Дело о втором иностранном языке в школах России

20.06.2019

Дело о втором иностранном языке в школах России

logoOODVRS.png


Генеральному

Прокурору

Российской Федерации


Ю. Я. Чайке



125993, ГСП-3, Россия, Москва

ул. Б. Дмитровка, 15а.


Интернет - приемная:

http://genproc.gov.ru/contacts/ipriem/send/


Адрес: 620144, г. Екатеринбург,

ул. Куйбышева 55, оф. 404,

Телефон/факс: 8-343-379-44-65,

Е-mail: oodvrs@oodvrs.ru

ОКПО 88683389

ОГРН 1086600003379

ИНН 6671268416 / КПП 667101001


Исх. № 673 «26» марта 2019 г.

____________________________________________


Уважаемый Юрий Яковлевич!


В Межрегиональное общественное движение в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание», уже неоднократно обращались представители родительской общественности обеспокоенные сложившей ситуацией, связанной с введением в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу, второго иностранного языка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, статьёй 27 Федерального закона N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьёй 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» для осуществления уставных целей общественное объединение, имеет право: представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами Российской Федерации.

Последний сигнал поступил из МАОУ СОШ №171 г. Екатеринбурга, где обучающиеся и их родители выразили крайнюю обеспокоенность и сомнение в законности введения в старших классах второго иностранного языка. Со слов родителей нам стали известны следующие подробности.

В шестом классе, в школе ввели второй иностранный язык и внесли изменения в устав школы о том, что изучение второго иностранного языка является обязательным. Однако, в школе фактически не имеется реальных возможностей реализовать на данной стадии в данное время данного учебного процесса, поскольку нет необходимого состава преподавателей, а также необходимой материальной базы, учебников и рабочих тетрадей. Ранее со второго класса, в школе преподавали только английский язык. Было два преподавателя по английскому языку: Инесса Ринатовна (уволилась) и Дедохина Светлана Александровна (уволилась), по этому предмету были учебники и рабочие тетради в рамках школьной программы «Планета знаний» и доп. материалы. В шестом классе 2017 – 2018 учебного года, руководство школы вводит изучение второго иностранного языка – испанского и немецкого. Было проведено школьное собрание, на котором эта инициатива была озвучена, но никто, конечно, не предполагал, такого жуткого преподавания иностранных языков, были и родители, не согласные с введением второго языка, мнение которых никак не учитывалось. Известно, что в школу пришли два преподавателя испанского языка, мужчина и женщина, которые уволились в первый же год, по причине низкой заработной платы. В результате дети только один учебный год изучали испанский язык. Немецкий язык поставили преподавать учителя по английскому языку, которая немецкого языка не знает! Никаких учебников, рабочих тетрадей, методических пособий детям для изучения второго иностранного языка (ни немецкого, ни испанского) не выдавали! В классе работали только по тем листочкам, которые учителя сами распечатывали для урока. У той группы детей, которых озадачили изучением второго немецкого языка, в шестом классе прекратилось преподавание первого языка: английского, поскольку их учителя поставили преподавать - немецкий. В результате всей этой чехарды с иностранными языками у детей отсутствуют знания по якобы преподаваемым им иностранным языкам. Еще более неприятно, что ухудшились оценки по основным предметам из-за того, что упала мотивация к учебе, в результате такого халатного отношения со стороны администрации, что хорошо видно по отметкам в дневниках за тот учебный период. Хорошую успеваемость имеют только дети, родители которых оплачивают репетиторов. В конце шестого класса, руководство школы торжественно пообещало родителям, что второго языка в школе не будет, но, несмотря на свои же обещания, снова ввели преподавание второго языка в седьмом классе, со второй половины учебного года. Родителям обосновали это тем, что в Министерстве просвещения наконец-то разобрались и теперь считают изучение второго иностранного языка обязательным для всех. Для сравнения приводим информацию о том, что в 163 школе, где уровень подготовки учащихся выше, чем в 171 школе, не стали вводить второй иностранный язык, видимо трезво оценив свои возможности.

Родители просили инициировать проверку по фактам нарушения финансовой дисциплины и потребовать убрать из устава школы изучение второго иностранного языка из-за невозможности его реализации в этой школе.

Считаем опасения родителей обоснованными, на наш взгляд никаких законных оснований для введения второго иностранного языка при указанных родителями обстоятельствах, не имеется.

Действительно Минобрнауки России ранее неоднократно разъясняло, что в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение "Второго иностранного языка" предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным (например, Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. N 08-121). Тем не менее, на данный момент Министерство образования и науки РФ (ныне – Министерство просвещения Российской Федерации) отложило переход "двуязычной" программы на 2019/2020 учебный год. В 2018/2019 учебном году введение второго языка стало обязательным для образовательных учреждений и классов с соответствующим филологическим уклоном. Данный вопрос руководство школы должно обсуждать вместе с родителями, причём рекомендовано вводить язык согласно интересам учеников, выяснив общее мнение посредством опроса. Новая программа должна затронуть учеников только младше шестого класса. Школьники, которые на момент введения второго языка переведутся в 6-й класс, должны учиться по прежней одноязычной системе: к примеру, если стандартная программа рассчитана на изучение предмета с 5 по 11 класс (или по 9-й), вводить его можно только для 5-тиклассников, а ученики 6-11 классов в таком случае должны продолжать обучение по старому стандарту (без второго иностранного, если его не было в планах учебного заведения ранее). То есть для младших классов действует следующий принцип: в первом классе школьники изучают один иностранный язык, второй же появится в пятом классе. Такое распределение поможет неплохо освоить первый иностранный и, пользуясь почерпнутыми от него знаниями, начать изучать второй.

С самого начала введение ФГОС подразумевала постепенность его введения. Так, согласно графику введения ФГОС основного общего образования с 2015 года учебный предмет «Второй иностранный язык» (немецкий, английский, французский, итальянский, испанский) в реализации основной образовательной программы предполагал поэтапное введение с целью, чтобы образовательные организации смогли материально, методически и организационно подготовиться к нововведению.

Относительно недавно Ольга Васильева, занимающая пост руководителя профильного министерства, высказала мнение, что второй иностранный язык крайне нежелателен в качестве общефедеральной обязательной инновации. Глава образовательного ведомства считает, что школьники не так уж хорошо знают даже русский язык. Министерство не может ввести в каждой школе сразу два иностранных, не оценив саму возможность их преподавания. Более того – министр предложила сократить число уроков второго иностранного в непрофильных школах, где он уже введен, и использовать оставшиеся часы для изучения астрономии.

Таким образом, считаем, что подобные келейные и непродуманные акции лишь вредят процессу обучения и приобретения крепких и осмысленных знаний. Как часто бывает, администрация школы решила по-быстрому, без достаточной подготовки и осмысления, внедрить инициативу, продекларированную во ФГОСе, не учтя при этом в полной мере позицию родителей, педагогического состава и реальное положение дел, проявив тем самым банальный волюнтаризм.


На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 10, 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»,


ПРОШУ:


  1. Провести тщательную проверку всех изложенных обстоятельств.

  2. Применить меры прокурорского реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений и предотвращение введение в МАОУ СОШ №171 г.Екатеринбурга и других образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу, предмета "Второй иностранный язык".


Прошу дать мотивированный ответ в установленные законом сроки.



Председатель

Центрального Совета

Межрегионального общественного движения

в защиту прав родителей и детей

«Межрегиональное родительское собрание»


Консультант-эксперт

Общественной палаты

Свердловской области


ПодписьГ.jpg





Г. С. Авдюшин




1

МОД_МРС_ №673 ОТВЕТ 1. Генпрокурору РФ о втором иностранном языке.jpg

2
МОД_МРС_ №673 ОТВЕТ 2. Генпрокурору РФ о втором иностранном языке.jpg

3
МОД_МРС_ №673 ОТВЕТ 3. Генпрокурору РФ о втором иностранном языке. - 0001.jpg

4
МОД_МРС_ №673 ОТВЕТ 3. Генпрокурору РФ о втором иностранном языке. - 0002.jpg

МОД_МРС_ №673 ОТВЕТ 4. Генпрокурору РФ о втором иностранном языке. - 0001.jpg

6  МОД_МРС_ №673 ОТВЕТ 4. Генпрокурору РФ о втором иностранном языке. - 0002.jpg
logoOODVRS.png

++++++++++++++++++++++++++++++++++++


Генеральному

Прокурору

Российской Федерации


Ю. Я. Чайке



125993, ГСП-3, Россия, Москва

ул. Б. Дмитровка, 15а.


Интернет - приемная:

http://genproc.gov.ru/contacts/ipriem/send/


Адрес: 620144, г. Екатеринбург,

ул. Куйбышева 55, оф. 404,

Телефон/факс: 8-343-379-44-65,

Е-mail: oodvrs@oodvrs.ru

ОКПО 88683389

ОГРН 1086600003379

ИНН 6671268416 / КПП 667101001


Исх. № 675 «29» мая 2019 г.



ЖАЛОБА


Уважаемый Юрий Яковлевич!


В Межрегиональное общественное движение в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание», уже неоднократно обращались представители родительской общественности обеспокоенные сложившей ситуацией, связанной с введением в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу, второго иностранного языка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, статьёй 27 Федерального закона N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьёй 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» для осуществления уставных целей общественное объединение, имеет право: представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами Российской Федерации.

Последний сигнал поступил из МАОУ СОШ №171 г. Екатеринбурга, где обучающиеся и их родители выразили крайнюю обеспокоенность и сомнение в законности введения в старших классах второго иностранного языка. Со слов родителей нам стали известны следующие подробности.

В шестом классе, в школе ввели второй иностранный язык и внесли изменения в устав школы о том, что изучение второго иностранного языка является обязательным. Однако, в школе фактически нет реальных возможностей реализовать изучение второго иностранного языка на данной стадии и в данное время данного учебного процесса, поскольку нет необходимого состава преподавателей, а также необходимой материальной базы, учебников и рабочих тетрадей.

Ранее со второго класса, в школе преподавали только английский язык. Было два преподавателя по английскому языку: Инесса Ринатовна (уволилась) и Дедохина Светлана Александровна (уволилась), по этому предмету были учебники и рабочие тетради в рамках школьной программы «Планета знаний» и доп. материалы. В шестом классе 2017 – 2018 учебного года, руководство школы вводит изучение второго иностранного языка – испанского и немецкого. Было проведено школьное собрание, на котором эта инициатива была озвучена, но никто, конечно, не предполагал, такого жуткого сценария развития событий, как преподавания 2-х иностранных языков, были конечно родители не согласные с введением второго языка, мнение которых просто игнорировалось. Известно, что в школу пришли два преподавателя испанского языка, мужчина и женщина, которые уволились в первый же год, по причине низкой заработной платы. В результате дети только один учебный год изучали испанский язык. Немецкий язык поставили преподавать учителя по английскому языку, который немецкого языка не знает! Никаких учебников, рабочих тетрадей, методических пособий детям для изучения второго иностранного языка (ни немецкого, ни испанского) не выдавали! В классе работали только по тем листочкам, которые учителя сами распечатывали для урока. У той группы детей, которых озадачили изучением второго немецкого языка, в шестом классе прекратилось преподавание первого языка: английского, поскольку их учителя поставили преподавать - немецкий.

В результате всей этой чехарды с иностранными языками у детей отсутствуют знания по якобы преподаваемым им иностранным языкам. Еще более неприятно, что ухудшились оценки по основным предметам из-за того, что упала мотивация к учебе, в результате такого халатного отношения со стороны администрации, что хорошо видно по отметкам в дневниках за тот учебный период. Хорошую успеваемость имеют только дети, родители которых оплачивают репетиторов. В конце шестого класса, руководство школы торжественно пообещало родителям, что второго языка в школе не будет, но, несмотря на свои, же обещания, снова ввели преподавание второго языка в седьмом классе, со второй половины учебного года. Родителям обосновали это тем, что в Министерстве просвещения наконец-то разобрались и теперь считают изучение второго иностранного языка обязательным для всех. Для сравнения приводим информацию о том, что в 163 школе, где уровень подготовки учащихся выше, чем в 171 школе, не стали вводить второй иностранный язык, видимо трезво оценив свои возможности.

Родители просили инициировать проверку по фактам нарушения финансовой дисциплины и потребовать убрать из устава школы изучение второго иностранного языка из-за невозможности его реализации в этой школе.

Считаем опасения родителей обоснованными, на наш взгляд никаких законных оснований для введения второго иностранного языка при указанных родителями обстоятельствах, не имеется.

Действительно Минобрнауки России ранее неоднократно разъясняло, что в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение "Второго иностранного языка" предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным (например, Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. N 08-1214).

Относительно недавно Ольга Васильева, занимающая пост руководителя профильного министерства, высказала мнение, что второй иностранный язык крайне нежелателен в качестве общефедеральной обязательной инновации. Глава образовательного ведомства считает, что школьники не так уж хорошо знают даже русский язык. Министерство не может ввести в каждой школе сразу два иностранных, не оценив саму возможность их преподавания. Более того – министр предложила сократить число уроков второго иностранного в непрофильных школах, где он уже введен, и использовать оставшиеся часы для изучения астрономии.

Таким образом, считаем, что подобные келейные и непродуманные акции лишь вредят процессу обучения и приобретения крепких и осмысленных знаний. Как часто бывает, администрация школы решила по-быстрому, без достаточной подготовки и осмысления, внедрить инициативу, продекларированную во ФГОСе, не учтя при этом в полной мере позицию родителей, педагогического состава и реальное положение дел, проявив тем самым банальный волюнтаризм.


26 марта 2019 года указанные обстоятельства были нами изложены в обращении на Ваше имя. Как мы считаем совершенно необоснованно, наше обращение было перенаправлено в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. По результатам рассмотрения обращения 08 мая 2019 года нам был направлен ответ, подписанный министром, с которым мы согласиться не может, поскольку он является незаконным и необоснованным. Вынуждены вновь обратиться к Вам, но уже с жалобой о несогласии с решением сотрудников Генеральной прокуратуры РФ, принявших решение перенаправить наше обращение, а также с решением министра.

Действительно в соответствии с п.18.3.1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", в учебный план входит второй иностранный язык. Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение "Второго иностранного языка" предусматривается на уровне основного общего образования (5 - 9 классы). Принцип поэтапности введения ФГОС разъясняется в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" и представлен следующей схемой:

В этом же пункте приводимого Письма (Вопрос 5), разъясняется, что переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования, после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС. Таким образом, критерием введения является не только наличие утверждённого стандарта соответствующей ступени общего образования, но и готовность образовательного учреждения к его введению. Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС указаны в Приложении№1 к данному Письму, к коим относятся:

- разработана и утверждена основная образовательная программа начального (основного, среднего (полного)) общего образования образовательного учреждения;

- нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);

- приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

- определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

- разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

- заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;

- определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждением(ями) дополнительного образования детей);

- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;

- осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (учителей-предметников) и других педагогических работников (возможно поэтапно по мере введения ФГОС общего образования);

- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального (основного, среднего (полного)) общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Именно потому, что процесс полноценного введения ФГОС длителен и требует проведение колоссального объёма подготовительной работы, Министерство просвещения РФ никогда не проявляло жёсткости и директивности при введение второго иностранного языка, а предоставляло право образовательному учреждению самостоятельно оценить, все ли критерии соблюдены перед введением данного предмета.

Как мы указали выше, ссылаясь на объективные данные предоставленные нам родителями, школа не была готова к введению в 2017-2018 году второго иностранного языка для шестых классов (ни один из указанных критериев, кроме первого, не имел места быть).

Вторым важным моментом, на который следовало бы обратить внимание исходя из приведённых в Письмах разъяснений, это то, что план преподавания второго иностранного языка в рамках ФГОС основного общего образования рассчитан на 5 лет (5-9 классы). Начинать преподавать иностранный язык с 6 класса, значит выйти из учебного плана и программу, рассчитанную на 5 лет, надо изложить за 4 года, то есть возникает необходимость увеличить нагрузку на учителей и обучающихся, что действующим законодательством, включая санитарное, запрещено. Поэтому если и говорить о том, что школа соответствует всем критериям и созданы все предпосылки для введения второго иностранного языка, то сделать это возможно только начиная с пятого класса, а никак не с последующих. Более того, начинать исполнять требования ФГОС ООО, рассчитанную на 5-9 классы, можно только тогда, когда ФГОС будет в обязательном порядке введён во всех классах данного диапазона. Согласно приведённой выше схеме в 9 классе ФГОС ООО вводится в обязательном порядке только с 2019-2020 учебного года, а это значит, что именно с этого учебного года и только в 5-х классах можно вводить второй иностранный язык.

В полученном же нами ответы отсутствует приведённый нами детальный анализ действующего законодательства, а лишь указывается, что в соответствии с требованиями ФГОС ООО (п.15, 18.3.1) второй иностранный язык должен преподаваться с 2015-2016 учебного года. Мало того, что такой вывод противоречит разъяснениям Минпроса России о необходимости соответствия определённым критериям перед полномасштабным переходом на ФГОС, так чиновники ещё раз показывают свою оторванность от современных реалий и незнакомы с трудностями людей "на земле" и проблемами, которые возникают у обучающихся и их родителей.

Сегодня в образовательном законодательстве России сложилась парадоксальная ситуация заключающаяся в том, что все документы об образовании, выданные начиная с 2015-2016 учебного года после окончания обучения в образовательных организаций, и в которых отсутствует хоть один предмет, указанный в п.18.3.1 ФГОС ООО, являются недействительными.

И соответственно все ВУЗы страны, начиная с 2016 нарушили закон, приняв на учебу выпускников школ с недействительными аттестатами об их окончании, у которых нет второго иностранного языка, т.к. они не соответствуют ФГОС ООО(!!!).

А все письма, которые Минпрос РФ рассылает по ФГОС ООО не являются законными нормативными документами.


На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 10, 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»,


ПРОШУ:


  1. Признать незаконным решения должностных лиц прокуратуры о перенаправлении нашего обращения в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.

  2. Признать незаконным и необоснованным ответ министра общего и профессионального образования Свердловской области.

  3. Провести тщательную проверку всех изложенных обстоятельств.

  4. Применить меры прокурорского реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений и предотвращение введения в МАОУ СОШ №171 г.Екатеринбурга и других образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу, предмета "Второй иностранный язык".

  5. Проверить законность всех аттестатов выпускников образовательных школ России с 2016 года, в которых нет сведений об изучении второго иностранного языка и правомерность принятия на учебу в ВУЗы России студентов с не действительными аттестатами об окончании школ, без 2-го иностранного языка, т. к. они не соответствуют ФГОС ООО.


Прошу дать мотивированный ответ в установленные законом сроки.


Председатель

Центрального Совета

Межрегионального общественного движения

в защиту прав родителей и детей

«Межрегиональное родительское собрание»


Консультант-эксперт

Общественной палаты

Свердловской области


ПодписьГ.jpg





Г. С. Авдюшин



7  МОД_МРС_ №675 ОТВЕТ 1. Генпрокурору РФ о втором иностранном языке..jpg
8  МОД_МРС_ №675 ОТВЕТ 2. Генпрокурору РФ о втором иностранном языке...JPG

Возврат к списку


#WORK_AREA#