребенка может быть осуждение его поступков семьей или сверстниками, а также противопоставление ребенка определенной социальной группе, семье. Японцы не мыслят себя вне определенной группы уже с ранних лет и главным наказанием является раскаяние от причиненных семье или определенной социальной группе (класс в школе, кружок, спортивная секция) неприятностей.

Такие же методы распространены и в японской школе. Более того, в обществе групп, каким является японский социум, уже в школе широко распространено явление «идзимэ». По сути это школьная «дедовщина». Рассадниками этого страшного явления стали «кай» — школьные кружки, в которых дети после уроков занимаются спортом или осваивают различные виды искусства.

Вместе с тем, задача научить человека слаженно работать в коллективе имеет обратную сторону — дети перестают мыслить самостоятельно.

Южная Корея

Основы конфуцианства, столь ярко выраженные в японской культуре присущи и представителям Южнокорейского народа. Согласно конфуцианской философии, каждый человек находится в абсолютном повиновении у своих родителей всегда, а не до достижения совершеннолетия, как это было принято в Европе. Образ блудного сына едва ли мог возникнуть в странах конфуцианской цивилизации, ибо с точки зрения конфуцианской этики, блудный сын — это не несчастный человек, по неопытности и недомыслию допустивший трагическую ошибку, а мерзавец и негодяй, нарушивший главную и высшую этическую заповедь, которая требовала от корейца или японца беспрекословно исполнять повеления своих родителей, по возможности чаще находиться рядом с ними, оказывать им всякую заботу и помощь. В целом эта система ценностей сохраняется в Корее и в наши дни.

Приобщение к традициям происходит в Корее начиная с первого года жизни ребенка. Этому посвящен особый праздник, который отмечается с особым размахом. Малыша наряжают в дорогой шелк, он восседает рядом с родителями, занимая центральное место на празднике. Таким образом, происходит инициация ребенка в семье, которая со временем перерастает в осознание необходимости принимать самое активное участие в общественной жизни. Человек не мыслит себя вне коллектива.

Особенности семейного воспитания детей в мусульманском мире

Свои уникальные особенности воспитания детей существуют в исламских семья. Рассмотрение этих характерных черт заслуживает особого внимания, поскольку ислам является второй по численности мировой религией и насчитывает свыше полутора миллиардов последователей. Исламские государства расположены не только на Ближнем Востоке (18 % от общего числа мусульман), но и в Северной Африке (50% от общего числа мусульман), в Южной и Средней Азии (свыше 30% от общего числа мусульман), а также в Европе (около 10% от общего числа мусульман).

В мусульманских семьях религиозный и культурный аспекты общественной жизни весьма тесно связаны, а иногда и подменяют друг друга, что непосредственно определяет нормы, которые закладываются в основу воспитания личности. Наряду с религиозным воспитанием нормы ислама определяют нравственное воспитание детей как одну из главных обязанностей родителей. Причем эта обязанность возлагается на матерей, «под ногами» которых находится рай. У мусульман считается, что если ребенок будет выполнять все религиозные и нравственные нормы, присущие исламскому обществу, то мать получит за это вознаграждение от Аллаха.

Основы личности в мусульманских семьях начинают закладываться еще во внутриутробном периоде, и продолжаются с рождением ребенка. Сторонники ислама справедливо убеждены, что личность формируется в раннем возрасте, при этом, чем ребенок старше, тем труднее он поддается трансформации.

Основой воспитания считается личный пример, потому как ребенок ориентируется на «человека для подражания». Считается, что независимо от того, хотят ли этого родители или учителя, они  оказывают влияние на ребенка при каждом общении.

Существует целый ряд аспектов нравственного воспитания, основными из которых являются:

  • честность;
  • верность;
  • благая речь.

Честность

В высказывания Аллаха и Пророка Мухаммеда содержится ряд норм, которые предопределяют лживость, как путь, ведущий к греховности: «Поистине, правдивость приводит к благочестию и, поистине, благочестие приводит к Раю, и станет человек говорить правду, пока не будет записан пред Аллахом как правдивейший. И, поистине, лживость приводит к греховности, и, поистине, греховность приводит к Огню и станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец».

«Лицемера, — говорится в ходисе (высказывании пророка Мухаммеда), — отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (свое обещание), а когда ему доверяются, он предает».

В соответствии с этими нормами исламская семья несет ответственность перед Аллахом за воспитанием детей честными людьми.

Верность

Верность — одно из качеств, которое прививается детям вместе с честностью. В Коране эти два качества упоминаются исключительно как единое целое. Верность часто трактуется не как приверженность кому-либо, а  как честное отношение к вверенному на хранение имуществу или честность при совершении сделок. В Коране, в частности содержатся такие слова: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей».

Кроме того, некоторые нормы, связанные с этим качеством, содержатся в хадисах: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а отличающийся каким–либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предает, когда ему доверяются, лжет, когда рассказывает (о чем–нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем–либо)».

В связи с этим с самого раннего детства ребенка предостерегают от совершения разного рода измен и предательства.

Благая речь

В исламе существует поверие, что каждое слово человека будет услышано Аллахом, который специально для этого приставил к каждому двух ангелов. Один записывает добрые дела человека, другой — скверные. При этом каждое слово или действие будет услышано и взвешено в судный день на весах справедливости. В частности, в одном из хадис содержится следующее послание к верующим: «Сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Кто уверовал в Аллаха и в Судный день пусть говорит благое или пусть молчит».

Для воспитания благой речи в исламе существуют четыре необходимых условия:

  • отказ родителей от произнесения недостойных слов;
  • обучение детей и напоминание им текстов Корана и Сунны, которые призывают к благой речи;
  • суровое порицание детей за произнесение недостойных слов;
  • выбор для детей благого окружения.

В исламе приняты и правовые нормы, обязательные к исполнению, всеми мусульманами. Они определены в Каирской декларации прав человека в исламе от 1990 года.

Права ребенка начинают действовать еще до его рождения, поскольку «жизнь — это дар, дающийся богом, а право на жизнь гарантировано каждому человеческому существу», а «сохранение человеческой жизни на срок, назначенный богом — обязанность, предписанная шариатом». На основании этих норм женщина должна сообщать о наступившей беременности (даже если ее бросил муж) и не имеет права делать аборт, только если рождение ребенка не угрожает ее жизни и здоровью.

После рождения ребенок наделяется целым рядом прав и берется под защиту всего исламского мира. В частности, запрещено детоубийство, обеспечивается право ребенка на кормление грудью, на законное происхождение за счет запрета на внебрачные отношения и запрета отцу отказываться от собственного ребенка. Однако ребенку отказывают и в праве претендовать на иное происхождение, кроме своего собственного. С этой догмой также связан и запрет на искусственное оплодотворение женщины спермой донора.

Вместе с тем и нарушается одна из норм, предусмотренных Всеобщей декларацией прав человека, — свобода вероисповедания. Фактически ребенку не предоставляют права самостоятельно выбрать конфессию, делая обрезание уже через неделю после рождения.

Ислам практически полностью решает и проблему социального сиротства. В соответствии с догмами мусульманской религии запрещено усыновление чужих детей, поскольку «ислам справедливо рассматривает этот способ усыновления как фальсификацию естественного порядка и действительности», а обязанность воспитания детей, утративших родителей, ложится на кровных родственников.

Среди прочих прав, определяемых исламской религией:

  • право на равные отношения со стороны родителей (исключения в семье могут составлять умственно отсталые дети);
  • право на защиту от насилия. Даже чрезмерная дисциплина «вредна и презирается исламом»;
  • право на защиту от эксплуатации детского труда;
  • право на отдых и игры, которые «являются необходимым условием их психического и физиологического развития». Стоит отметить, что девочки имеют дополнительное время на отдых, потому как больше мальчиков привлекаются к работе по дому;
  • право на образование для девочек и мальчиков независимо от пола. Согласно заветам Мухаммеда, мусульманин должен добиваться знаний с рождения и до самой смерти. В Каирской декларации прав человека в исламе говорится: «каждый человек имеет право на получение как религиозного, так и светского образования в различных учебных заведениях и под руководством различных социальных институтов, включая семью, школу, университет, средства массовой информации и т.д., и этим интегрированным образом всесторонне формироваться как личность, укреплять веру в бога, обеспечивать уважение и защиту мусульманских прав и обязанностей».

Отдельного внимания заслуживают религиозные постулаты, касающиеся прав подростков. В исламе считается, что девочки и мальчики становятся взрослыми по достижению ими половой зрелости. Они принимают обязанности по выполнению религиозного долга, т.е. молитвы и поста. Нормами шариата, как основы правовых отношений определяется, что в этом возрасте они становятся правоспособными и полностью ответственными за свои действия, а также могут вступать в брак.

Важным аспектом при заключении подросткового брака является согласие родителей. Более того, именно отцы выдают своих дочерей замуж. Однако религиозные догмы предписывают, что выдача замуж девочек должна осуществляться с их согласия.

По достижению половой зрелости, и девочки, и мальчики должны принять исламские стандарты поведения и одежды. Оба пола должны избегать всего, что ведет к сексуальным отношениям до брака, которые строго запрещены исламом. Более того, считается, что скромный стиль одежды и поведения поможет защитить девочек от сексуальной агрессии.

С этими нормами тесно связан запрет на совместное обучение мальчиков и девочек на втором и третьем уровне образования. Более того, у мусульман существует запрет на сексуальное воспитание, которое должно ограничиваться биологией и физиологией, а само половое воспитание должно активно пресекать эксперименты.

В связи с этим в исламской традиции существует четкое понимание, что необходимо ограничивать доступ подростков, которым, к слову, позволяют вступать в брак, к порнографии или видеоиграм, рекламе и телепередачам, содержащим сцены насилия.

Вместе с тем, религиозные догмы регулируют и снисходительное отношение к малолетним преступникам. В частности, в Каирской декларации прав человека в исламе содержится: «Со всеми малолетними преступниками необходимо обращаться внимательно и с достоинством. Как и взрослым, им необходимо предоставить презумпцию невиновности до тех пор, пока не будет установлено их действительной причастности. Они имеют право на справедливое судебное разбирательство и защиту своих прав. Запрещено подвергать их физической, психологической пытке или любой другой форме унижения».

Одной из основ правильного воспитания в мусульманских семьях является разъяснение детям не только их прав, но и обязанностей. К ним относятся:

  • любовь к родителям, которая для мусульман является зеркалом отношения людей к богу. Причем любовь трактуется как тотальное подчинение родителям. Дети могут не повиноваться родителям только в тех случаях, когда требования старших противоречат исламу;
  • обеспечение родителей в случае их нужды и предоставление гарантий спокойной старости. Причем мать имеет больше прав, чем отец, потому как она больше страдала во время беременности и рождения ребенка;
  • необходимость оградить родителей от оскорбления. В исламе это считается одним из самых страшных грехов. Причем в одном из хадис содержится следующая трактовка: «человек оскорбляет отца другого человека, а тот, в свою очередь, проклинает его отца; когда человек проклинает чужую мать, другие оскорбляют его мать».

* * *

Анализ особенностей семейного воспитания в разных странах демонстрирует важность семейного воспитания для жизни общества. Именно благодаря семейному воспитанию, которое лежит в основе формирования личности и успешной социализации индивида, усвоения им норм и правил конкретного общества, достигается повышение человеческого потенциала нации и, тем самым, обеспечивается успешное социальное развитие.

Как показывает практика, невнимание к семейному воспитанию и проблемам семьи в целом ведет к широкому распространению девиаций в обществе и, в конечном счете — к духовно-нравственной деградации нации.

Детство и семья, семейное воспитание должны выступать в качестве гуманитарной основы и, одновременно, основополагающей цели государственной социальной политики. Только такой подход позволит добиться успешного решения задач повышения конкурентоспособности государства и укрепления его позиций на международной арене.


Возврат к списку


#WORK_AREA#