Совершенство.

Совершенство. 08.06.2013

Совершенство.

Жильцова Анна

Совершенство.

Из всех существующих в мире педагогических систем, только педагогика основанная на христианской постановке педагогических проблем, ощущает в развитии личности таинственную глубину, стремление к масштабному совершенству индивида, силы которого, однако не находятся в распоряжении самого человека.

Одна из таких острых педагогических проблем заключается в новом понимании и переработке, с точки зрения педагогики православия и антропологии образования, такого аксиологического понятия как совершенство. В контексте педагогики православия и христианской позиции многоаспектность данного понятия приобретает феноменальный, и исключительный характер. Совершенство в контексте педагогики православия сводится, как к принципу всеобщей универсализации, разносторонности воспитания, образования, приобретая добродетели. (Будьте совершенны, как Отец…) Так и стремится иметь обоснование категории совершенства в реальной культурно-исторической действительности, применимости и научаемости рассматриваемому понятию в практической жизнедеятельности учащегося.

В структуре понятия совершенства можно выделить два аспекта: внешний и внутренний. Стремление к видимому, «осязаемому» совершенству – это положительный, творческий корень, это вера в человека в собственный созидательный потенциал. Сама по себе эта вера не только не идет в разрез с основными положениями христианской религии, но, и образует сущностное, центральное ядро самой педагогики. Возвышение человека над естественной природой, отвечает присвоенному ему Богом царственному значению, тем более, царство человека расширяется за пределы космоса с точки зрения феномена Обожения: « Ибо людям дана «власть быть чадами Божьими» (Инн. 1; 12), а значит, и способность выражать совершенное творение.

И внутренняя имманентная направленность осознание достижения совершенства, являющаяся не отвлеченным абстрагированным умонастроением, но реальным познанием и приобретением возможного опыта. Где ежедневная «устремляемость» к совершенству, есть глубокое осознание собственного несовершенства, христианское переживание уязъвленности греховной человеческой натуры и ее преодоление, лежащий через путь Христа. В таком контексте личная стезя совершенства – это отказ от самостоятельного самоувековечивания, необходимость довериться Богу вести человека промыслительными дорогами.

В педагогической работе, как процессе ежедневного взаимодействия с учащимися идеал, совершенства, как реально воплощаемый Образ Бога должен исходить от самой личности учителя. Идеал совершенства должен раскрываться через индивидуальные навыки и умения, корректно обращать учащихся к духовному опыту. Поэтому главным для педагога, является неутомимое желание нравственного совершенства, а значит, и непрестанное недовольство самим собой и собственным духовным состоянием. Развивать в учащемся способность быть ответственным за собственное существование и научить искать подлинный, совершенный смысл жизни неотделимый от Богомыслия. Это в свою очередь приведет к новому модифицированному живому опыту, как позитивному результату общения между педагогом и учащимися. Учитель, допущенную только им неточность в воспитательно-педагогическом процессе должен рассматривать с точки зрения трансформации общего духовного опыта учащихся и себя самого, именно ответственность преподавателя служит показателем, как обучаемости, так и совершенства личности. Таким образом, в систему образования, должен прийти учитель, несущий в себе высокий идеал духовной культуры.

В таком случае, школа и система педагогики в целом, будет восприниматься, не как формальное общеобязательное образовательное учреждение, а как особый неповторимый род духовного производства и воспроизводства человеческой деятельности, в определенном мировидении и формировании условий и способов вхождения в жизнь в соответствии с ним.

Раскрывая более подробно проблему практической реализации концепта педагогики православия, важно учесть необходимость формирования иной школьной среды, предполагающей установление между педагогом и учеником отношений, основанных на этике сотрудничества, взаимозависимости, глубоком уважении и заинтересованности, на сущностной душевной и духовной сопричастности в процессе обучения и воспитания. Взаимодополнение и творческое взаимопроникновение – основа для снятия существующего в современной педагогике противостояния, того противоречия, из которого проистекает духовный и душеный разрыв между учителем и учеником. Это, в свою очередь, породит новые образовательные методики, ориентированные на диалог, воспитание уважения друг к другу, обеспечение права ребенка на открытость, самостоятельную рефлексию и принятие духа в целом христианской, а в частности православной формы и традиций.

В таком случае принцип педагогики приобретает иной антропологический и религиозный характер, а именно, как искусство совершенствования личности учащегося, как стремление к преображению по Образу и по Подобию Божему, как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всего многообразия его сил и сторон; соблюдающее иерархический принцип в устроении человека: дух, душа и тело. Эта первичная целостность у ребенка еще обладает свойством неисполненности, не до конца проявлена, но все равно при этом остается целостностью - залогом дальнейшего совершенствования и исполнения. Учащийся должен отрефлексировать и уяснить, что совершенство человека есть реальность, которая наполнена смыслами, данными этой реальности Богом. На языке патристики это называется « логосное совершенное устроение мира». Совершенство и целостность, о которой мы говорим, с этой точки зрения обладает свойством «иконичности» и возводит сущее от видимых образов к Первообразу, все исполняющему совершенным смыслом.

Рассматривая жизнь человека как непрестанное развитие в процессе духовного становления мы можем говорить о возможности и необходимости принципа "непрерывного образования", который исходит из понятия совершенства. Тем самым, совершенство образования и его непрерывность представляют собой единую систему, включающую в себя процесс развития, процесс духовного становления и те условия, в которых они совершаются, а именно; содержательную и формальную части процесса, целенаправленные педагогические воздействия.

В педагогике православия абсолютно неприемлем жесткий свод нормативов, примеров и воздействий, под которые нужно и возможно подогнать развитие и обучение ребенка, втиснутые в рамки понятия совершенства. Жизнь каждого индивида априорно ценна именно своим собственным обоснованием, видением, личным опытом - на это педагог и должен ориентироваться. Важно учить детей содержанию и принципам совершенства, а не заниматься пустым формотворчеством. За восторженным и пафосным понятием «совершенства» обучающийся должен видеть не классическую, наработанную временем и трудом совокупность идеальных «сверхчеловеческих» качеств и атрибутов, но только лишь Образ Божий в человеке – в этом кроется основа трепетного, тонкого отношения людей между собой, стремления к идеализации и совершенству любого Другого. Кроме того, «совершенство» - приобретение живого знания, которое «экофильно», исходит из понятия полноты совершенной любви к природе и человеку, уважения к ним и заботе об их дальнейшем существовании и развитии, особенно– смосовершенствовании и воспитании духовно-творческой индивидуальности.

Таким образом, категория совершенства – представляется в контексте педагогики православия, как особый непрерывный процесс духовно-практического взаимодействия учащегося и педагога в ходе которого усвояются, воспитываются и реализуются основные положения и принципы, основанные на полноте всех достоинств свойственных в высшей степени Христу.

1. Мельков А.С. Религиозное построение педагогики с позиций христианской антропологии // Сборник материалов по итогам научно-исследовательской деятельности студентов в областях гуманитарных, естественных и технических наук в 2002 году. М., 2002.

2. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

3. См.: Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. СПб., 1894; Ушинский К.Д. Собр. соч. М., 1988.

4. Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. М., 1993.

5. Рачинский С.А. Сельская школа. М., 1991.

6. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.

7. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М. 1996.

8. Мельков А. «Идите, научите…» // Вестник Тульской Православной классической гимназии. Тула, 2003. № 5

9. Н. Жевахов. Назначение школы. СПб., 1998.

10. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 1999. С. 66.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 2. С. 69.

12. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. Рыбинск. 1997.

13. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000.

14. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.

15. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. Москва-Воронеж. 1996


Возврат к списку


#WORK_AREA#