Значение подвига Сергия Радонежского в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Значение подвига Сергия Радонежского в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. 26.02.2015

Значение подвига Сергия Радонежского в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Шаров А.Д.

ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский политехнический колледж»

(г. Каменск-Уральский)

Сила подвига в любое время развития цивилизации имела значительное влияние в нравственном воспитании человека, а в существующий период особенно, так как не берется во внимание духовный подвиг человека. К сожалению, средства массовой информации недостаточно глубоко освещают этот доминирующий фактор развития личности.

Духовный подвиг – это внутреннее преобразование человека, его внутреннее восхождение, которое всегда направлено на выполнение значительного, величественного. Духовный подвиг силой мысли направленный на Общее Благо, на осуществление великих задач развития народа России, развития человечества имеет в своей глубине нравственные характеристики, как альтруизм и самоотвержение во имя лучшего для всего мира.

«При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание» (В. О. Ключевский).

«Как святой, Сергий одинаково велик для всякого, – писал известный русский писатель Б.К.Зайцев. – Подвиг его всечеловечен. Но для русского в нем есть как раз и нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность – сочетание в одном – рассеянных черт русских. Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвное возведение в народного святого, что навряд ли выпало другому» [1]. Основоположником, Строителем и Ангелом-Хранителем России назвал Преподобного Сергия П.А.Флоренский.

Само понятие общности «Русский народ» немыслимо без имени его Воспитателя и Предводителя. Одним из признаков силы и даже какой-то избранности народа является его способность подниматься с колен в самых тяжелых ситуациях. Стояло такое испытание и перед нашей страной, когда русский народ более двух веков существовал в рабском положении во времена монголо-татарского ига. Несколько поколений сменились, не зная свободы, а всем известно, что мать – рабыня не может воспитать никого, кроме раба.

День Куликовской битвы был кульминационным в судьбе России, когда решался вопрос – быть или нет Земле Русской, и именно тогда все страны узнали о силе нашего характера, тогда же зарождалась любовь и уважение, обреталась освободительная сила в лице России, для многих наций и народов, и в этот же день особо ярко проявилась связь наша с Высшими Силами. Мы все знаем о роли Преподобного Сергия Радонежского и его участии в битве с полчищами Мамая [2].

Но и здесь Высшие Силы не оставили Россию. И именно в это время родился человек, которому было суждено стать Воспитателем и предводителем русского народа. Как отметил наш историк В.О. Ключевский, на Западе не могли взять в толк – как мог такой светоч появиться на Руси? Ведь огонь его жизненного подвига не только определил будущее России на много веков вперед, но и явился той духовной основой, благодаря которой мы наблюдали золотой и серебряный век русской культуры. Именно он утвердил за нашей Родиной Знамя лучшего Будущего, дав ей немеркнущее в веках определение – Святая Русь – и предвидя ее роль в мировых событиях. Речь, конечно же, идет о Преподобном Сергии Радонежском.

Если человек так остро напрягается вверх, так подчиняет пестроту свою линии Бога, он подвержен и отливам, и упадку, утомлению. Бог есть сила, Дьявол – слабость. Бог – выпуклое, Дьявол – вогнутое. У аскетов, не нашедших еще меры, за высокими подъемами идут падения, тоска, отчаяние. Ослабшее воображение впадает в вогнутость. Простое, жизненно-приятное кажется обольстительным. Духовный идеал – недостижимым. Борьба - безнадежной. Мир, богатство, слава, женщина... и для усталого миражи возникают.

С чего же начался этот беспримерный подвиг, имевший столь огромные последствия для целой страны? Конечно же, с себя. Принято считать, что один в поле не воин, но это не так. Даже один человек может сыграть роль своеобразной закваски для того теста, из которого будут слеплены самые лучшие и прочные построения. И все сказанное, конечно же, относится к внутреннему миру человека, потому что внешние действия – это следствия мыслей и чувств, которыми наполнено наше сознание. Подвиг – это не разовый поступок, но это непрерывный, ежедневный процесс по расширению своего сознания и преобразованию своих несовершенств в свои противоположности [2].

Несовершенства потому и требуют своего преобразования, что заложенный в них темный потенциал разрушителен, причем для самого же человека, способствующего их проявлению. Когда в своем сознании мы сменим направление мыслей на созидательное, на гармонию с окружающим миром, мы займем в нем достойное, предназначенное нам место. Но как много всего надо изменить, преобразовать в себе, а это требует длительного времени, которого у нас так мало. Чтобы наши светлые мечты реализовались, нельзя ни дня проводить в бездейственном легкомыслии. И очень важно ежедневно вновь и вновь настраивать себя на свой «подвиг».

Слово «Подвиг» есть только в русском языке, и это не случайно. Ведь во всех пророчествах, предвидениях и указывается на небывалый рассвет России, расцвет духа ее народа. И это обязательно произойдет. Благодаря нашей богатейшей культуре, ее вечным основам, черпает русский народ несломимую силу, из-за которой уважают ее другие страны. Но мы не грозим никому. Ведь именно подвиг настраивает на миролюбие. Те, кто знает цену свободы и независимости, испытанную и заслуженную в небывалых сражениях, прилагают к жизни иную мерку, мыслят иными категориями, чувствуют неведомое другим. Именно поэтому весь мир с надеждой смотрит на Россию. Смотрит и ждет от нее подвига открытия двери для всех в новый, лучший мир.

И можно, подражая Преподобному Сергию Радонежскому , взять в своем устремлении настолько великую цель, что, следуя ей, ты будешь как маяк светить другим людям – тем, кто не хочет жить потребностями только своего тела, но для кого важен путь развития своей души. Несмотря на то, что очень мало примеров в жизни для подобного подражания, свет сердечных устремлений подобен факелу Данко. Вот так Сергий, живший в пустынном месте, но высоко проходя свой земной путь и утверждая в нем лучшие моральные принципы, смог добиться невозможного – заронить в сознание целого народа Великие заветы в качестве образа мышления.

К чему же призывал Сергий своих последователей, какие новые горизонты он смог им раскрыть? Конечно, счастье он предлагал видеть не в удобствах и не в радостях земных. Он звал их в Будущее, в такое, где каждый сможет полностью раскрыть свои, в нем заложенные возможности, где ждет нас блаженство в слиянии с Живым Творящим Космосом (Пресвятой Троицей), где новый расцвет творчества станет всеобщей новой реальностью. Но все эти дары Неба, немеркнущий Божественный Свет надо еще суметь принять, а для этого нужна ежедневная кропотливая подготовка.

И именно то, что смогли мы воспринять как руководство к ежедневному действию Великие заветы Христа, дает право нашей стране называться Святой Русью (пусть и в перспективе, но не такой уж и далекой), способной вести за собой других в новый мир. Предвидя это, Преподобный Сергий каждому, кто бы ни приходил к нему (крестьяне ли, князь или святитель Алексий) с вопросом: что делать ему? – неизменно отвечал: «Помоги Земле Русской». Этот его завет исполняли все лучшие люди России во все времена, и не случайно являлся отче Сергий в самые сложные моменты в нашей истории, призывая к действию и устремляя в Будущее [3].

Студенты с большим интересом воспринимают информацию о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны, это классический пример воспитания. Но надо еще углубляться в исторические факты нашей родины и раскрывать глубинные, внутренние смыслы, побуждающие на развитие духовных качеств человека. И подвиг нашего Покровителя – Сергея Радонежского, сумевшего своей духовной силой освободить Россию от рабства, преобразовать дух народа, сделать его народом-победителем в значительных схватках с врагами, незримо живет в сердцах русского народа и делает его непобедимым. Поэтому мы должны в очередной раз обратиться за помощью к Сергию Радонежскому для усиления своих внутренних, духовных сил в искоренении духа разобщенности, нигилизма, индивидуализма. Сила народа – в преобразующей духовной силе Святой Руси, – родине Сергея Радонежского.

Одно из лучших человеческих качеств – мужество, без которого человек не мог бы взращивать свой хлеб, отстаивать от жадных врагов родной очаг. Для доблести нет старости и оскудения, как и для звезд, каждую ночь сияющих над миром.

Сергий сам – живительный озон, по которому тосковали и которым утолялись. Он давал ощущение истины, истина же всегда мужественна, всегда настраивает положительно, на дело, жизнь, служение и борьбу. Исторически Сергий воспитывал людей, свободных духом, не рабов, склонявшихся пред ханом. Сильнейшее – ибо духовное – оружие против них готовили «смиренные» святые типа Сергия, ибо готовили и верующего, и мужественного человека. Он победил впоследствии на Куликовом поле.

В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, предательств, подлости неземной облик Сергия утоляет и поддерживает. Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим – немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере [1].

Список литературы

1. Зайцев, Б.К. Преподобный Сергий Радонежский: Духовная проза [Текст] / Б.К.Зайцев. –М.: изд. Детская литература, 2013. – 317с.

2. Флоренский, П. А. Троице-Сергиева Лавра и Россия. У водоразделов мысли [Текст] /П.А. Флоренский. – Новосибирск, 1991. – 227 с.


Возврат к списку


#WORK_AREA#