Современное российское образование в свете христианских ценностей

Современное российское образование в свете христианских ценностей 11.06.2013

Современное российское образование в свете христианских ценностей

Современное российское образование в свете христианских ценностей

2000 лет назад человечеству были даны Спасителем две относительно простые, но вполне достаточные формулы жизни. Первая: «Возлюби своего ближнего, как самого себя». Вторая: «Ищите и обрящете». Если бы не этот завет, то люди давно разорвали бы мир на части в водоворотах своей мелочности и личного эгоистического интереса. 2000 лет тому назад человечеству был указан путь спасения от эгоизма и лжи. Человечеству понадобился более высокий мотив для жизни, чем получение удовольствия от какой-то совместной деятельности. Этот мотив – поиск истины и обретение ее в творческом порыве, в любви к человеку, жажда правды. Первое рождало гениев, второе – нравственно развивающихся людей. В этих условиях человек был не только частью своего этноса, клана, семьи, он непременно должен был стать саморазвивающейся личностью и лично нести ответственность за свой нравственный выбор, не прячась за спину этноса, клана, семьи.

Эти нравственные установки стали основой образовательной системы в христианской цивилизации, а также ядром ее педагогики.

Христианская цивилизация создавалась подвижниками. Христианину духовно принадлежит весь мир. Его щедрая, благородная, отзывчивая, открытая, творческая натура стремится к решению мировых вопросов бытия, и он с присущим ему вселенским размахом создает науки, искусство, философию, промышленность, совершенствует социальные формы жизни, не обозначая границ использования своих достижений, щедро делится ими с другими народами. Подвижничество, служение, проповедь добра и долга заложили основы мировоззрения, которое одухотворено идеей поиска истины во имя общественного блага. «Ищите и обрящете» - это правило духовного напутствия Христа ученикам стало моральным критерием и величайшим импульсом развития классической школы, европейского образования, русского в том числе, в основание которого положены принципы преодоления низменного, эгоистичного ради творческого порыва к открытию, откровению, духовному подвигу.

На рубеже XXI в. классическое системное образование, ориентированное на творческий поиск, рискует быть уничтоженным. Эгоистичный, низменный человек вступает в решающую стадию борьбы с Христом и Крестом; ему, алчущему не правды и истины, а плотских удовольствий, мешает мораль жертвенной любви. На наших глазах рождается новая педагогика, новая система образования, лишенная духовного смысла и творческой перспективы. Ибо сказал Христос, что «без меня не можете делать ничего». С одной стороны, разрушение целостного, системного, объемного мышления, которое позволяло человеку прошлых веков воспринимать мир как целостную систему бытия, что делало его жизнь устойчивой и осмысленной, с другой стороны, укоренение в новых воспитательных доктринах принципа сочетания приятного с полезным во благо личных узкопрактических интересов.

Еще до недавнего времени педагог должен был ориентировать учащихся на высокие, подвижнические цели, развивать в них творческое начало, укрощать эгоизм и поощрять самоотверженное служение делу, а это все христианские ценности. Вспомним, что говорил Христос ученикам: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы – свет мира… Да светит свет ваш пред людьми, чтоб они видели ваши добрые дела» (Матф., 5:13). В них, в своих учениках, Христос видел провозвестников новой эры, в которой человеческая личность становится мощным двигателем творческого созидания, обновления обветшавшего мира, воплощением идеи бессмертия.

В Евангелии заложен и прообраз нашей европейской классической школы. Даны целевые установки: «Я есть путь, истина, жизнь», «ищите и обрящете», «стучите, и вам откроют», «вы - соль земли», «светите людям». «Сейте разумное, доброе, вечное!» - иными словами, но эту же мысль выразил выдающейся русский поэт Н. А. Некрасов. В Евангелии апостолы называют Христа Учителем. Он же – духовный наставник. Он философ и поэт, он обращает пытливый ум учеников к решению глубоких, нравственно-философских задач, заложенных в притчах. О чем говорят? О том, как строить жизнь, и в сущем, преходящем пытаются узреть вечное.

В свете современных педагогических воззрениий всякое напряжение ума, воли, души ученика, такие понятия, как служение, исполнение долга, самоотверженный труд считаются архаичными и даже репрессивными, ибо они требуют, обязывают, ограничивают. А жить надо в духе Каббалы: наслаждайся – ты этого достоин! Не поисками своего места в жизни обременен современный человек, ибо сама жизнь представляется ему хаотичной и случайной, а поисками своего «местечка», ниши для себя, любимого. «Очень хорошо устроился», - так говорят сейчас об успешном человеке. Идеология личного устроения, на самом деле, проистекает из «местечкового» сознания, которое формирует своеобразное «гетто» в жизни современного человека, не созидающего, а потребляющего; все усилия его сконцентрированы на узкопрактических целях и сведены к языческому примитивизму: еда, совокупление, вещи, которые забавляют его, как цацки примитивного туземца. Он их меняет, как бусы или перья, и рад такому разнообразию в жизни. Ни во что глубокое, настоящее, идеальное, вечное он не вникает. Живет почти как животное, отправляя свои естественные потребности. Но человек тем и отличается от животного, что ему, человеку, в отличие от животного, нужен высокий мотив для жизни. Человек-потребитель не способен к саморазвитию, а «общество потребления» имеет только одну стратегию – вырождение.

Классическая школа не нужна современной элите, являющейся реальным правителем мира, она борется с ней, как и со всем христианским, хотя именно этой школе обязана своими интеллектуальными успехами, поскольку сама вышла из нее. Почему же такая школа ей не нужна? Потому что она воспитывает мыслящую и духовно не зависимую от них личность. А нужно послушное стадо, которое было бы легко обольстить и поработить.

Обольщать и порабощать – основная задача фарисеев от политики, от экономики, от образования, о которых предупреждал нас Христос: «Лицемеры!», «Волки в овечьей шкуре», «По плодам их узнаете их».

Итак, как же обольщают современного ученика? Современная педагогика, во-первых, рекомендует внушать ему, что он изначально умен, у него масса достоинств, учитель всегда с улыбкой, поздравляет с успехом, хвалит и ни в коем случае не травмирует его нежную психику своими замечаниями и требованиями. Эти идейные установки идут вразрез не только с педагогикой, но и с элементарной физиологией человека. В своем труде «Двадцатилетний опыт» выдающийся русский ученый, лауреат Нобелевской премии академик И.П. Павлов писал: «Для полного, правильного, плодотворного проявления рефлекса цели требуется известное его напряжение <…> существование препятствий. Пусть напрягается в ответ на препятствия мой рефлекс цели, и тогда-то я достигну цели, как бы она трудна ни была для достижения».

Второй способ обольщения – позволить ученику свободно самовыражаться: хочешь разговаривать на уроке – разговаривай. Это рабочий шум. Перебиваешь учителя – самовыражаешься. Дошли до того, что всерьез «методисты» стали обсуждать вопрос: если ученик не расположен усваивать тот или иной материал, нельзя его заставлять, так как это репрессивная педагогика. Уходит в прошлое эпоха, когда учитель бился за каждого ученика, тратил свое время на дополнительные занятия, убеждал, шел подчас на конфликт с учеником ради него же самого…

Третий способ обольщения – поиски наиболее легких и приятных способов мыслительной деятельности. Упрощаются формулировки правил, низводятся до антинаучных, изымаются доказательства теорем, из преподавания литературы убирается обучение написанию сочинения (это очень трудно, оказывается). Очень зыбким и неубедительным был в свое время большевисткий довод о преимуществах облегчения и упрощения языка, на что остроумно откликнулся религиозный философ Иван Ильин, назвавший новое правописание "кривописанием": "Это наглядный пример того, когда «проще» и «легче» означает хуже, грубее, примитивнее, неразвитее, безсмысленнее, или, попросту, - слепое варварство. Пустыня проще леса и города; не опустошить ли нам нашу страну? Мычать коровой гораздо легче, чем писать стихи Пушкина или произносить речи Цицерона; не огласить ли нам российские стогна коровьим мычанием? Для многих порок легче добродетели и сквернословие легче красноречия <…> Вообще проще не быть, чем быть; не заняться ли нам, русским, повальным самоубийством? Итак, кривописание не легче и не проще, а безсмысленнее" (из статьи "Заключительное слово о русском национальном правописании").

От учебы современный ученик желает получать, в первую очередь, удовольствие. Это четвертый способ обольщения. Игра. Играют сейчас все. Игры на телеэкране, любовные игры, политические игры. Какое-то сплошное казино! Контрольные работы в форме игры, урок как игра, мастерская-игра[1], играми сегодня пронизан весь учебный процесс. Что же на выходе? Невежество, неспособность логически мыслить и самое главное – неспособность мыслить концептуально. Концептуальность мышления формировалась в народах веками, благодаря этому совершались великие открытия, прорывы в иные цивилизации и миры. Напряжение умственных и духовных усилий, а не игра были основными психолого-педагогическими установками классической европейской школы на протяжении веков. Именно этот подход выкристаллизовывал гениев, которые были маяками для человечества, а посредственность знала свое место, и никто ее не «раскручивал», выдавая за гениальность. В обществе существовали правильные ценностные ориентиры, оно адекватно отвечало на проблески гениальности и укрощало бездарность. В современном учебном процессе мы не можем выявить наиболее талантливых, что не менее важно - наиболее трудолюбивых (муки творчества давно ушли в прошлое). Но зато это великолепное поле для всякого рода проходимцев от педагогики и самовлюбленной посредственности.

Вторая цель современной либеральной педагогики – порабощать сознание ученика. С этой целью и внедряются модели, дезинтегрирующие, расщепляющие его сознание, превращающие в хаос, искажающие суть вещей, извращающие сами формы бытия.

Примером такого рода технологий является «система» Бунеева Р. Н.и Бунеевой Е. В. «Школа 2100. Свободный ум». Подробно о ней, так как авторы претендуют на трансформацию всей области образования и воспитания.

В этой «системе» речь идет об отказе от фундаментальных базовых знаний и преемственности духовно-нравственного и гражданского развития всех коренных народов России. «Система» разрушает целостное мировосприятие с помощью мозаичного и хаотичного подбора учебного материала, искажает исторические реалии, смещает приоритеты, выводит логическое мышление за пределы учебного процесса, анализ явлений и событий подменяет разгадыванием по типу кроссворда (совсем в духе Каббалы!), формализует, упрощает полноценные сферы человеческого бытия[2].

В части русского языка и литературы (а именно анализом этой части я и занималась) составители «системы» программируют детское и юношеское сознание на презрение к традиции, отношение к миру как к театру абсурда, гипертрофию одиночества, страха, тяготение к пороку, антиэстетике, провоцируется асоциальное поведение (наркомания), закладываются основы психопаталогии личности, беспомощной – с одной стороны, агрессивной и циничной – с другой. Это не что иное, как сознательное внедрение дегенерации.

Проблема духовной безопасности детей, формирование устойчивой психики всегда была едва ли не главной воспитательной задачей всех учителей во все времена. Данная «система» навязывает учащемуся неадекватные его возрасту поведенческие стереотипы через постановку невыполнимых задач и преждевременное приобщение… ко взрослому опыту жизни.

Выстраивание определенного образного ряда через соответствующую подборку литературных произведений, демонические иллюстрации к ним в духе американских комиксов и блокбастеров, манипулятивные сцепления тем, идей, образов, воздействие на подсознание с помощью словесной и цветовой символики – все это свидетельствует о нейролингвистическом программировании на существование человека вне родины, природы, семьи, друзей, идеалов, гражданского долга.

Инициатором, куратором данного проекта в Министерстве народного образования является Исаак Иосифович Калина, директор Департамента государственной политики в области образования Министерства образования и науки России. Источник финансирования - Всемирный Банк Реконструкции и Развития. Идеологическое обеспечение осуществляется согласно следующему документу: «Мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые… Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться трагедия гибели самого свободолюбивого и непокорного на земле народа, окончательного угасания его самосознания. Из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театр, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности

Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением… Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них космополитов»[3].

Мистика, оккультизм (Каббала!), разрыв с реальной действительностью, традицией, хаос, извращенность, аморальность – вот системообразующие принципы новой бунеевской педагогики, обесценивающей, в конечном счете, человеческую жизнь.

В газете «Новый Петербург» (№ 25 от 14.06.2007, с. 5) читаю: «Лечение фетальными материалами, поступающими из абортариев, стало весьма прибыльным делом <…> Вывоз материалов из мяса и крови только что абортированных детишек оказался весьма рентабельным настолько, что возможно оплачивать проживающую в Москве «человекоматку», ежегодно зачинающую детей для того лишь, чтобы их абортировать (в столице есть фирмы, подпольно практикующие этот бизнес), пока хватит здоровья на ежегодные аборты».

Что же это за «человекоматки»? Откуда они возьмутся? А это недавние школьницы, воспитанные новой либеральной (нерепрессивной), толерантной педагогикой бунеевского «свободного ума», прошедшие через образы пауков, домовых, пиратов, мумми-троллей, колдунов, Кады-Мады (?), слонокотов (?), ужастики Толкина (в начальной школе)[4], эротику Мопассана (в 6 и 8 классах)[5], дневник 15-летней наркоманки А. Франк «Синяя трава» (в 7 классе)[6], дневник Адриана Моула (циничное отношение к родителям – тоже 7 класс)[7], «сны» А.и Б. Стругацких, хохмы М. Веллера и «вредные советы» Г. Остера[8], иллюстрации С. Дали (в учебнике 7 класса)[9], через хэллоуины, фестивали пива, уроки так называемого «полового просвещения» – все сделала школа, чтобы эту «человекоматку» вырастить и направить на…

В чем смысл и ценность человеческой жизни? В чем истинная красота человека? Что есть настоящая любовь и дружба, в чем радость, тепло человеческих отношений, счастье и долг замужества, материнства, что такое любовь к родине, подвиг, служение, самопожертвование? Нет! Ничего такого не предусмотрели Бунеевы в своей новой педагогике 2100, из которой так и выглядывает циничный оскал лукавого, хохмача, дегенерата:

Жирный паук

Взгромоздился на сук

И не видит меня

Среди белого дня.

Эй, старый дурак,

Я подам тебе знак,

Паутину бросай

И меня догоняй!

Паутины вьется нить,

Мне готовят сети,

Но меня им не скрутить

Ни за что на свете.

Вот я, вот! Вам везет,

Слушайте, глядите!

Пауки, дураки,

Ну-ка, догоните! (Джон Р. Р. Толкин «Хоббит»)[10]

Каков же субъект, продукт, выпускник современной школы в будущем? В лучшем случае, это работник офиса, который, конечно, составит сводку цен на древесину, но диссертации он уже никогда не напишет.

Итак, чтобы не блуждать в потемках догадок, недоумений, бесплодных поисков суперэлитных школ, лицеев, гимназий и т.д., нам надо увидеть и понять главное: трансформация системы российского образования и воспитания происходит не в рамках так называемого прогресса, а в соответствии с определенными целевыми установками на положение нашей страны в системе глобального проекта. Его, нашего школьника, сознательно опускают до уровня исполнителя, робота, обслуги, в перспективе – поставщика биоматериалов.

Вполне мы уже созрели для школы колониального типа в малоразвитой, малокультурной стране, не имеющей перспективы развития. Этакий северный Таиланд!

Возраст добровольного согласия для вступления в половые отношения составляет 16 лет[11]. Ниже планка только в Таиланде. На очереди – принятие Госдумой закона о легализации проституции.

На самый низший уровень перемещают российский народ. Человек – тупой исполнитель, общество – толпа люмпенов.

Новый мировой порядок, о котором уже сейчас говорят в открытую, не предполагает в принципе понятия ценности человеческой жизни. Разрушительная сила глобализации сокрушит все нравственные преграды на пути к обогащению и процветанию так называемой мировой элиты, обслуживать которую будет так называемый «золотой миллиард». Что же с остальными? Их судьба прописана в книге Жака Аттали, одного из идеологов «нового мирового порядка», «На пороге нового тысячелетия». Книга переведена на русский язык, издана в Москве в 1993 году: «В грядущем «новом мировом порядке» <…> число побежденных, конечно, превысит число победителей. Они будут стремиться получить шанс на достойную жизнь, но им, скорее всего, такого шанса не предоставят <…> Наркотики – это кочевая субстанция для побежденных грядущего тысячелетия, отрешенных и отверженных. Они дают возможность для внутренней миграции, становясь чем-то вроде побега из того мира, который ничего им не предлагает <…> Грядущий мировой порядок <…> превратит человека в товар массового производства <…> Со вставленными в него искусственными органами он станет и сам искусственным существом, которое можно будет купить или продать, как любой другой предмет или товар <…> Человек начнет создавать себя сам так, как он создает товары <…> на специальных складах живых органов потреблять других людей, как и прочие предметы, и странствовать в чужих организмах и мозгах <…> Человек грядущего тысячелетия позволит потреблять себя кусок за куском в рыночном смысле этого слова»[12].

В «Независимой газете» от 7 сентября 2000 года была опубликована в сокращенном варианте аналитическая записка генерального директора информационного аналитического агентства при Управлении делами президента РФ Александра Игнатова. Называлась она «Стратегия «глобализационного лидерства» для России». Кроме того, этот материал несколько позже был озвучен по каналу ТВЦ в программе «25 час». Пункт 6 первой части этой записки цитирую дословно, без купюр: «Ключевым фактором, влияющим на современные глобализационные процессы, является деятельность мирового правительства. Не вдаваясь в душераздирающие подробности, рисуемые нам многочисленными теориями заговора, следует признать, что эта надгосударственная структура вполне эффективно исполняет роль штаба «нового мирового порядка». Однако в своей работе эта организация ориентируется на интересы малочисленной элиты, объединенной этническим родством и инициацией в ложах деструктивной направленности. Данное обстоятельство – узурпация власти в мировом правительстве хасидско-парамасонской[13] группой – требует скорейшего исправления».

Это исправление не может происходить без понимания сущности природы тех, о ком выше шла речь. Об их природе сказал Иисус Христос в Евангелии от Иоанна: «Ваш отец – диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (8:44).

Народ сей ослепил глаза свои

и окаменил сердце свое,

да не видят глазами,

и не уразумеют сердцем…

Евангелие от Иоанна, 12:40

Дмитриева Е.Т.,

Преподаватель русского языка и литературы,

член Петровской Академии. Выступление в Публичной библиотеке 21 мая 208 года.



[1] «Учащиеся приносят лоскутки, пропитанные духами, или флаконы с пахучими веществами, приятными участнику игры, и т.д., благодаря чему в классе создают «ароматические букеты». Делают их путем прикрепления лоскутков, пузырьков, мешочков и других носителей запаха на куски холста» (см. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. СПб., 2007. С. 56). Идея данного пособия – освободить учащихся от необходимости грызть гранит науки и доставить «райское наслаждение». Нет, это не урок труда, не группа продленного дня. Это для учащихся 7-8 классов! Одни названия игр чего стоят: «Букет», «Традник» (?), «Бинго» (?), «Зебра», «МММ» («МнеМоническая матрица») – см. там же.

[2] Комплект учебников, тетрадей, методических пособий для учителя. М., «БАЛАСС», 2001.

[3] Директива Совета национальной безопасности США №20 / 1 от 18. 08. 1948 года

[4] Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Маленькая дверь в большой мир. Ч.1 и 2 (Учебно-методический комплект по чтению для начальной школы). М., «БАЛАСС», 2001.

[5] Комплект Бунеевых.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Маленькая дверь в большой мир. Ч.1. М., «БАЛАСС», 2001. С. 116-117.

[11] Из поправок в Уголовный кодекс от 20 июня 2003 года. Принят на заседании Госдумы.

[12] Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М., 1993. С. 116-117, 119-120.

[13] О деятельности хасидов, ортодоксальной иудейской секты, см. подробно в исследовании Владимира Ивановича Даля «Записка о ритуальных убийствах».    


Возврат к списку


#WORK_AREA#